Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ
Москва

 

Научная конференция

PUBLIC ART VS ГОРОД: ДИАЛОГ ИЛИ ПРОТИВОСТОЯНИЕ?

 

22-23 июня 2021 года

мероприятие проходит в онлайн-формате на платформе zoom

 

 

РАСПИСАНИЕ


 

22 ИЮНЯ 2021 г.

10:45 – 11:00 Техническая подготовка к конференции. 

11:00 – 11:15 Открытие конференции. Приветствие директора Государственного института искусствознания Наталии Владимировны Сиповской.

 

1 СЕССИЯ

 

Модератор: Пуликова Инна Витальевна – научный сотрудник Государственного института искусствознания, член Международной ассоциации искусствоведов (АИС), руководитель компании «Арт-бюро «КЛАССИКА» (Москва).

 

11:15 – 11:45 Карцева Екатерина Александровна – кандидат культурологии, доцент кафедры Кино и Современного искусства РГГУ, независимый куратор, издатель www.artandyou.ru (Москва).

Тема: Терминологические подходы и критерии паблик-арта с позиции культурного диалога;

11:45 – 12:15 Звягинцева Марина Леонидовна – художник, одна из основоположников паблик-арта и site specific проектов в России, идеолог и куратор программы паблик-арт проектов «Спальный район» (Москва).

Тема: Перепрограммирование реальности. О силе влияния site-specific искусства на среду и чувства людей».

12:15 – 12:45 Данберг Наталия Евгеньевна – художник, куратор artist-run space «Мясная инспекция». Руководитель образовательной программы Музея современного искусства Уппсалы, художественный критик литературно-художественного журнала Cora (Уппсала, Швеция).

Тема: Public art как переход от монументального искусства к социальным проектам. Опыт художника.

12:45 – 13:15 Кофе-брейк

 

2 СЕССИЯ

 

Модератор: Карцева Екатерина Александровна

 

13:15 – 13:45 Колпашникова Дарья Дмитриевна – кандидат искусствоведения, куратор, сотрудник музея-заповедника «Царицыно» (Москва).

Тема: «Заповедный паблик-арт. Паблик- и ленд-арт в музее-заповеднике «Царицыно»;

 

13:45 – 14:15 Пинчук Татьяна Араратовна – директор Музея стрит-арта, руководитель SAM Public art center и Ярмарки современного искусства SAM Fair (Санкт-Петербург).

Тема: Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге. Культурная институция на действующем заводе и ее международные проекты.

 

14:15 – 14:45 Филиппова Ася Леонидовна – основатель и директор Центра творческих индустрий «Фабрика», лауреат премии «Монблан» за поддержку современного искусства (Москва).

Тема: Авторское право в контексте объектов public-art: практика применения (на примере работы Бориса Матросова «Счастье не за горами», Пермь).

 

14:45 - 15:15 Кофе-брейк

 

3 СЕССИЯ

 

Модератор: Пуликова Инна Витальевна;

 

15:15 – 15:45 Василенко Юлия Владимировна – продюсер, сооснователь и экс-генеральный продюсер творческого объединения «АРТМОССФЕРА» и одноименной Биеннале уличного искусства (Москва).

Тема: Механизмы государственной поддержки public art в международной практике и российские кейсы реализации арт-проектов в общественном пространстве.

15:45 – 16:15 Пантелеева Елена Викторовна – директор по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ (Москва);

Тема: Искусство в умном городе. Практический опыт иннограда Сколково.

 

16:15 – 16:45 Шлыкова Ольга Владимировна – заместитель директора НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации», профессор кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС, доктор культурологии, профессор (Москва).

Тема: Культурные практики в умном городе: динамика и векторы развития.

 

23 ИЮНЯ 2021 Г.

 

10:45 – 11:00 Техническая подготовка к конференции;

 

1 СЕССИЯ 

Модератор: Пуликова Инна Витальевна;

 

11:00 – 11:30 Фодина Оксана – директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина (Москва).

Тема: Культурно-городские проекты: возможности грантовой поддержки».

 

11:30 – 12:00 Федянина Наталья Николаевна – директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», куратор Полярной PolArt резиденции (Норильск).

Тема: «Паблик-арт» как форма благоустройства и присвоения общественных пространств.

 

12:00 – 12:30 Гавриленко Ирина Викторовна – заместитель директора по развитию основной деятельности, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (Омск).

Тема: «Проект М»: о местной истории и искусстве в подземном переходе.

12:30 – 13:00 Кофе-брейк 

 

2 СЕССИЯ

 

Модератор: Пуликова Инна Витальевна;

 

13:00 – 13:30 Романова Екатерина Назаровна – главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, доктор исторических наук, соруководитель Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск).

Васильева Елена Иннокентьевна – специалист по выставочной деятельности Центра культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина, куратор творческой группы «Архетип», сотрудник Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск).

