Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

ХI Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» (Cевастополь-Балаклава), посвященный в этом году 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, включал две конкурсные программы — конкурс документальных фильмов и конкурс телевизионных программ и документальных сериалов. Учредители фестиваля - Евразийская Академия телевидения и радио при поддержке Министерства культуры России и Правительство Севастополя.

География участников охватывала 25 регионов России, плюс страны-участницы – Азербайджан, Армения, Беларусь, Германия, Индия, Израиль, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Молдова, Приднестровье, Сербия, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Франция, Швеция, Эстония... На конкурс документальных фильмов было представлено более 200 работ, в итоге отобрали 39, из которых оказалось почти 20 премьер.

Гран-При был присужден фильму «Русская весна» (реж. Светлана Резвушкина, Москва), суть которого можно выразить одной фразой: чтобы оценить то, чему прежде ты не придавал особого значения, нужно это потерять, как флаг отечества, родную речь ...

Лучший полнометражный фильм — «Дневники не моего детства» (реж. Валерий Харченко, Москва) про войну глазами детей: записи ленинградского школьника во время блокады и дочери Геббельса из гитлеровского бункера 1945 года. Это неожиданное сопряжение показало новые грани и психологические бездны прошлого.

Лучший короткометражный фильм — «Кавказский рубеж: неизвестная война» (реж. Григорий Нахапетов, Россия/Армения) о Русско-Персидской войне 1804-1813 гг. и славных страницах героической биографии генерала П.С. Котляревского.

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков, Приз за лучшую операторскую работу имени Анатолия Головни — «Грумант. Остров коммунизма» (реж. Иван Твердовский, Москва) о шахтерском коммунистическом кибуце на заполярном Шпицбергене. Фильм на первый взгляд вне фестивальной темы и тем не менее о войне, войне идеалов.

Приз за лучшую режиссерскую работу имени Игоря Шадхана — фильм «Игра вслепую» (реж. Виктория Казарина, Москва) о незрячей пианистке Елене Кухаренко, о любви, надеждах и обреченности врачебного диагноза слепоты: «слишком поздно».

Перекрестие судеб

Охватить в коротком обзоре даже самое лучшее из показов невозможно. Поэтому ограничимся только двумя фильмами, где с наибольшей силой проявила себя жестокая власть истории и воля искусства к сопротивлению.

В феврале 2014 Анджей Вайда объявил, что планирует снять драму, основанную на жизни известного польского художника Владислава Стржемского. «...я думаю, что эта история должна быть экранизирована. Стржеминский был великим художником, оригинальным, единственным в своем роде, и он совсем неизвестен за пределами Польши»...

Orudiya i produktyi proizvodstva. 1920 500x703

Однако польский режиссер все же ошибался, полагая, что имя этого художника неизвестно в других странах. Картина о Владиславе Стржеминском «Непобежденный гарнизон» (реж. Игорь Калядин, Москва), получившая на кинофестивале Приз за лучший сценарий имени Максимилиана Волошина — самое красноречивое тому доказательство. Награду этот фильм получил за глубокое проникновение в борьбу двух начал Добра и Зла, перекрестия морали и целесообразности, памяти и забвения. Полем этой борьбы стала душа человека, который был и защитником Отечества и создателем химического оружия.

Судьбы героев весьма поучительны.

Владислав Стржеминский (1893, Минск — 1952, Лодзь) — русский, польский и белорусский художник-авангардист родился в семье польского дворянина и подполковника Русской императорской армии. В 1914 году закончил Николаевское инженерное училище в Петербурге училище и получил назначение в Осовецкую крепостную сапёрную роту, где его и застало начало войны.

Нам прекрасно известен подвиг защитников Брестскй крепости. Но еще ранее мир потрясла оборона крепости Осовец, неизвестная нам страница первой мировой войны. Эта крепость силой обороны всего лишь в несколько полков прикрывала коридор между Неманом и Вислой, а это был, между прочим, кратчайший путь (23,5 км) из Восточной Пруссии вглубь России.

В сентябре 1914 г. крепость атаковали 40 германских батальонов, но Осовец выдержал все атаки. Оценив силу сопротивления противника, в середине февраля 1915 года немцы усилили штурм огнем мощной батареи сверхтяжёлых орудий «Большие Берты» (800-килограммовый снаряд оставлял воронку в 4-5 метров глубиной и 12-15 метров в диаметре) и осадных мортиров «Шкода». Огонь вёлся залпами по 360 снарядов, каждые четыре минуты – залп. При такой бомбардировке русским отвели на сдачу позиций сутки, максимум двое. Мысль, что крепость выстоит ещё полгода (в общей сложности 190 дней с начала осады) была невозможна. На территории Осовца после февральского штурма было найдено 30 тысяч воронок.

Весной 1915 г. русский фронт был прорван в Прибалтике и Галиции. Осовец — держался.

