Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Плиева Маргарита Георгиевна,
кандидат искусствоведения,
член АИС

 

Время не властно над памятью человечества

(к 70-летию битвы за Кавказ)

 

«Среди важнейших событий Великой Отечественной войны видное место занимает битва за Кавказ».

/Гречко/[1]

 Когда Родина в опасности – осетины в седле.

/осетинская пословица/

 

ЧАСТЬ I

            Победа в Великой Отечественной войне сложилась героизмом народов нашей страны, мужеством многократного «МЫ!»

«Немецкое верховное командование разработало план непосредственного овладения Кавказом, получивший условное название «Эдельвейс». Большие надежды фашисты возлагали и на раздоры, которые, по их расчетам, должны были возникнуть между народами Кавказа. Однако плану «Эдельвейс» не суждено было сбыться», - писал маршалСоветского Союза А.А. Гречко.[2]

Именно у стен Орджоникидзе, в тяжелейшем для нашей страны 1942-м году, была выиграна, после разгрома немцев под Москвой, первая из ключевых битв Великой Отечественной войны - битва за Кавказ, во многом предвосхитившая и победу советских войск под Сталинградом.

В первых числах августа 1942 г., несмотря на большие потери, фашисты подошли к Моздоку. Гитлеровским захватчикам с июля по ноябрь 1942 г. удалось оккупировать 7 из 10-ти районов Северо – Осетинской АССР, но город Орджоникидзе выстоял. Треть жителей республики ушла на фронт. На фронтах войны погиб каждый второй из тех, кто ушел и каждый шестой житель республики.

И сегодня волнительно читать статью И.Г. Эренбурга «За Кавказ!»: «Кавказ – колыбель человечества. Издавна к его вершинам обращены восхищенные взоры народов. По преданию, на Арарате после потопа остановился ковчег. К скале Кавказа был прикован Прометей, похитивший у богов огонь. Кавказ, дивный край, где чист воздух и чиста любовь, где облака, как овцы, ночуют у ног пастуха, где горные потоки, не уставая, твердят о жизни и где в тишине глубокого утра эхо повторяет вскрик одинокого всадника. Не случайно русская поэзия от Пушкина и Лермонтова до Маяковского, Тихонова, Пастернака искала вдохновения в горах Кавказа. Его снежные вершины увлекали детей Севера не только красотой: Кавказ был заповедником, страной гордости, землей чести. Таким он остался. «За наш Кавказ, за нашу свободу», - говорят русские и украинцы, защищая берега омраченного Терека. А дети Кавказа сражаются за Сталинград и Мурманск. Их можно видеть под Ленинградом и у Старой Руссы. Кавказ пришел на выручку Северу, и теперь вся Россия горит одной страстью: отстоять нашу гордость – Кавказ. Нет, не для фрицев Кавказ! Защитники Кавказа, вам доверены не только нефть, поля, цветущие рощи, вам доверена земля свободы. За Кавказ! За Родину! За свободу!»[3]

19 ноября 1942г. Совинформбюро сообщило о разгроме немецко -   фашистских войск под Орджоникидзе, а 3 января 1943г. территория Северной Осетии была полностью освобождена.

Ратный подвиг защитников Кавказа был высоко оценен всей страной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. учреждена медаль «За оборону Кавказа». Северо – Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика дала стране 79 Героев Советского Союза; 12 полных кавалеров ордена Славы.

С 2007 г. Владикавказ - «Город Воинской Славы».

В осетинском изобразительном искусстве тема Великой Отечественной войны, как героической страницы в истории народа была актуальна всегда. И в грозные годы войны и в мирное время мастера осетинского изобразительного искусства обращались в своем творчестве к ее событиям, подарив будущему множество ярких художественных свидетельств.

В августе 1942г. на оккупированной фашистами территории Северной Осетии шли ожесточенные бои. Кульминацией многомесячного противостояния стала двенадцатидневная битва за город Орджоникидзе, вошедшая в военную летопись, как Гизельское сражение. Оно решило исход всей Кавказской битвы и закончилось поражением немцев.

            Осетинское изобразительное искусство 1940-х гг. было непосредственно связано с общенародным подъемом в борьбе с немецким фашизмом. Обостренность патриотических чувств, гражданская страстность пронизывали искусство этого времени.

