Дмитрий Севастьянов (1908, Тулча -1956, Кишинев), художник редкого колористического дарования, за свою недолгую жизнь прошел сложный творческий путь. Он получил известность уже в молодости, которая прошла в Румынии, в последствие был признан классиком молдавской живописи. Но его жизнь и творчество долгое время оставались малоизученными.
Младший сын из многодетной семьи русских старообрядцев-липован, обосновавшихся в г. Тулча, блестяще окончил Бухарестскую академию художеств (1933), со студенческих лет активно участвовал в выставках, устраивал персональные экспозиции (1935, 1936, 1940). Победив в конкурсе, получил государственную стипендию для стажировки в Риме (1937-1939).
Полотна Д. Севастьянова, сохранившиеся в музеях, репродукции с его ранних работ и отзывы авторитетных критиков в прессе довоенных лет, свидетельствуют о ярком и многогранном раскрытии молодого таланта. В графике он следует демократической тенденции, воспринятой от профессора Камила Ресcу («Рабочий пейзаж», «Прачка», «Резчик по дереву"). В живописи по-своему претворяет традиции постимпрессионизма и фовизма, разделяя рисунок и цветовые пятна, добиваясь эффекта светоизлучения («Ню», «Одалиски», «Автопортрет»).
Д. Севастьянов переехал в Кишинев осенью 1940 года, не приняв профашистскую политику румынского правительства. Требование «переучиваться», приобщаясь к социалистическому реализму, тормозило его творческое развитие. Им созданы выразительные произветения – «Штефан Великий перед битвой при Бырладе» (1947), «Колхозник»(1951), «Сбор винограда» (1953), «Жояна» (1956) – , но живописное дарование мастера свободнее раскрывалось в менее известных эскизах картин и в пленерных этюдах.
Художник не успел вдохнуть свежего дуновения наступающей «оттепели», чтобы воспламенить свой мощный потенциал. Проблемы живописно-пластической экспрессии, возникшие в Молдавии в 1960-е годы, оказались близкими тем, что прежде увлекали Д. Севастьянова, и только тогда стали осознавать драматизм его творческой судьбы.
Автор монографии прослеживает процесс формирования личности и перипетии судьбы художника, соотнося ранний период его творчества с последующим.