Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


Произведения голландской живописи из собрания СОХМ

Замечательной особенностью многих периферийных музеев России является наличие ценных художественных коллекций, возникших после революционных событий и последующей национализации, по инициативе местных купцов или же  по прихоти богатых коллекционеров.
Коллекция западноевропейского искусства Самарского областного художественного музея начала формироваться в 1920-е годы. Ядро составили произведения, поступившие из Государственного музейного фонда, национализированные в первые годы советской власти (живопись, гравюра, фарфор). Некоторые экспонаты поступили в 1928 году из Пушкинского Дома Академии наук. Ценное пополнение пришло в 1938 году из фондов Государственного Музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Помимо централизованных поступлений из Москвы и Ленинграда, экспонаты прибыли из Самарской центральной библиотеки,  также были переданы коллекции из Самарского Общества Археологии, Истории и Этнографии.
Уже позднее, в тридцатые годы, музей приобрел прекрасный "Деревенский пейзаж" в манере Тенирса у гражданки Медведевой. В 1942 году от  другого владельца в музей поступил "Пейзаж" Ф.Воувермана - гордость экспозиции. Наконец, в 1957 году были сделаны очень важные приобретения из частной коллекции балетмейстера Куйбышевского оперного театра Н.В.Даниловой - "Возвращение блудного сына" Я. Бунса и "Семья цыган" Диаса де ла Пенья.
Постоянные экспозиции западноевропейского искусства Самарского областного художественного музея занимают три зала третьего этажа и включают живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Западноевропейская гравюра  из собрания экспонируется на временных выставках.
Крест.Ханты-Мансийск. Выставка Житняновой и Четковича Сюжеты для одинокой души. Музей природы и человека. 19.12.2012-20.01.2013_6 Церковь.Ханты-Мансийск. Выставка Житняновой и Четковича Сюжеты для одинокой души. Музей природы и человека. 19.12.2012-20.01.2013_7 Москва. Выставка П.А.Шиллинговского. Галеев Галерея. 21.12.2012-23.02.2013_1
Кандинский Композиция IV 1911 г. Дюссельдорф, Худ. собрание земли Северный Рейн-Вестфалия.jpg КандинскийВ сером 1919 Париж. Центр Жоржа Помпиду.jpg Малевич Супрематизм 1916 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.jpg
В состав голландской коллекции музея входят произведения художников XVI­XVIII веков. Разнообразен жанровый состав произведений: пейзажи, натюрморты, картины на мифологические сюжеты и бытовой жанр. Из ведущих жанров голландской живописи в музее отсутствует лишь портретный жанр.
Национальная голландская художественная школа, сформировались на основе нидерландского искусства XV-XVI веков.
Определенное представление об искусстве Северного Возрождения дает работа неизвестного нидерландского мастера XVI века "Рыбный рынок". Картины из серии "Рынки" были популярны в Нидерландах и в Италии, синтетически сочетали жанр с натюрмортом и, как правило, предназначались для украшения интерьеров парадных столовых. Люди, торгующие дарами природы к тому же отождествлялись со стихией Воды .
Средствами натюрморта неизвестный художник воссоздал картину изобилия, благоденствия и процветания — воплощение дорогой сердцам его современников мечты о "золотом веке", радостном, необременительном труде. Не случайно, например, на заднем плане "Рыбной лавки" запечатлена оживленная картина жизни портового города. Здесь и группа гуляк, и сценка купли-продажи рыбы, и изображение глади большого канала, вероятно, в Амстердаме. Тяжеловатый коричневый колорит картины типичен для картинок бамбччанти, созданных в Италии. По предположению В.А.Садкова этот натюрморт написан итальянским последователем творчества нидерландского живописца Иоахима Бейкелара. И.В. Линник утверждала в свое время, что это возможно, работа второстепенного нидерландского мастера. По поводу данного произведения хотелось бы получить квалифицированную оценку специалистов

Голландская школа XVII в собрании СОХМ насчитывает всего несколько полотен, но есть работы, в которых особенно ярко проявилось новаторство реалистического искусства. Пожалуй, ни в одной картине музея так не ощущается бытие повседневности, как в «Пейзаже» Филипса Воувермана.
Филипс Вауверман (Воуверман) (1619,Харлем - 1668, Харлем) учился у отца - Паулюса Воувермана и Франса Хальса. Посетил Гамбург в 1638 - 1639. В истории искусства, он был известен так же, как мастер изображения непревзойденных пейзажных композиций.