            Вместе со всем народом участвовали художники в борьбе против фашистских захватчиков. Одни их них находились на передовых позициях, запечатлевая в рисунках с натуры боевые эпизоды, другие трудились в редакциях военных газет. Не только боевыми листами, но и самою судьбой доказывали художники свою неразрывную связь с судьбами миллионов людей, сражавшихся за родную землю.

            В мастерских «Окон ТАСС» работали А.-Г. З. Хохов, Р.В. Хасиева, В.В. Лермонтов, Н.Е. Кочетов, А.Ф. Панков. Имеющие разную тематическую направленность, разный профессиональный и военный опыт, не похожие друг на друга, художники были едины в том, что непримиримо и страстно звали на борьбу с фашизмом. Своим творчеством помогали фронту и тылу, вселяя в людей веру в свою силу и правоту, в победу.

            В серии акварелей «Гизельская трагедия» выпускник Петроградского ВХУТЕИНа (класс Е.С. Кругликовой), художник А. - Г. - З. Хохов – участник партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, запечатлел события, свидетелем которых был, раскрыл ужасы и беды, принесенные войной на родную землю.

            На листе «Жертвы фашистских зверств» изображена равнина в окружении Кавказских гор. Весь передний план занят еще не захороненными трупами мирных жителей и солдат. Слева искореженное многолетнее дерево. Оно погибает, как и замученные пытками изможденные женщины. Далеко в горах собираются тучи, чтобы разразится дождем, который оплачет и омоет людские страдания. Изломанные корни дерева, как бы повторяют неуклюжие позы лежащих трупов, усиливая напряжение. Динамичные изломы линий, контрасты и столкновения света и тени дополняют общее неспокойное состояние. Воплощению замысла художника помогает эмоциональный контраст, трагедия на земле и покой, и величие в природе. Только собирающиеся вдалеке дождевые тучи, усиливают гнетущее настроение.

            Патриот А.-Г.З. Хохов изобразил войну как великое испытание народа, влекущее за собой страдание миллионов. Войну с убитыми, замерзающими, совершающими тяжелые переходы по снежным горам. Продуманное композиционное построение документальных изображений, распределение тональных переходов, обеспечивает рисункам художественную выразительность самостоятельного произведения искусства.

В это период в осетинском изобразительном искусстве не прекращалась работа над образом Коста Хетагурова. В 1944 г. в осетинском селе Коста был установлен памятник К.Л. Хетагурову, работы скульптора А.У. Дзантиева. Сама личность великого осетинского поэта XIXв. и его творчество помогали бороться с врагом, давали силы выстоять и победить в тяжелой борьбе.

Скульптор С.Д. Тавасиев – одна из значительных фигур в осетинском изобразительном искусстве. Участник революционного движения на Северном Кавказе, в числе талантливых художников был направлен в Петроградский ВХУТЕИН: «В Петроградскую Академию художеств. Горспрофобр настоящим командируя гр. Тавасиева для поступления в Академию просит оказать ему возможное содействие как выдающемуся художнику, происходящему из горской среды.

С.Д. Тавасиев был принят в Академию художеств «…в виде исключения (подчеркнуто - М. П.) на основании художественной ценности представленных работ»[4]. начал работу над образом легендарного башкирского героя Салавата Юлаева. Эскиз памятника          демонстрировался на выставке произведений художников Башкирии          «За Родину»[5] в мае 1942г. в Художественном музее г. Уфы.          

Воспитанник Академии художеств (мастерская И.Е. Репина) и школы А.Г. Ашбе в Мюнхене М.С. Туганов, в годы войны активно работал над эпическим полотном «Пир нартов». Изображая в этюдах, а затем на холсте «детей солнца», художник раскрывал подлинно народные черты: доблесть в бою, жажду подвигов, презрение к смерти. Нарты, источающие бьющую через край энергию, представлены во всей красе и удали. Точность жестов и мимики выразили сложную гамму характеров. Геометрическая правильность композиции, четкость рисунка, колорит и, наконец, внушительные размеры полотна помогают раскрыть сюжет.

            Рельеф самодеятельного осетинского скульптора, М.С. Едзиева «Уастырджи» (Георгий ПобедоносецМ.П.) был создан в 1942г. в период кровопролитных боев за Кавказ. Верховное божество осетинского пантеона – Уастырджи на белом коне, в окружении ангелов поражает змея. «Уастырджи» - это аллегория победы, разгрома фашизма, спасение народа от гибели, воинская доблесть.   