Тема: Холод и туман: public-art как способ работы с психологически некомфортной городской средой.

 

13:30 – 14:00 Дудкина Евгения Александровна – научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва).

Тема: Законодательное регулирование создания и функционирования объектов Public Art. Российский и зарубежный опыт.

 

14:00 – 14:30 Карцева Екатерина Александровна – кандидат культурологии, доцент кафедры Кино и Современного искусства РГГУ, независимый куратор, издатель www.artandyou.ru (Москва).

Тема: Актуальный американский опыт государственной поддержки паблик-арта и перспективы его применения в российской практике;

14:30 – 15:00 Кофе-брейк

3 СЕССИЯ

 

Модератор: Карцева Екатерина Александровна;

15:00 – 15:30 Шипицына Елена Акрамовна – независимый международный куратор, арт-критик, член Союза художников России и Международной ассоциации искусствоведов (Тель-Авив, Израиль)

Тема: «Паблик-арт как способ гуманизации городского и индустриального пространства. Опыт куратора».

 

15:30 – 16:00 Осипова Ирина Сергеевна – заместитель начальника отдела выставочных проектов парка «Зарядье» (Москва).

Тема: Парк «Зарядье» как территория public art-эксперимента.

 

16:00 – 16:30 Савицкая Алиса Владимировна – главный куратор студии «Тихая», старший научный сотрудник Музея Москвы, экс-главный куратор руководитель отдела выставок Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина, аспирант Государственного института искусствознания (Нижний Новгород).

Тема: Непубличный паблик-арт. Художественные стратегии работы с общественными пространствами в Нижнем Новгороде в 2010-х годах. 

 

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ/МОДЕРАТОРЫ: 

Пуликова Инна Витальевна – научный сотрудник Государственного института искусствознания, член Международной ассоциации искусствоведов (АИС), руководитель компании «Арт-бюро «КЛАССИКА».

Карцева Екатерина Александровна – кандидат культурологии, доцент кафедры Кино и Современного искусства РГГУ, независимый куратор, издатель www.artandyou.ru.

Звягинцева Марина Леонидовна – художник, одна из основоположников паблик-арта и site specific проектов в России, идеолог и куратор программы паблик-арт проектов «Спальный район».


 

Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации

Москва

 

Научная конференция

PUBLIC ART VS ГОРОД: ДИАЛОГ ИЛИ ПРОТИВОСТОЯНИЕ?

 

Москва, 22-23 июня 2021 года

мероприятие пройдет онлайн на платформе zoom

PUBLIC ART – и специфика его реализации и сам термин, с конца ХХ века ставшие привычными в международном арт-пространстве, по объективным причинам продолжают оставаться дискуссионными для отечественного научного и художественного сообщества. Само хрестоматийное определение паблик-арт как «искусства в общественном пространстве, ориентированного на неподготовленного зрителя подразумевающего коммуникацию с городским пространством» содержит в себе значительный потенциал для обсуждения.

С одной стороны искусство в пространстве города сегодня является одной из популярных кураторских и артистических стратегий, вышедших за пределы субкультуры и комьюнити, признаваемых арт-сообществом и арт-институциями. С другой стороны мы являемся свидетелями преобразования городской среды, силами городских властей, архитекторов и урбанистов. Борьба за городское пространство между властями, жителями и арт-сообществом актуализируется в том числе вопросами легальности искусства в пространстве города: несанкционированные произведения уничтожаются, а санкционированные нередко подвергается критике, как со стороны жителей города, так и экспертного сообщества. «…Паблик-арт всегда был, есть и, возможно, будет спорной территорией, потому что отражает реальные противоречия, внедренные в нашу общественную жизнь» (Элеонора Хартни, из книги «City Art: New York’s Percent for the Art Program»,2005).

Освоение современным искусством пространства – это целая совокупность стратегий и тактик, одной из которых является создание паблик-арт проектов. Проблема пространства и контекста – одна из ключевых в современном искусстве. Идеалистическое модернистское пространство в постмодернизме вытесняется повседневностью и художественным текстом становится все пространство жизни. И это одна из причин, почему ни архитектура, ни монументальное искусство не являются паблик-артом. Не является паблик-артом и социально-ориентированное искусство, перформанс и хэппенинг потому что они работают не со средой и контекстом, а с общественной реакцией. Где пролегает граница и что мы можем квалифицировать как паблик-арт?

В современной России городская визуальная среда может казаться даже перенасыщенной, она наполнена вполне легитимизированными декораторскими и световыми решениями, скульптурами, граффити – на создание которых выделяются статьи городского бюджета. Что нас окружает – public art или декорация? Есть ли критерии, позволяющие отличить паблик-арт от подделки?

