Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


ФРАНЦУЗСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство Франции в собрании Самарского художественного музея.
Предмет данного сообщения мог бы при благоприятных обстоятельствах стать очень красивым проектом в выставочной деятельности музея, включающим каталог и другие изданные материалы.
Гравюра
Самая значительная часть французской коллекции, и самая неизвестная самарскому зрителю – это коллекция французской гравюры. К сожалению, фонды гравюры законсервированы, нет доступа к ним, нет возможности их экспонирования и соответственно, более пристального их исследования.
Чтобы полнее представить искусство Франции, достаточно упомянуть о наличии работ великих мастеров французской гравюры. Это три офорта Жака Калло (1592 – 1635), и среди них знаменитая  "Голгофа" (17 век). Лотарингец по происхождению, он много странствовал, образование, как художник он получил в Италии, Ж.Калло, в основном, выпускал библейские и исторические серии. «Голгофа» - оттиск прекрасного качества, в числе других работ поступивший из Гос Эрмитажа. «Въезд месье графа Брианского – великого камергера его светлости в виде Язона. Эта гравюра с изображением фигуры воина в римских доспехах на носу парусного корабля, в окружении тритонов, нереид под предводительством Нептуна, провозглашающими триумф, поступила из ГМИИ. Помимо данного листа есть известное «Второе искушение св.Антония». Другие выдающиеся мастера 17 века также представлены отдельными листами  авторской и репродукционной гравюры. Сильвестр Израель - рисовальщик, гравер и издатель, издавал гравюры Калло, был его другом, В нашем собрании его офорт "Вид Версаля и парадный двор перед дворцом". (В этом видовом пейзаже наиболее примечательны всадники и карета на переднем плане, лист датируется 1684 годом.)
Восемнадцатый век в гравюре известен именем Жака Боварле (1791 –1797)  Его «Испанское чтение» синтез резца и офорта. Давид Нее представлен гравюрой « Вид в окрестностях Фраскатти». Одн из граверов Франции 18 века дама - Муат Роза Анжелика. У нас две ее гравюры – «Горожанка Болоньи» и «Флорентийка, причесанная бабочкой с грелкой в руке». Рене Гайяр (1719 –1790) – мастер иллюстратор –Хорошо принятый букет, восхищает разнообраразием приомов в работе резцом и офортом. Выдающийся мастер гравюры резцом на меди Георг Вилле (1715 –1807) Член Венской, берлинской, Дрезденской Академии, после себя оставил много учеников. Вилле – был мастером резцовой гравюры. Представлен в собрании СОХМ четырьмя прекрасными образцами, сделанными в технике резца: «Голландская повариха», «Нормандская старушка», «Семейный концерт»,
Искусство литографии  ярко характеризует  несколько блестящийх серий работы Поля Гаварни (около 60 листов) Это серии: - «Ужасные родственники», «Маленькие колкости», «Старые кокетки». Выставка французской гравюры из собрания СОХМ могла бы стать интереснейшим проектом в жизни города.
Живопись
Коллекция живописи в собрании СХМ чрезвычайно скромная, но достаточно любопытная.
малевич черный квадрат и красный квадрат 1915. MOMA, New York 5. Marionette Spectacle. Curtsey.bodrunova.jpg kin-d_bodrunova.jpg
1_1 1_2 1_3
Билет
Искусство Франции по отношению ко всему европейскому искусству 17 века было доминирующим, при правлении Людовика XIV — «короля-солнце». Образ Людовика XIV, то в качестве великодушного монарха, то горделивого победителя, служил темой для исторических, аллегорических, батальных картин, для парадных портретов и гобеленов. Современники подражали королю во всем – одежда-прическа. «Мужской портрет» (недавнее приобретение СОХМ) работы неизвестного художника, так живо ассоциируется с обликом короля. Скорее всего, работа связана с кругом Николя Ларжильера и придворным окружением Людовика XIV.