Вопреки общепринятому мнению – «когда стреляют пушки – музы молчат» в годы Великой Отечественной войны продолжали активно работать художники республики. Об этом свидетельствует «Распоряжение СНК СОАССР об образовании при Совнаркоме Республиканского Художественного Совета»[6]. Среди других деятелей культуры и искусства в него вошли скульптор А.У. Дзантиев и художник – график А.-Г. З. Хохов.

В 1944 г. было установлено звание   «Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической республики»[7]. Среди первых награжденных были скульпторы А.У. Дзантиев, С.М. Едзиев, и художник-график А.З. Хохов.

Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала интенсивно развиваться выставочная деятельность. В Москве, в ГТГ 7 ноября 1941 г. была открыта «Выставка лучших произведений советских художников»[8]. В ней принял участие скульптор С.Д. Тавасиев. С 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. в Москве, в ГТГ была открыта Всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл». В ней участвовало 283 художника. Среди них осетинский художник С.Д. Тавасиев[9]. В г. Орджоникидзе в 1944г. прошла выставка «Великая Отечественная война»[10].

Выставки показали, что в условиях войны осетинское изобразительное искусство, как и все советское искусство, включившись в общенародную борьбу, продолжало развиваться.

            Невыдуманные рассказы художников – фронтовиков, помогали воссоздать атмосферу тех дней, показали, как они служили и работали, воспевая ратные будни и немеркнущие подвиги воинов.

            Великая Отечественная война закончилась исторической победой многонационального советского народа. Осетинские художники по –прежнему работали, не покладая рук, много писали с подлинным творческим размахом, ставя перед собой новые задачи, продиктованные временем.

 

ЧАСТЬ II

 Если в произведениях искусства на военную тему самой военной поры были свойственны суровость, горечь, острое ощущение исторической драмы, то для осетинской живописи послевоенных десятилетий характерны произведения о послевоенной действительности, в которых звучит драматический отзвук военных событий. В них размышления художников о судьбах людей, чья жизнь искалечена войной, чье горе не стирается с годами.

С особой силой эта трагическая концепция раскрыта в картине художника Б.Н. Калманова - «Мать семерых погибших сыновей». Драматический образ старой женщины на фоне серого осеннего пейзажа, дрожащей рукой прикасающейся к именам сыновей, высеченным на цырте (обелиске - П.М.), производит потрясающее впечатление. Скупая колористическая гамма помогает прочувствовать главную идею картины – огромное горе матери, потерявшей детей. Каждая деталь приобретает особую выразительность: выражение душевной боли в глазах матери, белый платок, спрятанный за черный рукав платья, семь яблок на белой салфетке, кувшин с родниковой водой и рог с поминальным напитком. Она словно вобрала в себя всю скорбь Земли, олицетворяя горе матерей, потерявших на войне сыновей и шире – олицетворяя горе Родины, расплатившейся «дорогой ценой» за Победу.

Обращаясь к вечным темам, выпускники мастерской В.М. Орешникова Института живописи и скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, осетинские художники Э.А. Саккаев и К.А. Хетагуровтрактуют их с позиций национальных традиций.        

При немногословности картины Э.А. Саккаева «Слово о погибшем», художник эмоционально раскрыл горе старика – отца, потерявшего на войне сына. На холсте все изображаемое художником внутри интерьера показано прозаично и скупо. Сама атмосфера комнаты сельского дома с темной стеной, с маленьким, едва пропускающим свет окошком, насыщенны душевной болью. За столом сидят седобородый старик – отец в черкеске и сын – герой, еще не снявший военной формы. Грудь его украшает орден. Третий стул свободен. На столе два пирога, что «в осетинской погребальной и поминальной обрядности означает нахождение тела умершего в земле, а души – с богами»[11], нетронута кружка, незанято место того, кому уже никогда не вернуться в родной дом. Колористическая гамма, в которой преобладают мягкие теплые тона, передает ощущение светлой грусти. Погибшие герои не возвращаются, но они продолжают жить в нас, в нашей памяти, в молитве, которую произносит отец, возведя ладони к небу.

Память о войне, ее следы драматической нотой звучат в мирной жизни.

