Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Venkova Alina
Венкова Алина Владимировна

Культуролог, исследователь современного искусства, редактор «Международного журнала исследований культуры»

Образование
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет изобразительного искусства, Санкт-Петербург, 1997;
  • Аспирантура кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург (научный руководитель – проф. М. Ю. Герман, 1997-2000).

Ученая степень, звание

  • Кандидат культурологии, доцент.

Специализация

  • Теория и история современного искусства.

Место работы, должность

  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра теории и истории культуры, доцент.

Преподавание (лекционные курсы)

  • Современная культура, история искусства Новейшего времени, визуальная культура, методика анализа произведений искусства, массовая культура.

Конференции

Организатор конференций и круглых столов:

  • Круглый стол «Экспертиза современного искусства: взгляд куратора, художника, ученого», 20 сентября 15.00, 2006, Санкт-Петербург, конференц-зал института Международных связей РГПУ им. А. И. Герцена. ул. Казанская, д. 3.
  • Секция «Музееведение в контексте культурологии» в рамках Первого Российского культурологического конгресса, Санкт-Петербург, 27 августа 2006 года, конференц-зал института Международных связей РГПУ им. А. И. Герцена. ул. Казанская, д. 3.
  • Круглый стол «Визуальная антропология: теория и практика», 28 ноября 2008, 15.30 Фонд Михаила Шемякина, ул. Садовая д. 11.
  • Круглый стол «Актуальное искусство и медиа», 28 ноября 2008, 15.30, Санкт-Петербург, LoftWineBar, Лофт-проект ЭТАЖИ. Лиговский проспект, дом 74.
  • Круглый стол «Философия музея», 28 ноября 2008. 15.30, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный музей истории религии, Почтамтская ул., д. 14, конференц-зал.
  • Секция «Теоретические основания исследования современного художественного процесса» в рамках Второго Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему», 28 ноября 2008. 15.00-18.00, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет изобразительного искусства, ауд. 49.
  • Секция «Теоретические основания культурологии художественных форм» в рамках Второго Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему», 28 ноября 2008. 15.00-18.00, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет изобразительного искусства, 2 корпус, ауд. 455.
  • Секция «Культурологическая интерпретация новейших художественных явлений» в рамках Второго Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему», 28 ноября 2008. 15.00-18.00, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет изобразительного искусства, 2 корпус, ауд. 465.
  • Секция «Культурология музея» в рамках Второго Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему», 28 ноября 2008. 15.00-18.00, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет изобразительного искусства, 6 корпус, ауд. 10.
  • Секция «Актуальные проблемы исследования классических и современных художественных систем» в рамках Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» 28 октября 2010 года, 10.30.-14.00, Санкт-Петербург, РХГА, ауд. 505.
  • Круглый стол «Культура творчества и творчество культуры» в рамках Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», 28 октября 2010 года, 10.30.-14.00, Санкт-Петербург, СПбГУ, Менделеевская линия 5, ауд. 8.
  • Секция «Методологические особенности анализа новейшего искусства: радикализм и консерватизм в современном художественном процессе» в рамках Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», 28 октября 2010 года, 10.30.-18.00, Санкт-Петербург, РХГА, ауд. 605.
  • Научная конференция «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства» в рамках Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», 28 октября 2010 года, 10.30.-18.00, Санкт-Петербург, СПбГУ, Менделеевская линия 5, ауд. 24.
  • Секция «Модусы креативности в истории художественного творчества» в рамках Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», 28 октября 2010 года, 10.30.-18.00, Санкт-Петербург, РХГА, ауд. 701.
  • Секция «Музеология (музееведение) как культурологическая наука», в рамках Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», 28 октября 2010 года, 10.30.-18.00, Санкт-Петербург, СПбГУ, Менделеевская линия 5, ауд. 249.
  • Секция «Проблема автора в искусстве – прошлое и настоящее» в рамках Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», СПГУ культуры и искусств,  11.00-18.00, Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 2.
  • Круглый стол «Этика и современное искусство» в рамках III Форума кураторских инициатив “Память: линии возврата”, 28 октября 2010 года, 15.00, Санкт-Петербург, ГЦСИ, наб. реки Фонтанки, 34.
  • Круглый стол «После счастья: визуализация памяти». Фонд поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation. 27 апреля 2012 года.
  • Дискуссионная панель «Культурологическая интерпретация художественных процессов». Часть 1. Креативные практики и охранительное начало в искусстве в рамках IV Российского культурологического конгресса с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 29 октября 2013 года, 15.00-18.00, Комплекс Ленэкспо, Большой пр. ВО, 103, павильон 7, зал 7-4.
  • Дискуссионная панель «Культурологическая интерпретация художественных процессов». Часть 2. Многообразие художественных практик и проблемы интерпретации искусства в рамках IV Российского культурологического конгресса с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 31 октября 2013 года, 10.00-12.30, Комплекс Ленэкспо, Большой пр. ВО, 103, павильон 7, зал 7-4.
  • Дискуссионная панель «Культурологическая интерпретация художественных процессов». Часть 3. Эстетика и современный художественный процесс в рамках IV Российского культурологического конгресса с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 31 октября 2013 года, 13.30-15.00, Комплекс Ленэкспо, Большой пр. ВО, 103, павильон 7, зал 7-4.
  • Круглый стол: «Искусство или мистификация», 24 мая 2014, 18.00 – Артцентр «Пушкинская,10» (Арт-лига), Санкт-Петербург
  • Конференция молодых исследователей «Логика визуальности»,26 мая 2017, 11.30, Санкт-Петербург, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена

