Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

В музее-заповеднике «Александровская Слобода» давно существует традиция устраивать выставки мастеров изобразительного иприкладного искусства, представлять материалы изсобраний музеев других городов. Ноэкспозиция, которая «гостит» вАлександровском кремле савгуста нынешнего года, несовсем обычная— впервые унас выставлена часть раритетных вещей изобширного собрания известного московского коллекционера А.Л.Кусакина.

Этому событию предшествовала большая икропотливая работа. Сотрудники музея-заповедника совместно сА.Л.Кусакиным отобрали для демонстрации редчайшие гравюры XVII-начала XIX веков, так называемую «россику» (произведения иностранных мастеров, работавших вРоссии, либо отражавших всвоих произведениях события отечественной истории). Экспонируются, восновном, гравюры, изображающие представителей царствующих династий Рюриковичей иРомановых, которые оказались связанными сАлександровской слободой иАлександровом. Ивполне закономерно, что эта удивительная выставка разместилась впостройке XVII века, рядом сэкспозицией «Государев двор».

Появление гравюры вРоссии связано свозникновением книгопечатания вовремена правления царя Ивана Грозного.В Александровой слободе, его загородной резиденции, была создана первая вРоссии провинциальная типография иотпечатана знаменитая «Псалтырь Слободская» (представлена наэкспозиции «Государев двор вАлександровской слободе»). Украшала книгу одна изсамых первых русских гравюр— изображение библейского царя Давида.

Как особый вид искусства, гравюра возникла вЗападной Европе вXVвеке, изадолгие годы развития появилось большое количество разных гравировальных манер. Одной изсамых сложных итрудоемких идонастоящего времени считается резцовая гравюра намеди (все представленные навыставке произведения выполнены именно вэтой технике). Для такой работы бралась тщательно отполированная медная доска, так как малейшая царапина или точка наней оставляли след наоттиске. Надоске специальными резцами— штихелями— вырезались линии рисунка. Затем его углубленные элементы набивались краской, которая составшихся нетронутыми полированных участков поверхности полностью счищалась. Наподготовленную таким образом медную доску— печатную форму— накладывался лист увлажненной бумаги, ипод давлением напечатном станке делался оттиск-эстамп.

В России первый расцвет гравюры связан свременем правления Петра Великого, когда поего приглашению встрану приезжают иностранные мастера. Заключенные сними контракты обязывали брать учеников иобучать навыкам этого искусства русских граверов. Многие иностранные мастера ипосле истечения срока продолжали работать вРоссии. Петр Iпридавал огромное значение этому виду искусства, использовал его ивобразовательных, ивпропагандистских целях. Отправлявшиеся вбольшом количестве вЗападную Европу работы знакомили людей нетолько ссовременными имсобытиями, ноисисторией России.В этом смысле огромная роль отводилась изображениям русских государей.

Навыставке вмузее-заповеднике сами гравюры стали связующим звеном двух важнейших периодов вистории России: времени правления знаменитых исторических личностей— Ивана Грозного иПетра Великого. Портрет первого русского царя Ивана Васильевича предназначался для книги немецкого автора Кевенхиллера, выпущенной вЛейпциге в1721году. Образцом послужила гравюра работы Тобиаса Штиммера, отпечатанная в1575году, накоторой был изображен отец государя, великий князь Василий Иоаннович. Работы русского гравера Григория Мешкова предназначались для уникального издания XVIII века— книги П.Н.Крекшина «Краткое описание славных идостопамятных дел императора Петра Великого, представленное разговорами вцарстве мертвых». Наэтих гравюрах два русских реформатора изображались вместе, как быпредопределяя вдальнейшем стремления историков сравнивать эти эпохи.

Представленные навыставке сразу три портрета первого царя издинастии Романовых— Михаила Фёдоровича— помогут понять, как постепенно формировались традиции русского парадного портрета, расцвет которого приходится наXVIII столетие. Изтрех выделяется один портрет, выполненный неизвестным немецким мастером вXVII веке. Лицо государя было повторено гравером сизображения, взятого изкниги Адама Олеария, который, выполняя посольскую миссию вРоссии, был представлен Михаилу Фёдоровичу. Выставленные работы обладают необъяснимой, притягательной силой. Приходишь ввосхищение оттого, как спомощью обычных штрихов мастеру удалось передать все полутона, объем и«лепнину» лица изображаемого, идаже фактуру материала: благородный блеск атласа, тяжеловесность драгоценной парчи, почти осязаемую мягкость блестящего меха. Михаил Фёдорович Романов, как иего предшественники, совершал традиционные богомольные объезды и,как отмечал известный исследователь Александровкой слободы Н.С.Стромилов, «…указал быть здесь хоромному строению для царя ицарицы».