"Пейзаж" Филипса Ваувермана, с видом окрестностей Харлема, из собрания  музея, подкупает разнообразием изысканных голубовато-серебристых тонов. Эта небольшая работа, написанная на дубовой доске,  в ней художник словно предвосхищает появление пейзажей рококо, их своеобразные пастельные оттенки. К ним сведены и, рыхлый, глинистый пригорок, с ветхой лачугой на вершине, и бледные, охристые дюны, и дальние холмы, и редкая зелень деревьев на переднем плане, и живописная группа людей со спешившимся всадником и белой лошадью в центре картины. Есть необъяснимое очарование в этой небольшой серебристо – серой картине, запечатлевшей низкий горизонт и высокое небо, покрытое влажными облаками.
Усилиями многих голландских художников бытовая живопись стала одним из ведущих жанров. В сферу ее интересов включены были многообразные явления обыденной жизни. У таких художников, как Себастьян Хемскерк (до 1691 - 1748) творчество наполнено жизнерадостным юмором. Герои большинства картин Хемскерка — обыкновенные простолюдины, грубоватые люди. В экспозиции Самарского музея его живопись представлена картиной "У корчмы", где зафиксирована заурядная картина жизни сельской таверны. Спешившиеся с коней всадники заказывают вино служанкам, тут же пьют его, а рядом, в деревенской пыли - сцепившиеся бродячие собаки и чуть поодаль, у дощатого забора, подвыпивший гуляка справляет нужду. На все это с большим воодушевлением взирает замурзанный мальчик в белом переднике. Сцена трактована легко, свободно, а решенное в золотистых тонах состояние атмосферы позволяет ощутить теплоту вечера, лишая фигуры грубой жесткости, брутальности. В этом небольшом сюжете Хемскерк блестяще раскрывает тему быта и нравов голландских низов.
Томас Вейк (1660-1677) представитель харлемской школы живописи -  Живописец и офортист. Полотно Томаса Вейка "У алхимика" посвящено теме оглупления простака шарлатаном. Этот сюжет в свое время развивали Иероним Босх, и Питер Брейгель Мужицкий. На холсте представлен убогий интерьер лаборатории алхимика, где устрашающую роль играют и человеческий череп, и череп лошади, и валяющиеся на грязном полу листы с каббалистическими надписями. Сам алхимик, саркастически ухмыляясь, что-то помешивает в горячем тигле, а его ученик одурачивает всех, показывая простакам пузырек с "волшебным эликсиром бессмертия". Их острая экспрессивная мимика имеет характер откровенного гротеска. Данный сюжет был чрезвычайно распространен в жанровой живописи и Фландрии, и Голландии в семнадцатом веке.
Голландская живопись подарила миру множество талантливых художников-анималистов. Они писали коровниц с коровами, цепных собак, подчас создавая героизированные образы домашних животных, одновременно подмечая индивидуальное и характерное в облике и повадках животных.
Людольф де Йонг (1616-1679)? являясь  мастером -  анималистом, разрабатывал в своих пейзажах с животными различные эффекты солнечного освещения. Картина "В парке" относится к жанру "скотных дворов". Художник умело соединяет в одну тесную группу людей, и животных, великолепный пейзажный фон с небольшим каналом, зданием на втором плане и ветвистыми деревьями с множеством птиц на ветках. Запечатленная на полотне ферма Йонга открывает повседневную жизнь и повадки зверей. Не меньшее значение играет тонко написанный пейзажный план с широким и светоносным небом. Л. де Йонг во многом опирался на традиции Пауля Поттера — крупнейшего анималиста Голландии.
Ян Веникс (ок. 1640-1719) работавший во второй половине XVII - начале XVIII века, учился у своего отца Яна Батиста Веникса. Уже смолоду он проявил незаурядное мастерство в изображении животного мира, особенно пернатых, дополняя жанр богатыми декоративными возможностями. В то время был особенно популярен жанр "птичьи дворы". В традициях этого жанра написана картина "Птичий переполох", где запечатлена "драматическая" ссора домашних уток и собак. Чаще пернатые и животные изображались в мирном соседстве друг с другом, но именно благодаря избранному сюжету, картину отличает живая экспрессия и декоративность. Художник явно любуется движениями животных и птиц, их грацией и изяществом или силой и ловкостью, заставляя любоваться и зрителя. Недаром "птичьи дворы" были так популярны у бюргеров. Изображая животных на природе и извлекая всевозможные колористические эффекты из контраста теплых тонов меха собак или оперения птиц и зелени пейзажа, Веникс в совершенстве запечатлел фактуру шерсти, пуха и перьев, добиваясь духа праздничности на полотне.