Во второй половине 17 века во французской живописи получил развитие батальный жанр, развитие которого связано во многом с именем Адама Франса ван дер Мейлена (1632-1690), ученика Франса Снайдерса, фламандца по происхождению. Ван дер Мейлен приехал ко двору Людовика XIV в начале 1664 года.
Две картины из собрания СХМ, скорее всего, соотносятся не с творчеством самого ван дер Мейлена, а с его мастерской. ( Возможно, что это более поздние копии)
Подлинным работам Мейлена присуща несомненная тонкость и свежесть общего колорита, графическое изящество пейзажа и ювелирная точность, предельная детализация одежды и формы в исполнении фигур первого и второго планов.
Восемнадцатый век во Франции — век просвещения. Французская культура боролась против абсолютизма, разрушая авторитет, ослабляя значение религиозных и исторических сюжетов в иерархии жанров 17 века.
В изобразительном искусстве победило светское, а позднее гражданское начало. Это время связано с борьбой различных художественных направлений.
Самым известным пейзажистом  во Франции 18 века был Гюбер Робер (1733 - 1808). Много лет художник провел в Италии, проникаясь почтением к античности, к памятникам Древнего Рима. Это художник нового поколения — поколения классицистов.
В своем искусстве Гюбер Робер органично соединил интерес к античности и к природе. Эта тенденция была присуща всей французской культуры второй половины 18 века, когда в античности и в природе видели прообразы свободы и естественного существования человека. Робер работал в Италии с 1754 по 1765 гг. По возвращении в Париж, он получил многочисленные заказы на архитектурные пейзажи. В интерьере классицистических особняков они имели декоративное значение. Их заказывали и русские вельможи, например, князь Юсупов для усадьбы в Архангельском. В собрании СХМ есть работа Робера "Пейзаж с кипарисами". Как в гравюрах Пиранези, в одной картине соединены разные руины и памятники. Известно, что, создавая картину, Робер фантазировал, сочинял, используя наброски с натуры. В нашей работе на переднем плане представлены мощные кипарисы, у подножия которых стоит большая величественная статуя-фонтан. Здесь же римлянка с кувшином, набирающая воду из источника, на втором плане виднеется силуэт собора св. Петра, а вдали панорама Рима, его городских застроек и холмов, покрытых розовато-голубой дымкой. Для картины характерна величественность архитектурных мотивов.
Аналогичная картина из частного в Голландии собрания «Фантазии на тему античности» датирована 1764 –1765 годом. Схожий формат, акцент на руины с элементами жанра пространственное окно с доминантой неба, подчеркнутая вертикаль в одном случае обелиска, в другом – кипарисов – все это сообщает работам определенную близость, даже некоторую парность. Возможно, нашу работу следует датировать 1764 –1765 годами.
Завершает экспозиционный ряд в разделе "Французская живопись" картина Диаса де ла Пенья "Цыгане". Диас де ла Пенья Виржиль Нарсис был живописцем и литографом, в юности занимался росписью по фарфору. В раннем своем творчестве Диас де ла Пенья испытал сильное влияние Корреджо, Прюдона и Делакруа, отсюда происходят его нимфы, Венеры, мифологические сюжеты, но в конце 1840-х годов он сближается с Т. Руссо, работает в местечках Фонтенбло, Барбизон возле Парижа, пишет преимущественно пейзажи и впоследствии становится главным представителем Барбизонской школы.
Декоративность произведений, созданных до середины 40-х годов, очень подходила к убранству интерьеров салонов времен Луи-Филиппа. Картина "Цыгане" (из собрания Даниловой) относится к раннему периоду творчества художника. Его цыганки скорее не цыганки, а девушки с лицом мадонны, прекрасным и одухотворенным. Интерес художника сосредоточен на передаче света и цвета. На полотне небольшая лесная поляна, которую пересекает группа цыганок с мальчиком, все погружено в вечерний сумрак, сквозь ветви деревьев пробивается свет луны, чудесным образом преображающий все в цветовую феерию.
