Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

turchin

Turchin Valery
Турчин Валерий Стефанович
1941 г.р.

Ученая степень, звание
Доктор искусствоведения, заслуженный профессор Московского государственного университета,
Действительный член (академик) Российской Академии художеств.

Сфера научных интересов
Русское и западноевропейское искусство XIX-XX искусство (преимущественно, романтизм, символизм, авангард)

Место работы, должность
  • Заведующий кафедрой истории русского искусства.
  • Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
  • Заведующий методическим отделом Московского музея современного искусства. Заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы (Москва).

Преподавание (лекционные курсы)
МГУ

Основные кураторские проекты, выставки
Увлекается художественной фотографией (три выставки в Москве).

Избранные публикации, теле-, радиопередачи 
1966
1. Начало пути. // «Творчество», № 1
1968
2. Композиция круглой скульптуры. // «Творчество», № 9
3. Панорама молодых (отд. статьи). // «ДИ СССР», № 10
4. Романтизм в русской портретной живописи. // «Художник», № 11
1969
5. Две встречи с работами молодых. // «Творчество», № 6
6. Забытые лица. // «Творчество», № 12
7. Русские писатели и поэты – художники. // «Художник», № 12
1970
8. Сложение традиций русского портрета. // «Вестник Московского университета. Серия «История», № 4
1971
9. Отто Дикс. // «Иностранная литература». № 6
10. Внутреннее пространство скульптуры. // Творчество», № 5
11. Картина – пространство – рама // «ДИ СССР»,№ 8
12. книга: «Портреты русских писателей в живописи 19 века». М. «Просвещение»
13. Художественная структура русского романтизма. // сб.ст «Методологические проблемы общественных наук. МГУ», М.
1972
14. Железобетон и церковь. Культовое строительство за рубежом. // «Наука и религия», № 3
15. Читая «Старых мастеров». // «Художник», № 4
6. Мастер натюрморта. Джорджо Моранди. // «Иностранная литература», № 7
17. Урбанистические утопии ХХ века – в кн. «Архитектурная форма и технический прогресс», М.
18. Окно: форма, пространство, образ // ДИ СССР», № 8
1973
19. «Герника» Пикассо – «Творчество», № 3
20.  Цвет в скульптуре. – «Творчество», № 11
1974
21. Весенние выставки Парижа. – «Творчество», № 8
22. Гиперреализм. – «Искусство», № 12
1975
23. Французские караваджисты. – «Художник», № 2
24. Осенние выставки Парижа. – «Творчество», № 3
25. Образ и форма музыкального инструмента. – «ДИ СССР», № 6
26. Выставка мебели в Гренобле. – ДИ СССР», № 7
27. Новые районы Парижа (в соавтор. С Н. Соловьевым) – «ДИ СССР», № 10
28. книга: «Орест Кипренский». М., «Изобразительное искусство».
1976
29. Искусство и политика во взглядах «новых левых» - «Советское искусствознание 75»
30. Рецензия: Русское и советское искусство» А.А. Федорова-Давыдова. – там же.
31. Полузабытый мастер русского портрета. А.Г. Варнек. – «Художник», № 8
32. Границы художественного образа в скульптуре. – «Творчество», № 11
1977
33. Импрессионизм в скульптуре. – «Советская скульптура 75» (1 ав.л.)
34. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн в Европе. – «Вестник Московского университета. Серия История», № 6
35. Паоло Трубецкой. – «Советская скульптура 76».
36. Молодые скульпторы-выпускники Академии. – там же
1978
37. Судьбы американского изобразительного искусства. – «США. Экономика, политика, идеология», № 3(99).
38. Концептуальные идеи неоавангарда – «Творчество», № 5
39. К суждению об авангарде и неоавангардизме ( в соавт. С Л. Бажановым) – «Советское искусствознание» 77/1».
40. Полихромия в станковой скульптуре рубежа веков. – сб.ст «Из истории русского искусства второй половины XIX –начала ХЪХ века». М.
1979
41. Рецензия: «О русской и советской критике» Р.С. Кауфман. – «Творчество», № 7
42. Художественная критика: претензии и возможности (в соавт. С Л. Бажановым) – «ДИ СССР», № 8
43. Из теоретического наследия В.Н. Домогацкого. – «Советская скульптура 77».