6 августа (24 июля) начался третий штурм, вписавший имя крепости в историю человечества. В 4 утра на русские позиции потёк тёмно-зелёный туман смеси хлора с бромом из несколько тысяч баллонов, достигший их за 5-10 минут. Газовая волна (высотой 12-15 м, шириной 8 км) проникла почти на 20 км. Противогазов у защитников крепости не было и ко времени подхода немцев к позиции число воинов, способных защищаться, осталось 160-200 человек. Им предстояло сразиться с 8-й немецкой армией, по словам германского генерала Людендорфа: «...не менее 7 тысяч человек, двинулись вслед за волной газов. Они шли не в атаку. На зачистку».

В ротном журнале боевых действий за тот день вписано: «В конце этой атаки подпоручик Котлинский был смертельно ранен и передал командование 13-й ротой подпоручику 2-й Осовецкой саперной роты Стрежеминскому, который завершил и окончил столь славно начатое подпоручиком Котлинским, дело». Сама битва была описана В.Вороновым: «Когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зелёного хлорного тумана на них обрушилась... контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплёвывая куски лёгких на окровавленные гимнастёрки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. <...> Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка! Ничего подобного мировое военное искусство не знало»...

Это была знаменитая «Атака мертвецов», которую возглавил будущая гордость Польши, последователь Малевича и создатель направления унизма в искусстве Владислав Стржеминский, именем которого названа Академия изящных искусств в Лодзи.

Solntsa ostatochnoe izobrajenie bez datyi. 500x632

В ночь с 6 на 7 мая 1916 на позициях под Першаями во время миномётного обстрела русских позиций Стржеминский получил тяжелейшие ранения (ему ампутировали правую ногу целиком и левую руку по локоть, был поражен правый глаз). Его мучили фантомные боли в ампутированных конечностях, а из-за боли от протезов до конца жизни вынужден был ходить на костылях. В московском госпитале 22-летний инвалид встретил сестру милосердия Катаржину Кобро...

«Перпендикуляром» к жизненному пути художника в фильме прослеживается путь немецкого химика и технолога, разработчика отравляющих газов Фрица Габера (1868 — 1934). Родившийся в еврейской семье, Габер получил химическое образование в университетах Берлина, Бреслау и Гейдельберга. Параждокс в том, что все современники вспоминают его добрым и надежным человеком, думающим аналитиком. Альберт Эйнштейн, много лет друживший с Хабером, писал, что духовный мир и труды Фрица стали одним из значительнейших явлений, дарованных ему в жизни.

Первая Мировая война внесла коррективы... Из воспоминаний физика Макса Планка узнаем, что Хабер как типичный немецкий романтик был уверен, что кошмарные последствия отравления ядовитым хлором заставят прекратить войну. Цена подобным мыслям стоила жизни 92,000 солдат, более 1,300,000 солдат остались инвалидами от газов за период Первой мировой войны. Фриц Хабер самолично обучал бойцов газового подразделения, лично контролировал первое массовое применение хлора во время сражения с французами и англичанами при Ипре (Бельгия) в апреле 1915 года.

В послевоенном списке виновных в преступлениях против человечества из более чем 800 фамилий одним из первых стояло имя Габера. Несмотря на возражения учёных стран Антанты, в 1919 году ему вручают Нобелевскую премию по химии за 1918 год с формулировкой: «…за синтез аммиака из составляющих его элементов». «Открытия Гарбера, - сказал в своей речи на презентации член Шведской королевской академии наук А.Г. Экстранд, – представляются чрезвычайно важными для сельского хозяйства и процветания человечества». Это был юридический прецедент, решивший вопрос о гении и злодействе.

Хабер вернулся в Веймарскую республику. Среди веществ разработанных возглавляемым им Габеровским институтом стал известный газ Циклон-Б, с помощью которого в немецких концлагерях были убиты миллионы человек, первоначально разработанный в качестве пестицида. Впервые для массового уничтожения людей он был применён в Освенциме (сентябрь, 1941) для уничтожения 900 советских военнопленных.

Финал жизни ученого и неожиданен, и предсказуем.

В 1918 году Адольф Гитлер, временно потерявший зрение из-за отравления газом (рядом с ним взорвался химический снаряд), в 1933 пришёл к власти. И фанатичному патриоту Габеру с его кредом «интересы Отечества выше морали» беспощадно напомнили о его еврейском происхождении. Он эмигрировал в Великобританию, где проработал в течение четырех месяцев в Кембриджском университете. Эрнст Резерфорд принципиально не подавал ему руки, а студенты не желали слушать лекции «палача». На пути к новому месту работы в палестинском исследовательском институте Даниэля Сиффа Хабер скончался.

Его первая жена и сын Герман от первого брака покончили жизнь самоубийством. Остальные члены семьи Хабера были уничтожены в германском концентрационном лагере Циклоном-Б.