Территория функционирования паблик-арта – это не институциональные пространства, зритель паблик-арта – это в большинстве своем неподготовленный зритель. Поэтому легитимация паблик-арт сталкивается с трудностями теоретического обоснования. С одной стороны, поскольку для такого, по выражению Гранта Кестера «диалогического искусства», каким можно назвать паблик арт, аутентичность укоренена в социальном, то социально ангажированное искусство обеспечено готовой этической и политической легимитизацией (Клер Бишоп, «Социальный поворот в современном искусстве»). Но, с другой стороны, не всякая общественно полезная практика является искусством. В каких отношениях могу быть этическая и эстетическая составляющая паблик-арт проекта?

Современное искусство (в частности паблик-арт) можно условно разделить на два направления: проекты конфликта, основанные на интервенционных, несогласованных с городскими властями акциях и проекты, направленные на выявление локального контекста, решения проблем конкретных городских сообществ, поиск консенсуса в рамках города, района, общественных объединений. Какая из этих стратегий сегодня наиболее актуальна? Стратегия конфликта или стратегия вовлечения – в чем будущее public art?

Особенности размещения и функционирования проектов паблик-арта, его принципиальная доступность и открытость, подчас приводят к желанию повторить работу без разрешения авторов. Как защитить авторские права художника – создателя объектов паблик-арт и возможно ли это в принципе?

Одно из главных достоинств паблик-арта – демократичность, за ним культурно закреплен статус доступного, тактильного. Чем отличается восприятие искусства в музее от восприятия в общественном пространстве и в связи с этим, какие стратегии, техники могут быть востребованы в паблик-арте?

Паблик-арт проект не может длиться вечно. Поскольку структура и контекст общественной жизни с годами меняются, паблик-арт должен полагаться на свою гибкость, приспособляемость, быть чутким и своевременным. Концептуализация понятия времени является необходимым условием понятия паблик-арта. В чем достоинства и недостатки «временного» паблик-арта в сопоставлении с более долговечным искусством?

Одна из возможных целей паблик-арта – восстановление социальных связей путем привлечения к совместной работе других людей и расширения предметного поля творчества. Среди наиболее трудных задач паблик-арта - налаживание коммуникации и преодоление агрессии среды. Что ограничивает развитие паблик-арта в России? Это цензура или отсутствие финансирования? Согласование с городскими структурами или негативное отношения жителей? Что такое город в контексте развития паблик-арта: это «холст» для художника или пространство диалога? Нужны ли проектам public art жители городов?

Площадками для реализации паблик-арт проектов чаще всего становятся постиндустриальные территории, хотя художники, работающие в этой сфере могут находить пространство для самовыражения как в жилых кварталах, так и на территориях действующих предприятий/арт-кластеров, возникших на месте закрытых производств. Обладает ли паблик арт реальным потенциалом для того, чтобы стать одним из драйверов трансформации, сохранения и развития постиндустриальных и жилых городских пространств?

Оргкомитет конференции/модераторы:

Пуликова Инна Витальевна – научный сотрудник Государственного института искусствознания (Отдел культурной политики и экономики искусства ГИИ);

Карцева Екатерина Александровна – кандидат культурологии, доцент кафедры Кино и Современного искусства РГГУ;

Звягинцева Марина Леонидовна – художник, идеолог и куратор программы паблик-арт проектов «Спальный район».


 Государственный институт искусствознания приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

 

Тема: Public art VS город: диалог или противостояние

Время: 22 июн. 2021 10:30 AM Москва

        22 июн. 2021 10:30 AM

        23 июн. 2021 11:00 AM

Загрузите и импортируйте следующие файлы iCalendar (.ics) в систему своего календаря.

Ежедневно: https://zoom.us/meeting/tJwvc-uvpjgrG9aG6oZCVxAvjFT4iW3cjuUd/ics?icsToken=98tyKuCgrD8oHdyWsRiFRow-AI-ga-3xiHZcjfpcu0nqOQNleiLgPMR2ZrtIQ9va

 

Подключиться к конференции Zoom

https://zoom.us/j/98242783112?pwd=QmdGWXUwRVhRaGdydzEzWGplai96Zz09

 

Идентификатор конференции: 982 4278 3112

Код доступа: WTcU8z

Одно касание на мобильном телефоне

+16465588656,,98242783112#,,,,*606034# Соединенные Штаты Америки (New York)

+16699009128,,98242783112#,,,,*606034# Соединенные Штаты Америки (San Jose)

 

Набор в зависимости от местоположения

        +1 646 558 8656 Соединенные Штаты Америки (New York)

        +1 669 900 9128 Соединенные Штаты Америки (San Jose)

        +1 253 215 8782 Соединенные Штаты Америки (Tacoma)

        +1 301 715 8592 Соединенные Штаты Америки (Washington DC)

        +1 312 626 6799 Соединенные Штаты Америки (Chicago)

        +1 346 248 7799 Соединенные Штаты Америки (Houston)

Идентификатор конференции: 982 4278 3112

Код доступа: 606034

Найдите свой местный номер: https://zoom.us/u/aum7RhGcV