44. Светлана Островская. Скульптура. Вст. статья к каталогу. М.
45. Значение и функция материала в скульптуре. – «Творчество», № 11
46. книга-альбом: «... в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX вв. «. М., «Искусство».
47. Графический раздел на выставке «Автопортрет в русском и советском искусстве». – Советская графика 77».
48. Кипренский во Франции и Германии. – сб. Русское искусство второй половины XVIII - - первой половины XIX века».
49. Сюжеты картин Люсьена Дюльфана – «Советская живопись 77»
1980
50. книга-альбом: «MOSKAU. WELTSTADTE DER KUNST. DIE SCHONSTEN KUNSTWERKE AUS ELF MUSEEN». Leipzig (переизд. на англ. языке в Лондоне).
51. За гранью искусства (в соавт. с Л. Бажановым) – «ДИ СССР», № 9
52. Живая история. – «Творчество», № 12
1981
53. Выставка С. Островской. – «Советская скульптура 80»
54.  книга: «Эпоха романтизма в России». М., «Искусство».20 ав. Л.
55. В.Н. Домогацкий. Мысли об искусстве. – Творчество», № 7
56. книга: «Современная французская архитектура» (в соавт. С Н. Соловьёвым и В. Фирсаоновым). М. «Стройздат».
1982
57. «Die Entwicklung der Graphik der ersten Halfe des 19. Jahrhunderts» -   в  «Russische Malerei der ersten Halfe des 19. Jahrhunderts. Die Ausstellung». Baden-Baden.
58. «Das Werk O.A. Kiprenskijs». - ebenda
59. Художник пушкинской поры. – «Художник», № 3
60. книга: «Теодор Жерико». М., «Изобразительное искусство».
61. книга: «Монументы и города», М., «Советский художник».
62. брошюра «Орест Кипренский». М., Просвещение».
1983

63. «Марат» Ж-Л. Давида: образ, стиль, иконография. – «Советское искусствознание 82/ 1»
64. О художественном смысле фактуры. –«Советская скульптура 7»
65. К «Каталогу произведений О.А. Кипренского». Добавления и уточнения. – «Музей 4».
66. Пример Стендаля. – «ДИ СССР», № 5
1984
67. Надгробные памятники эпохи классицизма в России: типология, стиль, иконография – сб.ст. «От средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII- первой половины  XIX вв.».
68. Происхождение художественной критики – «ДИ СССР», № 5
69. Рецензия: «Скульптура и пространство» Н. Поляковой – «Советская скульптура 8»
70. Французские романтики и политическая оппозиция в годы Реставрации – «Советское искусствознание», № 1
1985
71. Рецензия: «У истоков советского монументального искусства» В. Толстого. – ДИ СССР, № 1.
72. Картина и рама. – «Художник», № 9
73. книга: «Александр Варнек». М., «Искусство»
74. Die linke Romantir (Frankreich und Ruaaland). Thesen. – Wiaaenschaftliche Zeitschrift der Humbold-Universitaet zu Berlin. Gesselchgtsw. R. XXXIV, 1/2.
1986
75. Маршруты неоавангарда – «Творчество», № 2
76.  Рецензия: «Очерки истории русской художественной критики XIX века» Р.С. Кауфмана – «Творчество», № 3
77. Образ нашего искусства – «Творчество», № 7.
78. книга: «Города и замки Луары», М., «Искусство»
1987
79. История искусства сегодня (в савт. С В.Головиным) – «Творчество», № 1
80. Виктор Думанян. – «Совесткая скульаптура 10».
81. Эрнст Юдин. – там же
82. XVII молодежная – Творчество», № 3
83. Зеркало. Пунктир истории. – «ДИ СССР», № 5
84. книга: «Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков». М. «Московский университет».12 ав.л.
1988
85. Электронная палитра. – «ДИ СССР», № 1
86. брошюра: «Авангардистские течения в современном искусстве Запада». М. «Знание».
87. Повелитель бронзы. Бурдель – «Художник», № 3
1989
88. Риторика тотального сомнения (в соавт. С Л. Бажановым) – «Творчество», № 2
89. Русско-французские художественные отношения в первой половине XIX века. – «Советское искусствознание 24»
90. Василий Кандинский – «Искусство», № 2
91. Поздние 80-е на Западе. – «ДИ СССР», № 8
92. Искусство Великой французской революции. – «Искусство», № 3
93. Романтизм и мы. – «Художник», № 9
94. Изобразительный мотив книги в русской живописи. – в альбоме «Книга в русской и советской живописи», М. «Книга».
