Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

{jcomments on} Выскажу предположение, что именно пятьдесят лет являются тем сроком, когда у человека появляется чувство «исторической дистанции». Доказательством этого служит активно возникший интерес к искусству периода 1960-1980 гг.
 Сегодня это и выставки, и появление картин на аукционах, невзирая на бытующее у многих людей предубеждение по отношению к искусству недавнего времени, непонимание, нередко раздражение и скепсис. Попытаюсь проиллюстрировать свою мысль анализом состоявшихся к 2012 году выставок заглавной целевой группы:
«Ленинград 60-70» в К-Gallery, новая взвешенная экспозиция XX века в Русском музее, выставка «Беспутные праведники. Арефьевский круг» в Новом музее и другие.

Арефьевский круг. Новый музей. СПб

 Однако если московский андеграунд в 2000-е гг. получил достойное экспозиционное освещение, то ленинградское неформальное искусство становится доступным только в наши дни.
 Выставка «Традиция нонконформизма» в Московском музее современного искусства из частного собрания Иосифа Бадалова позволяет проследить эволюцию творчества нонконформистов, начинавших свой путь в условиях андеграунда 1960-х гг. и продолжающих активно работать в наши дни. Э.Штейнберг, А. Зверева, Д. Краснопевцева, Ю. Купера, Лидии Мастерковой, Оскара Рабина, В. Янкилевского, В. Немухина.

Рабин Бегство

 В экспозиции московского музейного центра РГГУ "Другое искусство" представлено также разнообразно творчество художников и направлений русского неофициального искусства 1950-1970-х гг. Это частное собрание российского коллекционера Л. Талочкина. Коллекция насчитывает более 1500 произведений: живопись, графика, скульптура, объекты ведущих представителей неофициального искусства – Эрнста Неизвестного, Дмитрия Краснопевцева, художники "Лианозовской группы" – О.Рабин, Е., В., Л. Кропивницкие, Владимир Немухин, Юрий Жарких, Евгений Рухин.

alt

 Заслуженное интерес зрителей вызвала выставка работ московских нонконформистов из частных коллекций – «К вывозу из СССР разрешено» в Фонде культуры «Екатерина» – 150 произведений И. Кабакова, О. Рабина и других из собрания Е. и В. Семенихиных. 2011 г. 
 В Петербурге в Галерее искусств KGallery особого внимания заслуживает выставка «Ленинград. 60-70» (от 25.05.2011).  Представлены работы художников 1960-1970 гг. из коллекции KGallery, а также из частных собраний Петербурга. На экспозиции показаны парадоксы того времени: официальные выставки запрещенных художников, понятие «Левого ЛОСХа», разделение на «центровиков» и «стиляг». Тогда не было соревнования, противостояния между Москвой и Ленинградом, как и не была развита система показа искусства.
 Там же недавно открылась значимая выставка "Одиннадцать", включает более двухсот работ художников. Она готовилась в течении десяти лет.

alt

Первая выставка одиннадцати ленинградских художников 1972 года стала рубежом  освобождения от идеологических догматов, пути свободного развития творчества.
 Участники выставки одиннадцати на себе испытали притеснения, гонения, многие были отстранены от преподавания в Академии художеств. Устроители выставки затратили много усилий, чтобы воссоздать атмосферу того времени, ведь картины были проданы на аукционах, вывезены за рубеж, некоторые утеряны. «Дети оттепели», художники группы «Одиннадцать», пережившие в детстве войну, несли в себе запас жизнелюбия, веру в возможность перемен. Художники обратились к эмоциональной стороне искусства, к романтической духовности, тем самым продолжив традиции Серебряного века и объединения «Бубновый валет».

Ватенин

 В отличие от столицы в 1960-е в Ленинграде не было консульств, мало иностранных корреспондентов, поэтому не так развился феномен «дипарта», ленинградские живописцы практически не обращались к «поп-арту». Еще одна из причин определенного количества картин, оставшихся в СССР: в том что владельцы каждую проданную на Запад работу, воспринимали как утрату для отечественной культуры.

 О художественном андеграунде советского периода за последние годы написано немало, многочисленны выставки, посвященные московским авторам и тенденциям. Этому способствует исторический факт – в послевоенные десятилетия столица была оплотом эстетического инакомыслия. Ленинград отчасти остается без внимания. Одни из первых сделали попытку проанализировать культурную ситуацию накануне "перестройки" Б. Останин и А. Кобак в культурологическом эссе "Молния и радуга: Пути культуры 60-80-х годов" (1985). Ленинградскому андеграунду посвятили свои монографические исследования Т. Шехтер, М. Колдобская, А. Боровский, тогда как в Москве на первый план выходит активная популяризация этого искусства, демонстрация. Впрочем, столичные и «второстоличные» художники по-разному позиционируют себя в обществе, у них иной стиль высказывания. Как отличается сарказм от иронии язвительностью и едкостью высказывания, так ленинградцы  тонко, грациозно и мастерски высмеивают пороки, в большей степени спокойно и назидательно вещают о будущем. Как академическое искусство и актуальное очень раздельны, так и различны судьбы и аудитории экспозиций.