Однако, при зрелом размышлении, возникает вопрос об авторстве Яна Веникса. Нам не с чем сравнить стилистику такого рода произведения.
На подобную тему написана также картина Викторса Якобуса «Куры, индюки и морская свинка», запоминающийся, в первую очередь, сочной живописной фактурой и умением на небольшом полотне выявить существенные черты в характере животных.
Ян Бунс «Возвращение Блудного сына» (1662) — художник-“романист” относится своим творчеством к итальянизирующему направлению в голландской живописи. Бунс решает  композиции так же, как и многие «романисты - итальянисты» ярче выражая в работах традиции итальянских академий, ценивших безупречный рисунок, живопись тоном, светотеневую проработку, и некоторую театрализацию сюжета.
Оборванный и несчастный, промотавший свое состояние, одинокий и покинутый появляется сын на мраморных ступенях богатого дома просить прощения у отца. Его отец, господин в богатых одеждах, спешит поднять своего сына с колен. Рядом роскошно одетый юноша — старший брат, а на переднем плане, привлекая целиком на себя внимание зрителя, плачущий мальчик с собакой. Бунс через эту страдающую фигуру пытается раскрыть драматизм сюжета. Сцена встречи происходит на фоне респектабельных массивных строений. Художник Ян Бунс сегодня интересен лишь тем, что его картины исключительно редки в музейных собраниях России и Европы.

Главную особенность фламандской живописи XVII века составляет ее исключительная цельность. К сожалению, особенность собрания Самарского музея — отсутствие картин мастеров первого ряда. В постоянной экспозиции музея скорее представлены не имена, а основные жанры и направления фламандской живописи этого времени.
Среди младших современников Рубенса большой популярностью пользовался Давид Тенирс Младший (1610 - 1690), в своем творчестве испытавший сильное влияние Адриана Браувера и Питера Пауля Рубенса. Но необходимо отметить, что, в отличие от своих великих современников,  Тенирс предпочитал бесконфликтные сюжеты. Картина неизвестного художника круга Д.Тенирса "Сцена у колодца" в собрании Самарского областного художественного музея привлекает совершенно особой атмосферой бесстрастия и умиротворенности, разлитой и в пейзаже сельского захолустья, и в неподвижной фигуре рыбака, дремлющего над поплавком, и в равномерных движениях рук молодой хозяйки, моющей большую глиняную миску. Художник изображает не событие, а, наоборот, лишенное происшествий повседневное течение жизни.
Помимо вышеупомянутой работы Тенирса, ему приписаны следующие работы
1.    Тенирс Давид. Игра в триктрак. Ж-980 КП-9299.  Дерево, масло. 57,0x82,0.
Неизвестный художник. Курильщики. Холст, масло. 20х15,5. Ж-701,  КП-155. Ранее была в собрании Набоковых, как работа Тенирса Давида (Teniers David) (1610-1690).
Данные картины были записаны в музейных книгах как произведения Давида Тенирса, что в настоящее время вызывает сомнения. По мнению ряда специалистов, все три работы кисти Тенирса не принадлежат.
До семнадцатого века жанр интерьера в европейской живописи влачил жалкое существование; почти не было изображений жилых комнат, дворцовых покоев, в основном, преобладали изображения церквей, отдельных деталей: колонны, стены, витражи. Ближе к середине  века художники обратили внимание на интерьер в целом.
Хендрик ван Стейнвейк (1586-1649) в своей картине "Внутренний вид готического собора" воплотил основные принципы жанра интерьера XVII века. Его картина с изображением церковного интерьера цельна, наполнена светом. Благодаря живо написанным фигурам людей, интерьер зазвучал, приобрел эмоциональную окрашенность.
В скромном ряду фламандской живописи отдельно выделяется полотно неизвестного художника - «Фантастический пейзаж». Работа выдержана в охристо-зеленых тонах, художник скрупулезно передает небо, землю, кряжистые деревья на горных кручах, мелкие фигурки оленей, собак, охотников. Но в целом картина природы отнюдь не фантастична, скорее мастер стремился выразить героический характер природы и ощущение ее вечности.
Картина была записана в книгу поступления, как работа неизвестного художника (круг Яна Ван Рейсдаля). Впоследствии ее стали считать работой художника фламандской школы.
В заключение этого небольшого озбора хотелось бы отметить, что в музее, в собрании которого большую часть составляют произведения отечественного искусства, в силу объективных причин до сих пор оказалась недостаточно исследована коллекция искусства зарубежного, и в частности голландского. Экспертиза и комплексный анализ произведений голландской живописи - дело будущего времени.