Данная коллекция живописи изредка пополняется отдельными экспонатами, есть перспективы ее эволюции. Одна из работ в коллекции русского искусства « Портрет неизвестной в шляпке», вероятно, связана с кругом работ полузабытого художника Ансельма Лагрене.
Лагрене, французские живописцы (Lagrené e) — фамилия нескольких французских живописцев, из которых заслуживают быть упомянутыми: 1) Луи-Жан-Франсуа Лагрене, прозванный Старшим(1724-1805), ученик Ш. Ванлоо и Ансельм Франсуа Лагрене (1775 Париж-1833 Париж), сын Лагрене Старшего, ученик Ф.А.Венсена.
Служа, в первые годы революции, во французской армии, он с особенной любовью изучал лошадей и достиг большого искусства в их изображении. Занимался также портретной живописью. Работал в Париже.
Провел несколько лет в нашем отечестве(1817 – 1825) и оставил после себя довольно много рисунков, ряд портретов изображающих русские типы, нравы и костюмы. Вставлялся в парижском Салоне с 1799 по 1831 годы.
Известны следующие работы А. -Ф. Лагрене - младшего - портреты великих княгинь Александры Федоровны и Елены Павловны, два портрета владельцев Павловска на рубеже XIX - XX веков князя Константина Константиновича - правнука Павла I - и его супруги Елизаветы Маврикиевны. Они несут отпечаток нарождающегося XIX века.
Портрет «Неизвестной в шляпке» (66 х56) из собрания СОХМ ближе всего подходит к портрету Куракиной (66 х 56,5см) 1822 года из ГосЭрмитажа.
Портрет Наталии Ивановны Куракиной, урожденной Головкиной ранее был в собрании Нарышкиных в Петрограде. В 1905 году находился в имении Степановка, Тверской губернии.
Стилистическая общность этих двух портретов состоит в использовании общих приемов в разработке композиции портрета. В изображении ряда характерных деталей – глаз, блика на зрачке, бликов на кончике носа, мягкой обрисовке крыльев носа, особенности запечатления рисунка линии губ. Близко решение теней на бантах шляпки, цветов на головных уборах, особенная любовь к зеленой краске – окиси хрома. К сожалению, на портрете из собрания СОХМ размыты все тончайшие лессировки, что делает невыгодным сравнение этих двух работ.  К тому же, нет возможности провести сложный технологический анализ. Поэтому наше предположение об авторстве редкого малоизвестного художника Ансельма Лагрене представляется не более, чем гипотеза.
Французская скульптура
Работы французских мастеров в области скульптуры представляют различные материалы. Клод Франсуа Мишель по прозвищу – Клодион мастер 18 века, отличается поразительной цельностью в творчестве. Он обрел настоящее призвание в небольших декоративных статуэтках, на бесконечные вариации темы «античная мифология». Скульптор создавал – вакханалии, пляски сатиров, фавнов, шалости амуров. Маленькая «Гречанка с амуром» из нашего собрания решена в технике терракоты. В этой работе Клодион наделяет, казалось бы, незначительный на первый взгляд сюжет экстазом безудержного движения, легким ароматом эротизма и очаровательной изысканности – всеми чертами стиля рококо.
Тема вакханалии продолжена в работе Пьера Филиппа Томира (1751 –1843)  Этот выдающийся скульптор и позолотчик  на протяжении долгой творческой жизни проявил себя, как в ряде рокайльных композиций, так и в произведениях ярко выраженных стилей классицизма и ампира. Сцена «Вакханалии» с изображением купидона сидящего на спине льва, покрытого попоной, с пьяным младенцем- сатиром, с символами изобилия и гедонизма - корзиной с плодами, перед пастью зверя, вероятно, создана мастером до периода 1789 -1793 гг. Это одно из самых обаятельных произведений в коллекции. Пластичные объемы масс отличаются капризной сложностью силуэта, формы проработаны чрезвычайно живописно, мягко, текуче, кажется, что бронза струиться золотом в обработке, волос, лиц. Движения легкие, живые, настроение беспечно-шутливое. Умение оживить античные образы – одна из самых сильных черт французской пластики. (Приобр. в 2001 году.)