95. Тулуз-Лотрек. – «Творчество», № 11
1990
96. Русский авангард и дадаизм в Париже. – сб. «Проблемы искусства Франции. ХХ век. Труды ГМИИ им. А.С. Пушкина».
97. «Новая вещественность» - искусство потерянного поколения. – «Советское искусствознание 26»
98. Татуированный ангел. 100 лет авангарда. – Творчество», № 9
99. Классицизм и мы. – «Художник», № 12
100. Одилон Редон. – «Творчество», № 12
101. Герберт Рид о проблемах искусства ХХ века – «Искусство», № 2
1991
102. Венский путь в ХХ век. - “Творчество”,  № 3.
103. Классика классицизма. - “Художник”, № 3; 0,5 ав. л.
104. Будущее ЦДХ. - “Декоративное искусство СССР”, № 2.
105. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления. - “Советское искусствознание”, № 27; 1,5 ав.л. (в соавторстве с Л.А.Бажановым)
106. Пунктир поп-арта. - там же.
107. Банки покупают искусство. - “Вернисаж” , № 1.
108. Страницы русского авангарда. - “Творчество”, № 12 (в соавторстве с В.П.Головиным).
109. альбом: Константин Коровин. – М., изд. “Изобразительное искусство”, 1 ав.л.
1992
110. Начало романтизма . - “Художник”,№ 6; 0,3 ав.л.
111. Декорации в декорациях. - “Декоративное искусство”. № 1-6.
112. Концептуальный “импрессионизм” Хетти ван дер Клодт. - “Декоративное искусство”, №7-8
113. Современное искусство. Анкета “ДИ”. - там же.
1993
114. Живопись Алены Кирцовой. - “Супремус”, № 1.
115. Символы эпохи. Автомобиль и  авангард. - “Декоративное искусство” . № 2-3.
116. Две художницы. Элиде Кабасси и Светлана Курмаз. Статья в каталоге выставки.
117. Тоска по иному бытию в картинах Натальи Нестеровой. Предисловие к каталогу выставки. Галерея «Студия», М.
118. Грустные улыбки в кривом зеркале рынка. - “Арт Медиа”, № 1
119. “Желтый звук” - синестетическая концепция В.В.Кандинского. Публикация либретто из архивов, предисловие и комментарии. - “Декоративное искусство”, № 1-2.
120. книга: По лабиринтам авангарда. «Издательство Московского университета». 12 ав. л.
121. Коллекция современной графики из России. Вст. ст. в альбоме «Современная графика России. Коллекция СП «Аншлаг». М.
1994
122. Традиции в авангарде. - “Творчество”, №1-4. О.3 ав.л.
123. Методология компаративизма в истории искусства. - там же.
124. Усадьба и судьба неоклассицизма в Росси. // сб.  Общества изучения русской усадьбы “Русская усадьба”. вып. №7 ( 17),М.- Рыбинск
125. В.В.Кандинский в Московском Университете. - “Вопросы искусствознания”, № 1.
126. Неокомпаративизм: история и метод. - “Вопросы искусствознания”, № 2-3.
127. Проблемы русского искусства второй половины ХУIII - ХХ века в контексте изучения западноевропейского неоклассицизма. - сб. “Русский классицизм второй половины ХУIII -ХХ века”., М., 1 ав.л.
128. В поисках четвертого  измерения. - “Вопросы искусствознания”, № 1.
129. Русский стиль. - “Наше наследие”, № 28.
130. Бронислав Тутельман. Предисловие к каталогу выставки в галерее “А-3”.
131. Works an Paper. Selection from the Kollodzei Collection of Contemporery russian Art. Сity  Arts  Center. Oklahoma.
132. Банки смотрят на искусство - искусство следит за банками. - “Банк”, № 1.
1995
133. Новые впечатления о старой Третьяковке. - “Накануне”, № 2. февраль.
134. Возвращение Кандинского. - “Накануне”, № 1-95, январь.
135. Небо - Ад - Чистилище. - “Накануне”, 5/6-95.
136. Кандинский. - “Декоративное искусство”, № 1-12.