Избранные выступления:

  • Восьмой международный философско-культурологический конгресс «Единство и многообразие в религии и культуре: философские и психологические аспекты глобальных противоречий» (27 – 30 января 2005 года, Сиэтл, США). Доклад: «Идентификационные стратегии визуальной культуры эпохи глобализма)».
  • IX Международный философско-культурологический конгресс под эгидой ЮНЕСКО «Новая динамика множественности. Парадигмы сосуществования и признания» (22-25 июня 2006  года, Париж, Франция). Доклад «Я» и «Другой» в визуальной культуре современности: механизмы репрезентации и стратегии узнавания».
  • Первый Российский культурологический конгресс (Cанкт-Петербург, 25-29 августа 2006 года). Доклад «Пространственные модели в современном искусстве Запада».
  • Международный научный симпозиум «Время культурологии» (Москва, РИК, 24-26 мая 2007). Доклад «Эволюция пластического образа мира в современном искусстве последних десятилетий: к проблеме нормативной регуляции культурного видения».
  • XI Ежегодная Всероссийская конференция «Искусство после философии» (20-21 ноября 2009 года, Санкт-Петербург). Доклад «"Специфический объект" в эпоху постконцептуализма».
  • Международная конференция «Польша и Россия. Трудные вопросы — три нарратива: история, литература, кино (5–7 октября 2010 года, Краков). Доклад «Память формы: логика визуального нарратива».
  • Международный симпозиум «Наука о культуре и императивы глобальной цивилизации. Процессы регионализации культуры: pro et contra» (12 – 13 октября 2017 года, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет). Доклад «Пост-интернет как феномен глобальной цивилизации».
  • Всероссийская научная конференция «XI Кагановские чтения: Актуальные художественные практики и их теоретическое осмысление» (18-19 мая 2017, Санкт-Петербург). Доклад «То-тальный энвайронмент как форма партиципативного искусства».
  • Международная междисциплинарная конференция «Культура, наука, образование: между революцией и эволюцией» в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума (17-18 ноября 2017 года). Доклад «Метамодернизм: между революцией и эволюцией».
  • XLVII Международная филологическая конференция (19-28 марта 2018 года, Санкт-Петербург, секция «Кино | Текст», 22–24 марта 2018 года). Доклад «Реэнектмент в современном искусстве: перформатив, игра, нарратив».