«Песня о погибших» К.А. Хетагурова - дань памяти погибшим воинам. Строгая, торжественная, полная внутреннего напряжения, она прославляет патриотизм и героизм людей. На картине - достоверное изображение народной сцены, конкретность в передаче древней традиции, древней архитектуры и осетинского пейзажа с его характерными горными цепями на горизонте. Многофигурная композиция проста и выразительна. Группа людей располагается полукругом. В эмоциональном центре полотна – сказитель, играющий на «древнейшем смычково - стунном инструменте осетин» - фандыре[12]. Ссутулилась спина, взволновано лицо, опущены веки, в одной руке он держит смычок, в другой инструмент, оперев его на колено. Люди и горы обступили народного певца, слушая полный горькой печали рассказ. Обобщенный образ народа исполнен суровой мужественной скорби и романтической возвышенности. Это произведение о нравственной чистоте и душевной стойкости людей; в нем раскрываются моральные истоки нашей победы.     

Тема Великой Отечественной войны нашла широкое развитие и в осетинской монументальной скульптуре послевоенных десятилетий. В республике были установлены памятники героям, остановившим врага на подступах к г. Орджоникидзе в годы оккупации. Актуальность приобрело создание мемориальных комплексов.

            Для монументальной пластики 1960 – 1985 гг. характерен принцип введения в пластическую интерпретацию народного обычая или традиции. В осетинской монументальной пластике это принцип нашел применение в трактовке памятника «Воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны», созданный Д.А. Цораевым. В горном ущелье рядом с грубо обработанной железобетонной плитой (цырт - П.М.) понуро стоит конь без седока. Отдельно расположена плита с именами не вернувшихся с войны жителей ущелья. Несмотря на некоторый натурализм исполнения, памятник потрясает выразительным замыслом, осуществленным просто и немногословно. Легко и впечатляюще переданы здесь особенности и характер, обычаи и уклад народной жизни. Расположенный на огромной поляне, обрамленной громадой гор, памятник производит мощное впечатление, являясь эмоциональным контрастом могучей, звенящей, благоухающей природе и вместе с тем, гармонично сливается с ней.

Национальная романтика заключена и в скульптурном изваянии женщины – осетинки в памятнике «Павшим героям» Н.А. Баллаевой, выпускницы московского Высшего художественно – промышленного училища (мастерская Г.И. Мотовилова). На невысоком постаменте стоит молодая женщина с поникшей головой. Скульптор передала своеобразие типа женщины – осетинки и при этом добилась широкого художественного обобщения. Фигура, несколько вытянута ритмически четкими вертикалями одежды и свисающей надочажной цепью (в осетинской культуре издревле – символ домашнего очага – М.П.) в опущенных руках. Национальные особенности выражены здесь не только во внешних аксессуарах, но и в самом образном строе, традиционно народном мироощущении скульптора. Разорванная надочажная цепь, военная каска с красной звездой у ног женщины, символизируют погасший очаг после гибели хозяина дома. Во всем облике женщины выражена глубокая скорбь. Обобщенные формы лица, одежды, светотеневые контрасты, фактура материала способствуют созданию величественного, монументального образа женщины – осетинки, вынесшей много горя и страданий.

            Таким образом, наряду с конкретно – историческим подходом в осетинском искусстве отчетливо обозначается аллегорический путь художественной интерпретации явлений истории. Эти памятники трогают сердца людей, не только сохраняя память о великих жертвах, но и прославляя великий подвиг народа.

            После Великой Отечественной войны «по ходатайству руководства Ленинградской краснознаменной ордена Ленина Высшей Офицерской Бронетанковой Школы Красной Армии им. В.М. Молотова» в Академию художеств в Ленинграде «по деловым и политическим качествам» был зачислен старший сержант С.П. Санакоев. Документы НБА АХ в Санкт – Петербурге свидетельствуют о том, что «...тов. Санакоев в армии с 1940 г. участник Великой Отечественной войны, имеет ранения, защищал Ленинград, был награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией».[13] В послевоенные десятилетия Санакоев Сергей Павлович

создал масштабные, значительные произведения. Пожалуй, самая известная работа скульптора - «Журавли», была навеяна одноименной песней Я. Френкеля и Р. Гамзатова. На открытие памятника, посвященного семерым братьям Газдановым из села Дзуарикау, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, присутствовал Р. Гамзатов. Обобщенные формы лица, одежды, светотеневые контрасты, фактура материала отличаются монументальностью, и способствуют созданию полного трагизма, и скорби образа матери, вынесшей много горя и страданий.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда - то,

А превратились в белых журавлей. [14]

Однажды воспарив «летит по небу клин усталый», а на земле в вечном ожидании застыла одинокая фигура Матери.