137. Протоавангард: “авангард до авангарда”. - сб. “Современное искусство в контексте: теория, история, география, общество.
138. Русское в русском. Размышления о старой Третьяковке. - “Наше наследие”, № 35-36.
139. Предисловие к книге “Жизнь форм” А. Фоссийона. М.
140. Банковская эстетика в действии: коллекция Инкомбанка. - “Банк”, № 4.
141. Luci del paessggio russo. La terra ritrovato. Roma
1996
142. Готовы ли мы писать новую историю русского искусства? - “Вопросы искусствознания”, VIII (1,96).
143. “Вторая школа абстракции” в Москве: 195О-199О-е годы. Судьбы, имена, художественные поиски». - там же.
144. Читая “Старых мастеров”. - в книге “Старые мастера” Эжена Фромантена. изд. “Изобразительное искусство”.
145. Итальянские образы русского неоклассика. Удвоение истории у П. Муратова. // “Новые знания”, № 2.
146. Аллегории будней и празднеств в “сословной иерархии” ХУIII - ХХ  веков: от усадебной культуры прошлого до наших дней. - сборник Общества изучения русской усадьбы “Русская усадьба”.
147. Художественная ценность надгробий Донского монастыря. // сб. ст. “Донской      монастырь. История и современность. Государственный Научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева”.
148. Видимо, мраморные облака, плывущие над Волгой, нам не снятся. Это - явь ... // “Первый международный симпозиум пленэрной скульптуры. Инкомбанк”, Самара.
149. Искусство как средство примирения техники с Богом, природой и человеком. // ДИ, № 1.
1997
150. Чудят они, чудят... // “Art Prestige”, № 5 - 6.
151. Германия и мы. О художественной культуре двух стран. // «Творчество», № 1-2
152. Германия и Россия. Эстетические параллели и диалог. // “Искусство.1996-1997”. О,5 ав.л.
1998
153. Сцепление эпох: век Х1Х и век ХХ. //  сб.ст. “Европейское искусство Х1Х-ХХ веков: исторические взаимосвязи.ГИИ. М.
154. Блудные сыны «Парижской школы» // «Русская галерея», № 2
155. Марсель Дюшан и дада (в соавт. С И. Лукшиным) // «Искусствознание 2/98».
156. «Klaenge» В. Кандинского и поэтическая культура начала ХХ века. – там же
157. «Русский Эрос» и творчество Кандинского // сб. «Многогранный мир Кандинского». М., «Наука»
158. Шесть писем В.В. Кандинского. Архивная публикация (совместно с В. Кулаковым) // «Творчество».
159. От Gesamtkunsrwerk’a  Р. Вагнера к синестезии «условного театра». Концепция В. Кандинского. // «Авангард 1910-1920- годов. Взаимодействие искусства. ГИИИ». М.
160. Произведения И.С. Тургенева в иллюстрациях В.В. Домогацкого. Тезисы доклада. // Чтения, посвященные 180-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Гос. Литературный музей».
161. Счастливая мысль. К 100-летию Музея изобразительных искусств в Москве. // «Наше наследие», № 50
1999
162. рецензия: Д.В.Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.1998 // “Искусствознание 1/99”. М.
163 Выставка длиною в 25 лет. “Бульдозерная выставка” и российский андерграунд. // “ART хроника”. № 1, ноябрь
164. Руслан Гудиев. Говорить о материи на языке материи. Статья о художнике в каталоге выставки. М.
165. The Other: from Moscow Underground Art to Art for the Sake of Art. Grant gallery. N-Y.
166. Судьба пейзажа моралистического, дидактического и символического в эпоху пленэра // Искусствознание 2/99. М.
2000
167. Век девятнадцатый столетию двадцатому. // сб.ст. “Двадцатый век и пути европейской культуры. ГИИ”, М.
168. Кандинский в Москве и “Москва” Кандинского // “Искусствознание 1/00”, М.
169. Позиции историка искусства на рубеже XIX-XX вв. // “Искусство и наука об искусстве в переходные периоды в истории культуры”. ГИИ, М.
170. Владимир Издебский и русское “дада” в Париже. // “ARTхроника”, № 3-4
171. Русские - в полете. “Космизм в искусстве”. // “ART-хроника”, № 5-6
172.Театральная концепция В.В. Кандинского // “Русский авангард 1910-1920-х годов и театр. ГИИ”, СПб.