Избранные публикации

  • Венкова, А. В. Технологии художественного опыта в искусстве ХХ века (Инструментальный аспект) / А. В. Венкова // Интеллект, Воображение, Интуиция: размышление о горизонтах сознания (философские и психологические аспекты). Десятые международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 11. – СПб.: Эйдос, 2001. – С. 177 – 188.
  • Венкова, А. В. Жест как ритуал (К границам коммуникативного поля современного искусства) / А. В. Венкова // Ритуальное пространство культуры. Материалы международного форума 26 февраля – 7 марта 2001 года. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. – С. 426 –  428.
  • Венкова, А. В. Игра как опыт жизни в практике современного искусства / А. В. Венкова // Игровое пространство культуры 16-19 апреля. Материалы форума. – СПб.: Евразия, 2002. – С. 320 – 323.
  • Венкова, А. В. Неоавангардный жест в постмодернизме (к динамике культурного сознания) / А. В. Венкова // Культурологические исследования”02: Сборник научных трудов. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 75 – 91.
  • Венкова, А. В. Современный художественный опыт: ситуативность и диалогизм / А. В. Венкова // Онтология диалога: философский и художественный опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 13. – СПб.: Эйдос, 2002. – С. 256 – 270.
  • Венкова, А. В. Дисциплина «История искусств» / А. В. Венкова [и д. р.] // Примерные программы дисциплин подготовки бакалавра художественного образования (федеральный компонент) Часть 1. – СПб:  Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 117 – 180.
  • Венкова, А. В. Этика жеста: поиск «Я» и борьба с «Другим» / А. В. Венкова // Образ современности: этические и эстетические аспекты. Материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург. 21 октября 2002 года. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества. / Отв. ред. Акиндинова Т.А., Голик Н.В. 2002. – C. 57 – 61.
  • Венкова, А. В. Мотив пустоты и проблема ничто в художественных практиках ХХ века: от эксклюзивности до калькомании / А. В. Венкова // Творение, творчество, репродукция: художественный и эстетический опыт. Международные  чтения по теории, истории и философии культуры. –  Вып. 16. – СПб.: Эйдос, 2003.            – С. 46-57.
  • Венкова, А. В. Пространственные модели в современном искусстве Запада / А. В. Венкова  // Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. Том III: Культурная динамика. – СПб: Алетейя, 2008. – С. 422 – 440.
  • Венкова, А. В. Репрезентация пластической нормы и идея «бесформенного» в современном искусстве / А. В. Венкова  // Фундаментальные проблемы культурологии: Том 5: Теория и методология современной культурологии. – М.-СПб: Новый хронограф-Эйдос, 2009. – С. 536-550.
  • Венкова, А. В. Трансгрессия медиума в философии Дитмара Кампера и критической теории Розалинд Краусс / А. В. Венкова  // Международный журнал исследований культуры. – 2010. – № 1. – С. 129 – 137.
  • Венкова, А. В. Икона и идол: феноменология взгляда Жана-Люка Марьона. заметки о книге «Перекрестья видимого» / А. В. Венкова  // Международный журнал исследований культуры. – 2011. – № 1. – С. 141 – 144.
  • Венкова, А. В. Видеть и говорить. О книге Джеймса Элкинса «Исследуя визуальный мир» / А. В. Венкова // Международный журнал исследований культуры. – 2011. – № 2. – С. 151 – 155.
  • Венкова, А. В. Микрореволюция: трансверсальный активизм в борьбе с искусством. О книге Геральда Раунинга «Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке» / А. В. Венкова // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – № 1. – C. 89-93.
  • Венкова, А. В. Постдокументальная визуальность и ужас реального / А. В. Венкова // Научно-теоретический журнал «Общество. Среда. Развитие». – 2013. – № 2. – C. 140 –144.
  • Венкова, А. В. Идея наследования в современных визуальных исследованиях / А. В. Венкова // Вопросы культурологии № 7. – 2015. – С. 73-77.
  • Венкова, А. В. Искусство и мозг: актуальные направления изучения / А. В. Венкова [ и др. ] // Международный журнал исследований культуры. – 2016. – № 1. – С. 130-141.
  • Венкова, А. В. Тотальный энвайронмент как форма партиципативного искусства / А. В. Венкова // Актуальные художественные практики и их теоретическое осмысление: материалы Всероссийской научной конференции «XI Кагановские чтения / Санкт-Петербургский государственный университет / под редакцией А. М. Алексеева-Апраксина, Е. Н. Устюговой. – СПб.: СПбГУ, 2017. – С.  13-14.
  • Венкова, А. В. Визуальный образ: актуальные стратегии исследования. О книге Т. Эльзессера и М. Хагенер Теория кино: Глаз. Эмоции. Тело // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – № 2. – С. 214-217.

Научный редактор переводов:

  • Зигфрид Цилински Набрасывать и выявлять. Аспекты генеалогии проекции. – СПб.: Эйдос, 2013. – 64 с. илл.
  • Оливер Грау Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований. – СПб.: Эйдос, 2013. – 56 с. илл.

Членство в других творческих и общественных организациях

  • Член союза художников России.
  • Член Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ)

Иностранные языки
Английский, немецкий, французский

Живет и работает Санкт-Петербурге

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.