В этом «хоромном строении» останавливался исын Михаила Фёдоровича— царь Алексей Михайлович. Навыставке представлена одна изредчайших гравюр сего изображением, выполненная Х.А.Вортманом (1680-1760гг.), которая, помнению искусствоведов, обозначила целую эпоху вистории русского гравированного портрета. Работы Вортмана иего учеников отмечала точная техника исполнения, добросовестность идаже скрупулезность ввоспроизведении подробностей. Царь Алексей Михайлович одним изпервых среди русских государей стал собирать гравюры, которые вкачестве наглядных пособий использовал Никита Зотов, обучая сына царя инаследника престола будущего Петра Великого.

«Петровская тематика» широко представлена навыставке. Заслуживает внимания гравюра французского мастера Н.Лармессена «Цари Иоанн иПетр Алексеевичи», выполненная вПариже в1685году. Награвюре Петр Iизображен вместе сосвоим сводным братом Иваном. Ихсовместное правление, при регентстве царевны Софьи Алексеевны, началось в1682году. Историк искусств Д.А.Ровинский обэтой гравюре писал: «Этот довольно редкий лист замечателен поверности костюма ипосходству лица Петра спозднейшими портретами». Кстати, вфондах музея-заповедника хранится оловянная тарелка свыгравированными именами обоих царей. Сконцом регентства царевны Софьи в1689году связан приезд Петра IвАлександровскую слободу, когда вееокрестностях онпроводил учения потешных войск. Гравюры 40-х годов XVIII века, выполненные голландским мастером И.К.Филипсом, выглядят как «живые картины» событий начала XVIII века.

Интересна весьма редкая гравюра, накоторой предстает юный Петр Алексеевич, облаченный ввеликолепный наряд «врусском стиле». Это работа английского мастера У.Файторна. Под изображением дается пояснительный текст: «Великий царь Московии, рисован при жизни Его императорского Величества, поприезде вАнглию в1698году».В подписи указана примечательная дата. Во время своего первого заграничного путешествия, находясь вАнглии, Петр Iполучил известие обочередном выступлении стрельцов вРоссии. Повозвращении онпровел «розыск», входе которого выяснилось, что причастными кэтим событиям были сводные сестры царя, втом числе ицаревна Марфа Алексеевна. Поэтому она была сослана вАлександровскую слободу ипострижена вмонахини вместном монастыре. Уэтого портрета Петра I— интересная судьба. Коллекционер А.Л.Кусакин собирает предметы для своей «сокровищницы» нетолько вРоссии, ноивыезжает встраны Западной Европы сцелью приобретения гравюр убукинистов, нааукционах. Поего словам, гравюра приобретена иззнаменитой английской частной коллекции виконта Кристофера Леннокса Бойда нааукционе.

Да,пожалуй, укаждой гравюры, представленной навыставке, есть своя история, атоитайна. Взять хотя быпарадный портрет дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы Петровны, опребывании которой вАлександровской слободе свидетельствуют разные документы. Этот портрет выполнен одним изсамых знаменитых немецких граверов XVIII века Георгом Фридрихом Шмидтом, работавшим вРоссии поконтракту впоследние годы царствования Елизаветы Петровны. Гравюра выполнена сживописного оригинала— коронационного портрета 1742года кисти придворного художника Л.Токе. Работа Шмидта— последний изприжизненных портретов Елизаветы Петровны. Созданный затри месяца доеесмерти, онотносится клучшим образам русского гравированного портрета середины XVIII века икнаиболее удачным произведениям втворческом наследии автора.В период царствования Елизаветы все портреты правительницы, создаваемые мастерами кисти ирезца, прежде чем быть выставленными навсеобщее обозрение, проходили предварительную проверку на«соответствие» вспециальном цензурном комитете. Иданное изображение также ждало своей участи, чтобы получить соответствующий вердикт. Носмерть императрицы привела ктому, что гравер неполучил разрешения натиражирование, итруд его небыл вознагражден.

Завершают выставку гравюры, посвященные императору Александру I,побывавшему в1823году вуездном Александрове. Здесь ивиртуозно исполненные прижизненные портреты Александра Павловича висполнении французского гравера Б.Ришардье, иангличанина Т.Рейта, атакже цветные гравюры неизвестного русского автора, изданные в1845году. Наних предстают события, предшествовавшие отъезду императора в1825году вТаганрог.

Гравюры спортретами государей, чьи судьбы втой или иной мере были связанны сАлександровской слободой, экспонируются внебольшом зале музея-заповедника, поскольку сама выставка лаконична пообъему. Ноеенепременно стоит посетить, чтобы полюбоваться старинными гравюрами, вспомнить славную историю Александровской слободы иее«царские» страницы. Работы будут экспонироваться доконца текущего года. Так что поспешите навстречу систорией.

Владимир Малов,
научный сотрудник музея-заповедника
«Александровская Слобода».

 

Статья о выставке на сайте газеты "Уездный город А":

http://www.alexnews.info/archives/2239