173.Театр абсурда Владимира Овчинникова. Предисловие к каталогу выставки “Владимир Овчинников”. М.
174. Да - деформация - да. Предисловие к каталогу выставки “Леонид Борисов”. М.
175. Ein Dichner und ein Maler: Goethe und Kiprensij. // “Twortschestwo 2000”. M.
176.  Drei Schreiben Wassilij Kandinskys en Wladimir Matweis. // Ibid.
177.  Царство Флоры в поэзии А.С. Пушкина. // “Русская усадьба”. Вып. 6(22).
178.  Столица и усадьба. Судьба издателя И. Крымова. // “Русская усадьба”, вып.5 (21).
179.  Невидимое в видимом. Творчество П. Бромирского и “другое искусство”. Предисловие к каталогу выставки П. Бромирского. Галерея “Элезиум”.
180.   В пространстве традиций. ГСИ. Предисловие к каталогу.
181.   Ахтырка. // “Дворянские гнезда России.    История, культура, архитектура”.
182. Визуальное / нарративное // “ДИ”, № 3
183. Цветы: знаки любомудрия и чувств. // XVIII век. Ассамблея искусств. М.
184. Художники русского зарубежья. // в каталоге выставки «Художники русского зарубежья. Галерея «Новый Эрмитаж»
2001
185. Среди портретируемых. Ст. в каталоге выставки «Больше, чем 21. Дм. Крымов», М., 2001.
186. Русская живопись: образ уходящий… // «Наше наследие», 2001
187. Германия и мы. О художественной культуре двух стран. // «Творчество», № 1.
188. Пленницы авангарда. «Амазонки» и феминистский дискурс российского искусства. // там же
189. Рецензия: И.И. Свирида. «Между Петербургом, Варшавой и Вильно. Художник в культурном пространстве. М., 1999 // «Искусствознание» 1/ 01
190. Карты, символы, искусство // «Наше наследие»,№ 59-60
191. книга: «Александр I и неоклассицизм в России». М. «Жираф».(Золотая медаль Российской Академии художеств)
192. Вещь среди вещей. Следы духовности. // сб. ст. «ХХ век. Эпоха. Человек. Вещь». М.
193. книга: Предисловие (совместно с Д.В. Сарабьяновым), а также комментарии и переводы. Отв. Редактор Н.Б. Автономова // в кн. «В.В. Кандинский. Избранные труды по теории искусства». 1-2.
194. Феминистский дискурс. Российское эхо. // сб. «Амазонки «Авангарда» РАН, ГИИИ». М., «Наука»
195. Моне, импрессионизм и искусство на рубеже XIX-XX веков.// «Клод Моне. Живопись из российских и зарубежных собраний». ГМИИ. Им. А.С. Пушкина».
196. Читая Пруста… В поисках олитературенных образов искусства на рубеже XIX-XX вв. // «В сторону Пруста… Моне, Дебюсси и другие. ГМИИ им. А.С. Пушкина».
197. Учимся «читать» и «вычитывать» // ДИ, № 3
198   От великого до смешного // «Филологические записки», вып. 16, 2001.
2002
199. Москва В.В. Кандинского – «Творчество», № 2
200. Сквозь века и цивилизации. Р. Царимов. «АРТ-хроника», № 4/5
201. Искусство Рудольфа Хачатряна. Каталог выставки. РАХ РФ.
202. Абстрактное искусство. Апология. Выставка МОСХ РФ. 12-6. 02.
203 Современное искусство просится в музеи. // «Современная Европа», № 1, январь-март
204. Два ампира // «Пинакотека», № 13-14
205. Иконография «Черного квадрата» при свете теософии: икона, символ, знак. // «Продажа коллекции Инкомбанка. Аукционный дом Гелос». 13 апреля 2002 г.
206 Бессонница в России. – «Новое пространство». 10 апреля 2002 г.
207.  The “Magical Chiarosckuro” of Arkhangelskoe. // “Rossica”, London, Winter
208. Анри Руссо и первый авангард в Европе. // сб. «Костинские чтения. Наедине с совестью. Статьи об искусстве», М. «Мусагет».