alt

Ведь ни один музей в 1970 – 1980-е гг. не мог позволить себе приобрести произведения «неформалов», а когда такая возможность появилась, то оказалось, что работ раннего периода в мастерских художников практически не осталось. Коллекционеры и сегодня гораздо подвижнее и предусмотрительнее музеев.
 Тенденция наших дней – и в Петербурге, и в Москве реализуются фундаментальные задачи: частные коллекционеры за свой счет демонстрируют работы художников прошлого века. Внутренне свободных, живших вне системы, создавших в течение десятилетий достоверную и выразительную картину советской жизни. Эти коллекции показывают взаимопроникновение "нонконформистского" и официального искусства, плодотворный диалог, своеобразие и глубину взгляда художника. 

 Одним из самых интуитивных и емких является собрание Валентина и Леонида Носкиных, выставленное в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (от 28 июля 2011 года.) Это ленинградское и петербургское искусство художников-нонконформистов: Е. Фигуриной, В. Духовлинова, А. Заславского, В. Овчинникова, З. Аршакуни, В. Гаврильчика и других. По большому счету, нет смысла в делении явлений искусства на лагеря и тем более в противопоставлении их друг другу. Коллекция показывает взаимопроникновение "нонконформистского" и официального искусства, плодотворный диалог, своеобразие и глубину взгляда художника. Братья Носкины, приобретая работы определенного круга авторов, способствуют появлению этих художников в других коллекциях и организациях.

 Свой вклад в «реабилитацию» и пропаганду ленинградского нонконформизма вносит Новый музей на Васильевском острове. Выставка «Беспутные праведники. Орден Нищенствующих Живописцев. Арефьевский круг»: 200 картин из частных коллекций, собраний Третьяковской галереи, Русского музея.

Васми

Харизматичный, буйный "провокатор на живопись" Александр Арефьев. Строгий и лаконичный Рихард Васми. Единственный оставшийся в живых и работающий поныне Валентин Громов. Очень одаренный пластически. Их живопись – это ленинградские набережные, переулки и мосты, дворы и подворотни, бани, трамваи, мокрые мостовые, любовные пары и одинокие прохожие; цвет там, где его не может быть, жизнь там, где застыло все живое; увлечение иконой.

Арефьев

 В наследии ленинградского экспрессионизма мало сатиры и аллюзий на советскую идеологию, что было свойственно многим московским нонконформистам. Ленинградцы радели за изобразительную пластику, а не за политический протест.

Громов

Полновесно, наглядно увидеть и запрещенное, и разрешенное в то время художественное творчество позволяет проект Государственного Русского музея "Отечественное искусство 1960-80-х годов", в рамках которого были проведены выставки: «Время Перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе» ( 2006). 

alt

Здесь Русский музей впервые объединил и масштабно представил зрителю несколько пластов изобразительного искусства, определявших разные мировоззрения советских людей перед перестройкой.
В октябре 2011 г. произошло значимое открытие в крупнейшем Римском комплексе Палаццо Esposizioni выставки «Социалистический реализм. Большая советская картина 1920 – 1970» кураторами Мэтью Баун, Евгенией Петровой и Зальфирой Трегуловой. (Realismi socialisti. Grande pittura sovietica 1920 – 1970, от 11.11. 2011 до 8.01. 2012). Выставка стала наиболее полной ретроспективой из когда-либо организованных за пределами России. Она отслеживает развитие соцреалистической картины от периода гражданской войны до начала эпохи Брежнева, после которой, по словам составителей каталога, в официальном советском искусстве тенденции расходятся в разные стороны, становятся непоследовательными и приводят к окончательному распаду, ликвидации социалистического реализма. Картины расположены в хронологическом порядке, занимая все семь галерей в Палаццо Esposizioni. Каждая часть отвечает на множество вопросов: о темах и формальном подходе к искусству, широком спектре решений, с которыми художники ответили на вызов социалистического реализма. Выставка призвана перевернуть представления масс об официальном искусстве того времени, напомнить о классике, мудрости, красоте единого художественного языка. Среди представленных авторов: В. Попков, Д. Жилинский, А. Лактионов.

В свете анализируемой проблемы будет интересно показать итоги третьего аукциона антиквариата и предметов искусства.Российский аукционный дом. Москва, Хрустальный переулок, от 26.11.2011.  По результатам продаж живописи ХХ в. он оказался бы провальным, если бы не представленные  наследниками ленинградского коллекционера Г.М. Левитина произведения графики. После смерти коллекционера по его завещанию в Русский музей были переданы в дар 130 живописных произведений и более двух тысяч графических работ. Его коллекция принадлежит к числу крупнейших частных собраний в фондах Русского музея.  