Свидетельства трагических событий Великой Отечественной войны в произведениях скульптуры, живописи, графики – это и память о погибших, и твердая вера в торжество Добра, и надежда на мирный покой, и цветущая земля, и ясное небо, и осетинские города и села такие традиционные, и такие неповторимые в своем национальном своеобразии.

            Растет уже пятое послевоенное поколение и давно восстановлено все, что было разрушено бомбами и снарядами, но незримые раны той войны до конца не залечить никогда. Она навсегда останется для нас Великой Отечественной, священной войной.


[1]Гречко А.А. Битва за Кавказ. Защитникам Кавказа посвящается. - М.: Военное издательство Министерство обороны СССР, 1973. - С. 6

[2]Там же

[3] Эринбург И.Г. За Кавказ! /Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. – Л.: Худ. РСФСР, 1988. – С. 58 - 61

[4]Выписка из протокола заседания Правления Академии художеств о допущении к занятиям гр. Тавасиева С.Д. по индивидуальному экзамену от 20. 11. 1923 г., л. 9.

[5]Архив СХ России, оп. I, д. 601, св. 94, л. 10. Стенограмма обсуждения выставки «За Родину». Открыта в мае 1942г. в Уфе, в Художественном музее. Экспонировалось около 150 произведений.

[6] ЦГА РСО-А, ф.765, оп.1, д.10. Распоряжение СНК СО АССР от 17 марта 1943 г., л.1.

[7]Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. – Л.: Худ. РСФСР, 1988. – С. 53.

[8]Выставка лучших произведений советских художников. Открытие состоялось 7 января 1941г. в Москве, в ГТГ. Участвовало 359 художников, экспонировано 1180 произведений.     Путеводитель. Статьи И. Емельянова и др. - М., 1941. – С. 24.

[9]Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка. Работала с 8.11.1943 г. до 19.09. 1944 г. в Москве, в ГТГ. Участвовало 283 художника, экспонировалось 728 произведений. Каталог. Сост. А.И. Архангельская и др. - М., 1945. - С. 12.

[10]ЦГАЛИ, ф. 962, оп. 6, д. 923. л.25. Выставка Великая Отечественная война. Открыта в 1944 г. в Орджоникидзе. Организована дирекцией выставок и панорам.

[11] Газданова В.С. Золотой дождь. – Владикавказ, 2007. – С. 222

[12] Алборов Ф.Ш. Музыкальная культура осетин. – Владикавказ, 2004. – С. 120.

[13]НБА АХ в СПб, ф.7, оп.7, д.172. Ходатайство руководства Ленинградского Краснознаменного Ордена Ленина Высшей Офицерской Бронетанковой Школы Красной Армии им. В.М. Молотова «О зачислении ст. сержанта С.П. Санакоева на скульптурный факультет Академии художеств» от 10.10.1945 г., л. 3.

[14] Гамзатов Р.Г. Журавли. Соч. в 3-х т . Т. 3. – М. :Худ. Лит., 1969. С. 82


1. А.-Г.З. Хохов. Жертвы фашистских зверств.Серия Гизельская трагедия. 1943. б., тушь, бел. 20х29,5.jpg 10. Н.А. Баллаева. Памятник павшим героям. 1965. Алюминий, железобетон. РСО-А.jpg 11. С.П. Санакоев. Памятник братьям Газдановым. 1982. Гранит. РСО-А. 4. М.С. Туганов. Пир нартов.1928-1952. Х.,м 265х500.jpg 5. С.М. Едзиев. Уастырджи. 1942. Рельф. Камень. РСО-А.jpg
2. А.У. Дзантиев. Коста. 1939. Бронза, гранит. РСО-А..jpg 3. Тавасиев, Гайнутдинов. Салават Юлаев.1967. Бронза, гранит. Уфа. Башкирия.jpg 6. Б. А. Калманов. Мать. 1973. Х.,м. 200х100. Художественный музей, РСО-А..jpg 7. Э.А. Сакаев. Слово о погибшем.1984. Х.,м.195х178. Собств. семьи худ. РСО-А..jpg 8. К.А. Хетагуров. Песня о павших. 1984. Х.,м. 150х200. ГРМ..jpg 9. Д.А. Цораев. Памятник воинам, павшим в годы Великой отечественной войны. 1970. РСО - А.jpg