209. Russian Insomnia: To sleep or not to sleep // “Rossica», London, Spring
210. Таинственные миры Рустама Хандамова.// «АРТ-хроника», № 1
211. В зеркале времени и традиции. Искусство М. Бербера. // «АРТ-Хроника», , № 2
212. Художественный рынок современного искусства в России. Беседа: И. Метелица, Н. Нестерова и В. Турчин // «ДИ»
213. Традиции классического искусства проверяются в ХХ в. //Древнерусское искусство, Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева, СПб.
214. Образы Ордена вольных каменщиков в иконографии русского искусства первой половины XIX века // сб. «XIX век. Целостность и процесс. ГИИ и ГТГ». Изд. «Пинакотека», М., 2002;
215. Историк искусства на рубеже XIX-XX веков // сб. «Искусство в ситуации смены циклов», Изд. «Наука»    
216 Вибрирующая материя: теософия и музыка (русский опыт художников, поэтов и композиторов)//  в каталоге выставки «Звук и Образ. Музыка в русском искусстве, ГТГ. М..
2003
217. книга: Образ двадцатого… В прошлом и настоящем. М. изд. «Прогресс-традиция» (со списком работ автора)
218. Философия бытия в творчестве Сергея Калмыкова // Сергей Калмыков. Жизнь, творчество, судьба. Алматы.
219. Портретист Петр соколов. // Петр Федорович Соколов. 1791-1848. Русский камерный портрет. Выставка. Гос. музей А.С. Пушкина. М.
220. Его живопись… В каталоге «Вячеслав Михайлов». М.
221. «Другое искусство» при свете теософии. // сб. «Символизм в авангарде. ГИИ», М. 2003,
222. Чистые… О творческом объединении «Круг чистых» // Теоремы культуры. Юбилейный сборник Независимой Академии эстетики и свободных искусств. М.
223. книга: Книга и книжники. Образ книги в русской графике первой трети ХХ века. М., Галерея «Элизиум» (в соавторстве с Ю.А. Молоком)
224. Ампирное… новое искусство в Европе //Стиль ампир. Архитектура в истории русской культуры, вып. 5, М. НИИТАГ.
225. Статьи в каталоге выставки «Cubisme – Кубизм -   Kubismus. Музей Шпренгел, Ганновер/ Третьяковская галерея, Москва».
226. Портреты и фигурные композиции К. Малевича начала 1910-х годов. // Искусствознание. 2/03
227. альбом «ХХ век в зеркале коллекции Московского Музея современного искусства». М., Изд. «Художник и книга». (рец: ДИ, 2004, 3 1)
228. Стиль ампир в Европе – «Антикватория», № 4, сент-окт.
229 Ключи к тайнам. О кубизме. // ж. «Креатив»
230 Cubisme + Кубизм + Кubismus = … // «Галерея», № 1
231. «Russian in Paris», «Zweite parisien Schule» -   Kataloge Ausstellung. Koblez.
232. Владимир Роскин. Альбом со вст. статьей. М.
Изд. «Художник и книга».
233. То же (переопубликация) //в журнале «ДИ»
234  Mersard Berber. М., изд. «Сканрус».
235. Гений и его искусство. Главы из книги. – сб. «Наполеон. Легенда и реальность. Материалы научных конференций и наполеоновских чтений 1996-1998». М.,Изд. «Минувшее».
236 брошюра В.В. Домогацкий, автор иллюстраций к произведениям И.С. Тургенева. О тургеневской традиции в культуре ХХ столетия. М., Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева. 2003.
237      Немецкий акцент в русском авангарде. //Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. М.
238      Взгляд русского масона на природу «естественную» и «искусственную» // Сборник ОИРУ, 8
239      Германия и мы. Время идеалов. // Статья в каталоге «Гармония и контрапункт. Живопись XIX века. ГМИИ им. А.С. Пушкина».
240      Конец «концов столетий». Из опыта XVIII-XIX-XX веков. // Искусство ХХ века. Итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999.  Государственный Эрмитаж. СПб.
241      Любителям прогулок по садам, или традиция философического воззрения на природу. // «Русская усадьба», выпуск  9(25), М. «Жираф».
242. К тайнам кубизма. // Антикватория. № 2.
2004
243 Русские художники в Мюнхене. // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. Москва. 2003. М.
244 Салоны, салоны. Статья в каталоге «Московского художественного салона. ЦДХ». Она же вновь опубликована в журнале «ДИ»
245 Николай Загреков. Статья в каталоге «Возвращение мастера». Выставка в ГТГ и ГРМ.