На аукционе проданы были три акварельных рисунка Ольги Николаевны Гильдебрандт-Арбениной (1897/98–1980). Музы и возлюбленной Н. Гумилева и О. Мандельштама, адресата стихотворных посвящений поэтов Серебряного века, учредителя группы «13».

1) Рисунок «В поле».1957 год. 40,5×30 см.

2) Рисунок «Цветы». 1962 год. 41,8×30,1 см.

3) Рисунок «Цветы в вазе». 1963 год. 41,5×29,7 см.

Оценка: 3 000 - 4 000 у.е. Цена продажи: 161 000 руб.

 Также на аукционе были заявлены:

лот № 90 «Пинии» Германа Егошина (1931–2009). 1973 год. Холст, масло. 60 × 80 см. Провенанс: из собрания семьи художника. 12 000–14 000 у. е.

№ 91. Г. П. Егошин. Натюрморт «Три краски». 1961 год. Холст, масло. 67 × 79 см.14 000–16 000 у. е.

№ 111. М. Шемякин (1943). «Карнавальные персонажи». 1970-е годы ХХ века. Цветная литография. 69,5 × 50,5 см. 1 200–1 500 у. е.

№ 127. А. Г. Тышлер (1898–1980). Эскиз костюма «Цыганка» для театра «Ромен». 1936 год. Бумага, акварель. 34.2 х 25 см. 1 000–1 300 у. е. Эти работы художников второй половины ХХ в. не были востребованы участниками аукциона. Какова причина?

Сегодня Петербург превращен в провинциальный город, с зажатым бытованием, однако культурные процессы идут, столичные амбиции противостоят провинциальному быту. Воспитательную роль исполняет органичная культура Петербурга-Ленинграда, его метафизика. Как и в то время злободневным остается движение за сохранение исторических ценностей среди петербургских художников, ведь для них тема города является неисчерпаемой, дарит впечатления, задает ритм жизни, форму.

 Творчество признанных мэтров «второй волны» авангарда сегодня остается актуальным. Традиция нонконформизма не ушла в прошлое — это подтверждают произведения, созданные художниками в последние годы.

Иванов Игорь Натюрморт

 Ленинградская школа гармонично объединила в себе противоположные тенденции, предоставляя достойное место талантам и индивидуальностям. Примером тому служит и недавняя выставка к 90-летнему юбилею педагога Юрия Нашивочникова на «Пушкинской-10». Ученика выдающегося живописца О. А. Сидлина и скульптора А. Т. Матвеева;представлены живописные работы 1968 – 1976 гг. из одной коллекции Александра Андрющенко.
 В московской художественной среде заметен реальный протест, но работа художника должна в полной мере сохранять ценность культурного высказывания, художественную многомерность произведения.
 Тогда "другое искусство" было доказательством, что взгляды художников расходились с официальными нормами не только в формальных вопросах искусства (техника, манера письма, тематика), конфликт был на уровне восприятия действительности.

alt

 Пора противостояния по политическим, нехудожественным мотивам отошла в прошлое.
 Качество живописи, по нашему мнению, должно сохраняться в современном искусстве и Москвы, и Петербурга. Сейчас в стране наступили подходящие времена и условия для музеефикации и изучения этого художественного наследия. Особенно ленинградского искусства, которому не хватает достойных постоянных площадок репрезентации, просвещения. Но есть практически не доступное в Европе сегодня, классическое образование в Академии Художеств. Современному художнику, как и прежде, нужно ставить руку, развивать видение, умение рисовать и писать, художественное восприятие мира, воспитывать вкус и мастерство.
Нужно продумать и выстроить экспозиционную политику на следующие 10 лет с привлечением государственного органа— Комитета по культуре, музеев, галерей, частных коллекционеров, живописцев и графиков. Выявить непрерывную художественную традицию, идущую от конца XIX века к деятельности живописцев второй половины ХХ века.
 Подготовить практическую базу, чтобы апеллировать к современникам, утверждая преемственность традиций и ценность образования. Приветствовать внедрение частных и галерейных коллекций в художественную жизнь страны. Издавать каталоги с провенансами и привлекать для работы в антикварных галереях специалистов со специальным образованием, осознающих значимость исследовательской работы, анализа произведений, качественной организации персональных выставок. Нужно создать условия для сотрудничества российских музеев и коммерческих галерей.
 Подводя итоги и анализируя ситуацию, стоит сказать о необходимости популяризации художественного наследия художников 1960-х гг. с использованием современных медийных технологий. Готовить и проводить демонстрационные мероприятия, реализуя воспитательные и образовательные цели. Формировать эстетическое и духовное наполнение творчества современных живописцев.
 Дать возможность возникнуть диалогу между изображением и зрителем, поддержать диалог времен и культур.