Словно по зеркальной иронии во время Второй мировой войны в районе родных мест Фрица Габера города-крепости Бреслау располагался концентрационный лагерь, а в 1945 году крепость стала «германским Брестом», где немцы почти три месяца сражались до последнего, не зная, что Германия уже пала и Вермахта нет. В старой городской Ратуши польского города Вроцлава (бывший немецкий Бреслау) среди алебастровых бюстов 20-ти выдающихся горожан есть и Фриц Габер.

Так на экране встретились Россия, Польша и Германия...

Начальные и финальные кадры фильма очень метафоричны — черный гулкий квадрат тьмы (вход в тоннель) словно некая икона — преображение через бездну уходящую вниз, и камера, вновь проходя коридоры и помещения крепости уходит в черное пространство — теперь уже белое от слепящего солнца.

Ангел света

Другой фильм "Перекресток" (реж. Анастасия Мирошниченко / Беларусь) получил Приз Президента фестиваля, президента Евразийского академии телевидения и радио Валерия Рузина. Это дебютная работа, успевшая уже собрать существенные престижные кинонаграды: Специальный приз жюри и Приз зрительских симпатий на 30-м МКФ в Варшаве, Приз за Лучший фильм о человеке-созидателе, Специальный Приз жюри на Международном благотворительном фестивале «Лучезарный Ангел», Приз за Лучший национальный документальный фильм МКФ «Листопад» в Минске и другие. Речь о бездомном художнике Валерии Викторовиче Ляшкевиче (1950, Чкалово, Гомельского р-н), попеременном жителе улиц Гомеля и Санкт-Петербурга, живущем так уже 20 лет и излагающем на своих полотнах особый взгляд на мир, добро, зло.

Lyashkevich 3 500x331

Обаяние, голубые горящие глаза, седая борода, маленький рост, душевный голос, загадочная улыбка и своенравный характер... то добр и мил, то резок. И ...сознательная, но вынужденная изгойность — несколько раз предлагали и выделяли ему место в общежитии местные власти, любители его творчества собирали деньги на оплату комнаты, но Ляшкевич всегда уходил, бежал от чужой зависимости. Учился в художественном училище Ярославля (1974) и Брянска (1978). Много скитался по России, а в конце 1990-х. вернулся в Беларусь, где, его никто из родственников не принял. «Я 13 лет прожил в Ленинграде, учился там. В 1996 году решил вернуться в родное Чкалово, но брат не пустил меня, сказал, что этот дом принадлежит его детям. И я стал жить на улице», — рассказывает художник.

Работы художника находятся в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь, Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Заславского историко-культурного музея-заповедника, а также в частных коллекциях стран СНГ, Испании и США. И... одновременно в камерах хранения на вокзале, где вся его жизнь, где одежда, кисти и краски, картины и альбомы репродукций Рембрандта. Не пьет, еженедельно, а то и чаще, посещает баню. Рисует художник в вокзальном закутке, вместо мольберта — бутылочные колпачки, листы для уличной выставки закреплены прищепками на бельевой веревке: 57 картин на момент съёмок, на которых оставлен адресный автограф – «лесвичка дома Советская, 119», «Киевский спуск». Искусствоведческие статьи о творчестве художника появились еще в 1996-м, где его величали как «Гомельский Ван Гог», «Наш Диоген», «Белорусский Пиросмани». Картины, графические композиции художника написаны в основном карандашами и акварельными красками, дополнены газетными обрывками с кричащими заголовками, привлекая внимание нарочито нарушенными пропорциями и болезненными лицами.

y1ZAWIXfGcA 500x714

Фильм «проживает» с героем отрезок жизни (девять съемочных дней были разбросаны на протяжении целого года плюс два месяца монтажа), обнажив драму замеревшего жуткого одиночества среди бурной суеты повседневности, избежав репортажной формы и разговоров на камеру. До первого знакомства с ним был написан предварительный сценарий «Птица счастья», который после первой съемки сформулировался более точно «Перекресток». Дистанцированность, снятая методом наблюдения, окрашивает кинопортрет философской драматичностью. Оставаясь светлым смиренным человеком, художник не противостоит, не сражается, принимает мир и жизненные тяготы, не измения своему призванию.

P.S.

Атмосфера Севастополя придала фестивалю кино солнечный отблеск военных побед и дух парадной музыки, чувство дружбы, чувство локтя и плеча, покачивание общей палубы корабля, идущего в море, удивительную чувственную солидарность реакций и мнений при всех противоречиях, одним словом, напомнила ощущения давно подзабытые...

© Ирина РЕШЕТНИКОВА

(24.06.2015, авторский вариант)

В редакционной правке текст представлен на сайте:

Решетникова И. Документальные сопряжения [Электронный ресурс] / Фонд поддержки современного искусства «Артпроект». АРТПРОЦЕСС, газета. - 2015, 30 авг. — Режим доступа:  http://www.fondartproject.ru/artprocess/dokumentalnye-soprjazhenija/