246 Образ и память. // Искусствознание 1/04
247 Забытые тексты В.В. Кандинского. Там же
248 Храмовое сознание в ситуации риска. // сб. «Храм земной и небесный». М., изд. «Прогресс-Традиция», М.
249 «Сказ» Василия Кандинского// «Собрание». № 2,  сентябрь
250 Притча о скульпторе и его искусстве // статья в альбоме «Леонид Баранов», М.
251 Рецензия: В.Г. Арсланов. История западного искусствознания ХХ века. Учебное пособие для вузов. М. 2003. // сб. Искусство в современном мире. Выпуск 1, М.
252 Искусство Дмитрия Плавинского. // ж. «Русское искусство», № 3
253 рецензия: Нащокина М.В. Московский модерн // Искусствознание. 2/04 М.
254 Салоны и салоны… // статья в каталоге выставки «Пленники красоты. Государственная Третьяковская галерея». М.
255  «N»,  или герой из хаоса, ставший гением систем и стилей, что запомнилось надолго, если не навсегда. // Выставка «Вершитель роковой безвестного веленья», М.
256 Мастерская в тропиках, или «случай» Гогена, добровольного изгнанника. // Антикватория, № 5 (10), сентябрь-октябрь, 2004
257. Музеи, музеи  // ДИ № 1.
258/ Об одиночестве и страданиях человеческого тела в представлениях художника Владимира Величковича…  Статья в каталоге Владимир Величкович. Сполохи и раны. Галерия М'арс. Москва
2005
259. книга «Кандинский в России». «Художник и книга», М.18 ав. л. (премия государственного фонда «Философия и гуманитарные науки»)
260. Усадьба Архангельское как «масонское гнездо» // Собрание, № 1.
261. Послесловие // в кн. А.Е. Ковалев. «Михаил Ларионов в России». М., «Элизиум»
262. Московский музей современного искусства // ХIУ Алпатовские чтения. РАХ, отделение искусствознания и художественной критики
263. «Сказ» у В. Кандинского, или Поэтический дневник художника-странника (1900-1921) // Искусствознание, 1/05, М., 2005
264. Рецензия: И.В. Рязанцев. Скульптура в России XVIII -  начала XIX века. Очерки. // там же
265. Есть такое искусство… // Вст. статья в книге «Петр Дик». М.
266. Скульптура ХХ века // Скульптура: город и музей. Творчество академика Александра Бурганова. М.
267. Л.И. Жевержеев и художники «Союза молодежи». // сб. Вольдемар Матвей и «Союз молодежи». М.
268. Петербургские мифы, Сложение и трансформации. Опыт двух художников. Трагедия «Тихого бытия». Опыт И. Иванова // Монте-Карло Выставка 16 сентября-16 октября.
269. Петербургские мифы, сложение и трансформации. Опыт двух художников. Учимся вместе с художником говорить о материи на языке самой материи. Опыт Евгения Михнова-Войтенко // Монте-Карло. Выставка 16 сентября – 16 октября.
270.  Усадьба Ахтырка // Собрание. № 3
271.  рецензия: В.П. Шестаков. Прерафаэлиты: мечты о красоте.// там же
272. рецензия: Ванеян С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Г. Зедельмайра. Искусствознание 2/ 05
273. рецензия: Толстой В.П. Река времен. Статьи разных лет. // Там же.
274. Венский путь в ХХ век. // Художественная жизнь Австро-Венгрии. 1867-1918. М.
2006
275. брошюра: Василий Кандинский. Творческий путь. М., Библиотека «Юного художника».
276.  Vojo Stanic. Войо Станич. Galerija “Sveti Stefan”, jul-avgust 2006 (на сербском и русском языках). Монтенегро. Белград.
277. Пленницы красоты, или Триумф женщины в искусстве… Статья в каталоге выставки «Женский образ в искусстве XVIII-XXI вв.». М.
278. Современное искусство и его музеи. «ДИ», 2006, спец.выпуск.
279. Зело последняя книга. В книге «Мира восторг беспредельный» Григория Анисимова, т. 1, М.
2007
280. книга: Мастера…  Сила воли и воображения. М.,
281.  Кристальные символы.  «Кристалл.  Графика, живопись, фотография». М. Предисловие к каталогу выставки.