В первой половине 19 века французская пластика была скована классицизмом, превратившимся со временем в холодный академизм. «Портрет великой княжны Ольги Николаевны» работы мастера французской школ Г.Троду - ярчайший образец академизма в скульптуре. Эта работа интересна не столько воплощенностью в ней душевных переживаний модели, сколько филигранной, почти ювелирной обработкой материала, где наряду с литьем, используются: чеканка, гравировка и полировка, патинирование, все то, чем славилась прославленная обработка французской бронзы.
Творчество самого выдающегося французского – скульптора – анималиста Антуана Бари (1795 –1875) тесно связано со стилем романтизм. Его работы, как правило, небольшого формата. Текучесть бронзы как материала очень хорошо соответствовует передаче движений животных, в момент нападения, борьбы. Наша композиция - «Лев и змея» - своеобразное воплощение животной энергии, стихии. Животные у Бари всегда изображались на воле, хотя наблюдал он их часами в зверинце. Непревзойденный мастер ансамбля, Антуан Бари придумывал, пещеры, кочки, скалы, и виртуозно связывал среду и животных в одно единое динамическое целое. Композиция - «Лев и змея»- маленький шедевр скульптурной пластики, в котором ярко проявлены симптомы нового пластического мышления стиля романтизма.
Мелкая пластика французских анималистов второй половины 19 века, реалистического направления, представлена в работах Пьера Жюля Мена(1810-1879) «Борзая с кроликом в зубах» (Поступ 1994) Черты нового демократического искусства проявились в скульптуре Ж.Леви «Косец», они знаменовали уже начало 20 го века.
Декоративно-прикладное искусство Франции
Декоративно-прикладное искусство Франции представлено бронзовыми часами первой половины 19 века по модели Раврио, часами в стиле «неорококо», и небольшой коллекцией изделий Севр - крупнейший фарфоровый центр Европы.
Наиболее ранним образцом этого керамического центра (существует с 1756 года) является в нашем собрании чайная пара первой половины 19 века.
Это чашка цилиндрической формы, на поверхности, в резерве изображена "крестьянская семья у очага". На донышке блюдца пейзаж, а широкие синие поля подглазурного кобальта декорированы лавровыми листьями.
Неполный чайный сервиз из двенадцати чайных пар также относится к продукции Севра. По краю блюдца и чашки проходит филигранной работы золоченая тисненая кайма, по тулову - небольшие гирлянды цветов.
Фарфор Франции середины 19 века представлен группой тарелок с сюжетами, отражающими эпизоды из жизни Наполеона. Эти тарелки ("Тильзитский мир", "Встреча в Тильзите", "Битва при Иене", "Наполеон после битвы при Иене", "Прощение в Фонтенбло", "Коронация Жозефины") воспроизводят картины известных художников и отличаются высоким качеством исполнения.
Неорококо богато представлено в музее. Две скульптуры вакханок — так называемая бисквитная пластика — датируются 1860 -ми годами, но стилистически подражают бисквитам Этьена Мориса Фальконе (работал в Севре с 1757 по 1766 гг.).
Особенно хороша группа больших массивных ваз, богато декорированных бронзовыми накладками у основания, ручек, краев горла (три вазы с красивым сине-фиолетовым фоном - подглазурный кобальт, и две - бирюза); все отличаются тонкой полихромной живописью в резервах, окруженных рокайльным золоченым орнаментом. Основные темы в живописи — галантные сцены в стиле Буше. На вазах имеется надглазурная марка, относящаяся к 1756 году, но если учесть, что в это время во Франции еще не вырабатывался твердый фарфор, следует остановиться на существующей датировке в книге поступлений, тем более зная о неорококо середины 19 века. Вазы датируются 50 - 60-ми годами 19 века.
В заключение следует отметить, что данная коллекция не законсервирована, изредка пополняется отдельными экспонатами, есть перспективы ее эволюции, как по части исследования и атрибуции, так и по части ее развернутого показа в дальнейшем.