Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления



Память и время: Из художественного архива Великой Отечественной. Материалы, документы, статьи, комментарии

Концепция издания: Т.Г.Малинина, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.

Редакционная коллегия:   Д.О. Швидковский, В.В. Ванслов, М.А. Бусев, В.П.Толстой, Т.Г.Малинина (ответственный редактор)

Авторы: Т.Г. Малинина, доктор искусствоведения, Е.В.Огаркова , кандидат исторических наук (авт. 2 гл.1 раздела)

В составительской работе приняли участие: научные сотрудники Центрального музея Великой Отечественной войны А.С. Грибакин, Т.Л.Дьяченко, А.А. Каршков, ученый секретарь Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, кан­дидат искусствоведения И.И.Терехова, зав.филиалом библи­отеки Российской академии художеств Н.В.Комарова.

В книге использованы материалы фондов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева.

В настоящем издании собраны и проанализированы документальные, изобразительные и проектные источники периода Великой Отечественной войны (большинство из них публикуется впервые), объединенные темой памяти. Исследование базируется на произведениях живописи и графики художественного собрании Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва», Волгоградского музея изобразительных искусств, проектных материалах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева. Привлекаются также документы и материалы других государственных и частных собраний. Публикуемые тексты сопровождаются научным комментарием специалистов по отдельным вопросам.

Книга состоит из трёх разделов, в разных аспектах раскрывающих культурный феномен памяти.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.


Перед атакой
Дмитрий Малков
Опубликовано в газете «Книжное обозрение» № 3 (2327)
Память и время. Из художественного архива Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Материалы, документы, статьи, комментарии / Авт.-сост. Т.Малинина.
М.: Галарт, 2011. – 456 с.: илл. 800 экз.
(п) ISBN 978-5-269-01129-5
Пока еще — мало ли, что произойдет — в нашей стра¬не есть один четкий и страшный водораздел: Война. Это пишется именно с заглавной буквы, ибо Великая Отечественная разделила наш век пополам. Бессмысленно пытаться именовать ее Второй Мировой — у нас была именно Отечественная. «22-го июня, ровно в четыре утра, / Маму убили, нам объявили, / Что началася война». Про это написано много. Хорошего и плохого (в литературном отношении), правды и ангажированной неправды, через которую правда пробивалась «для тех, кто умеет читать между строк». И снято много. Парадных советских фильмов, вроде «Встречи на Эльбе» или «Освобождения», перестроечной чернухи — «Анкор, еще анкор!», честных рабочих — того, что делал, в частности, Леонид Быков.
И картины рисовали разные. «Теркин» Ореста Верейского — совсем не то же, что «Жуков на позициях», хоть это и Пименов. А совсем отдельно — то, что рисовали никому не известные художники прямо там, на тех самых позициях. А ведь это было. И стихи писал не только Константин Симонов, хотя его имитация Киплинга выглядела на тот момент красиво, и не Эдуард Асадов, будь он героем. Был Всеволод Багрицкий, в ноябре 1941-го написавший «Ты помнишь дачу и качели...», был Гудзенко с «Когда на смерть идут — поют...», а чтобы отмести интеллигентов, был Сурков, написавший великое «Бьется в тесной печурке огонь», и был Агатов, написавший «Я вам не скажу за всю Одессу». Война не ограничивалась самой войной — «Поют шальные соловьи».
Когда смотришь на эти картины, картинки, зарисовки, наброски — возникает странное ощущение, будто разговариваешь с их авторами. Они нарисовали это сейчас, недавно. Мы видим даже не бравого Василия Теркина, а простого, из «хрензнаетоткуда» прибывшего солдата, который место этого самого Теркина занять готов не потому, что такой молодец, а потому, что больше некому. И этим он, кстати, недоволен, ибо забрали его из родной деревни, сказав, что «Родину защищать», и даже политрук толком не объяснил, кроме как «За Сталина». Но понимает этот парень, что есть такое слово «Родина», будь она Советский Союз, или просто Россия, а живем мы в ней. И есть враги, но надо жить.
И вот, вдруг, есть у этого парня талант художника. А дальше – видим мы то же самое, что видел он. Не всегда учившийся в каком-нибудь специальном училище, но желающий по своей, вдруг возникшей, воле, зарисовать то, что его окружает. Пейзаж — довольно мрачный — окружающих окопов в Москве и Сталинграде, возвращение подводной лодки на Северном флоте, окруженное сполохами, разрушенные дома Мемеля...
Но самое главное в этом сборнике — портреты. Как пример: «Военфельдшер Н.П. Попова» работы Ильи Машкова. Женщина, в общем, не то чтобы красивая. Обаятельная, не более. Но тут получается двояко. Мы читаем: «Привычен образ женщины — труженицы, жены и матери», но и «боевой соратницы, фронтовички». И все они в той жизни — красавицы. Именно потому, что женщины. Им не место на войне, но раз уж они здесь — мы любим их. Портреты мужчин проще, потому что война — их дело, их работа. Они не парадны. Иногда их лица хмуры, ино¬гда вовсе некрасивы. Но это те, кто рядом в окопе. Минут пять было, чтобы нарисовать.
Есть такая расхожая фраза: «Там, где говорят пушки, музы молчат». И еще одна, вторичная, популярная в качестве советских заголовков, но куда более верная: «Музы не молчали». Замолчали они потом, когда погибли те, кто внимал музам, у кого возможность проявить талант была рассчитана передышкой между атаками и артобстрелами. Те, кто не дожил до вернисажей и выставок. А ведь хорошие были ребята.