282. брошюра «Сезанн». М. «Библиотека юного художника».     
283. Милош Шобаич. Трагическое восприятие мира. Статья в каталоге «Милош Шобаич. Маленький пляж», Галерея М’АРС. Москва
284. книга: Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. L’ancien regime, революция и Империя. М., «Жираф», 16 ав.л.
285. Эстетика абстрактного искусства. // Теория художественной культуры. Выпуск 11. Гос. институт искусствознания. М. Изд. ЛКИ.
286. Иов Станич. Статья в каталоге. London. F. Willson (на английском, сербском и русском языках).
2008
287. Приблизительность как артистический приём. Опыт В. Кандинского // сб. ст. «Феномен артистизма в современном искусстве», М.
288 книга: Петр Кончаловский М., «Белый город».7 ав.л.
289.Обнаженные перед фотокамерой // В каталоге выставки “Эротическая фотография. France. 1850-1870. В каталоге: Жюль Паскен. Jules Pascin. Графические серии. 1900-1920.М., галерея «Проун».
290. Die Romantik in Deutcshland und Russland. Das geistige Antlitz der Epоche. Die Ideale der Zeit // Macht und Freundschaft. 1800-1860. Berlin-St. Petersburg. Leipzig, Koehker & Amelang GmbH.
291. Переиздание: Василий Кандинский. Избранные труды по теории искусства. Т.1-2. Вступительная статья совместно с Д.В. Сарабьяновым, комментарии к отдельным статьям. Отв. Редактор Н.Б. Автономова.
Турчин В.С. П. Кончаловский. Изд. «Белый город». М., 2008.
Кандинский. Опыты разных лет. М., 2008
Наследники «Бубнового валета». Образы бытия или искусство созерцания. Преемственность в живописной культуре Москвы: Г. Сретенский , Н. Стеньшинская.  Libri di arte. Москва, 2008. В соавторстве с А.П. Салиенко.
2009
305. Нежная логика легкого абсурда… Статья к каталогу выставки Войо Станича. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Галерея западноевропейского и американского искусства. М.
306. Viva Academia // Academia I, C3-5.
307. Уметь видеть. Там же, Сс. 102-106
308. О мастерах воспоминаний, о фотографах и фотографиях, о скульптуре и искусстве гравюры. О Домогацких. – в кн. «Руины старого дома», М.,Русский путь.
309. Памятник Гоголю – символ России // Наше наследие, № 89-90.
310. Вена на рубеже веков. Взгляд из России //сб.ст. Художественные центры Австро-Венгрии. СПб. Алтея.
311. книга-альбом: Одинокие в поисках смысла жизни. Мастера дефигурации и трансфигурации. М.
312. Профессор А.А. Федоров-Давыдов // История искусства в Московском университете. Изд. МГУ.
313. Трансформации художественного авангарда. От кубизма к футуризму.// Теория художественной культуры. Государственный институт искусствознания. Вып. 12.
314. рецензия: Walter Bеnjamin. Paris. Capitale du XIXe siecle. Le livre des pаssage. Paris. Les editions du cerf.2002.// Города мира – мир города. М. 302-303.
315. Программы курсов «Западноевропейское искусство XIX века» и «Отечественное искусство ХХ века» (совместно с В.В. Кирилловым и А.П. Салиенко) // Программы общих курсов Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Изд. Второе, дополненное и исправленное.  
2010
1. Пикассо. Взгляд из России. //в каталоге «Пикассо. Собрание музея Пикассо в Париже в музее ГМИИ им. А.С. Пушкина».апрель 2010 г.:
2. Ломоносовские чтения 2010 г. Доклад «Импрессионизм и «импрессионизмы».
3. Федорово-Давыдовские чтения 2010. К 110-летию со дня рождения А.А. Федорова-Давыдова. Доклад «А.А. Федоров-Давыдов – критик, ученый, педагог».
4. Другой опыт художника Алферова в альбоме «Алферов».
5. Борис Кочейшвили. В альбоме «Борис Кочейшвили». М. «Наше наследие». 2010
6. Мистицизм Сезанна. Доклад на Алпатовских чтениях. РАХ, 1 декабря 2010. 

Членство в других творческих и общественных организациях
МСХ, Международный комитет историков искусства (CIHA)

Иностранные языки
Французский, немецкий, английский

Живет и работает
в г. Москве