Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

 



«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ БИЕННАЛЕ-2011. «КОММУНИКАЦИИ»
Международный  выставочный проект современного искусства.
22 апреля -22 июня 2011г. Дагестан, Каспийск
Участники СКБ:   профессиональные молодые  художники республик Северного Кавказа – Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Карачаево – Черкесская Республика.
Живопись, графика, скульптура, инсталляции и объекты, фотография, видео – арт.

Организаторы СКБ :
Художественная галерея современного искусства «Первая Галерея»    
Общественная  организация «Музей современного искусства»

КОМАНДА СКБ:
Автор и куратор проекта , логотип – Дагирова Джамиля
Координаторы СКБ – Гусейнова Патимат, Ибрагимова Гюльмира, Джиоева Залина, Мусаев – Каган Тимур
Культурные обозреватели СКБ – Мусаев-Каган Тимур, Бессараб Влада, Петенина Татьяна
Технический координатор и PR-менеджер  СКБ – Дидковская Екатерина
Экспозиция - Мусаев – Каган Тимур, Ибрагимова Гюльмира, Дагирова Джамиля.

Программа СКБ                                                              
22 апреля:  
Торжественное  открытие Биенале.
23 апреля :
«Коммуникации», коллективная  блиц – инсталляция участников СКБ.
КРУГЛЫЙ СТОЛ СКБ. Сообщения и дискуссии. Участники «стола» - участники СКБ, дагестанские художники,    специалисты, приглашенные и гости СКБ, СМИ, представители власти.
24 апреля Культурная программа для участников СКБ. Экскурсия в город  Дербент.         

Генеральный спонсор СКБ:
ОАО  «РусГидро»  - «Дагестанский филиал»,
Грант Президента РД в области культуры и искусства за 2010 г. При поддержке Агентства по туризму РД

Спонсоры:
Издательский центр Станислава Дидковского «МАСТЕР»,Чиркатинский завод «ДЖИ», Мебельная фабрика «МАКСИМАЛ»,Торговый дом «Виктория» /кофейня «МАРУ», Кофейня «ОРИОН», Кофейня «Z-M».

Информационные партнеры:
«НОВОЕ ДЕЛО»- общественно-политический еженедельник
«ГОРЦЫ» - кавказская литературно-художественная газета
«Свободная республика» российский общественно-политический еженедельник                                       

Манифест СКБ. Основные цели и задачи.
Тема первого проекта Северо-Кавказской Биеннале обозначена прямо  и лаконично - «КОММУНИКАЦИИ». Его главная цель – презентация современного искусства молодых художников Северного Кавказа, налаживание личностных и творческих коммуникаций между ними, объединение культур, создание и развитие новых художественных традиций.
Народы, проживающие в республиках Северного Кавказа, при всей их разности и индивидуальности, объединяет общее ментальное начало, богатая история, культурные традиции, что является безусловной базой, питающей настоящего художника. Условия возникновения и формирования в кавказских республиках собственного профессионального искусства в 1920-х годах ХХ в. были практически одинаковыми. Но дальше каждый стал развиваться в своем направлении и сегодня, 90 лет спустя, мы имеем очень разнообразное по форме содержанию искусство. Если в советское время существовали крепкие «федеративные» творческие связи, то примерно с середины 1980 гг. - времени смены политического строя, идеологии, общественно-политической ситуации в России и в регионе - творческие контакты даже внутри кавказского региона свелись к минимуму, информация о событиях и общем положении в искусстве «соседей» почти отсутствует. Новое поколение художников, молодых авторов, чье становление приходится на конец 1980-90 гг., практически не выезжало за пределы своей республики, не имело возможности узнать друг о друге, учиться друг у друга, общаться. Мы остро ощущаем дефицит внимания, поддержки – моральной и материальной как со стороны Центра, так и местных властей, мы разрозненны и одиноки. И потому наше Биеннале выступает в роли той ГОРЫ, которая идет на встречу  «Магомедам», находящимся рядом друг с другом, но ни чего не знающих друг о друге.
Инициатором проведения проекта выступает художественная галерея современного искусства «Первая Галерея» (Дагестан). Больше 13 лет работая в области современного искусства республики, хорошо зная ситуацию изнутри, сегодня нам явно представляется необходимость не просто расширять поле своей деятельности, не замыкаться в границах республики, но и путем знакомства и работы с молодыми художниками национальных республик начать формировать кавказский сегмент на общероссийской художественной сцене, развивать и популяризировать это искусство.
В Международном выставочном проекте современного искусства «Северо - Кавказская Биеннале» принимает  участие более 55 молодых, профессиональных художников,  живущих и работающих в Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево - Черкессии. На биенале представлено более 300 произведений современного искусства - живопись, графика, скульптура, инсталляции и объекты, фотография, фото - и видеоинсталляции, перформанс.
Данный проект – это наша попытка проанализировать современное состояние северокавказского искусства, каковы сегодня язык письма, мысли, идеи современного автора, его моральные и духовные искания.
Главным результатом СКБ должно стать возникновение движения, появление новых объединяющих процессов в республиках и за их пределами, «творческие миграции» и крепкие коммуникативные связи между художниками, обмен идеями, появление северокавказских молодых авторов в крупных российские и зарубежных выставочных, музейных  проектах и акциях, грантах, конкурсах и стажировках,  привлечение внимания специалистов. Учитывая сложный и не всегда объективный  «официальный» образ Северного Кавказа в сознании общества, данный проект станет базой построения не только «внутренних» рабочих коммуникаций, но явиться посредством искусства мостом в построении здравого понимания и уважения между народами.
Джамиля Дагирова
Автор и куратор СКБ
Директор  Арт - центра «Первая галерея» - «Музей современного искусства», Дагестан

Участники Северо-Кавказской биеннале 2011:

1.    Абаева Наталья /Республика Северная Осетия – Алания/  
2.    Августович Алиса /Республика Дагестан/
3.    Албогачиева Мадина  /Республика Ингушетия/
4.    Амаров Габиб /Республика Дагестан/
5.    Астемирова Заира /Республика Дагестан/
6.    Ахмедов Дауд /Республика Дагестан/
7.    Бахмурзиева Фатима /Республика Ингушетия/
8.    Викторов Генадий /Республика Дагестан/
9.    Гаджидадаев Шамиль /Республика Дагестан/
10.    Гапуров Артем/Республика Дагестан/
11.    Гиреева Лидифа /Республика Ингушетия/
12.    Гусейнов Имам /Республика Дагестан/
13.    Гусейнова Патимат/Республика Дагестан/
14.    Дадаева Анжелика /Чеченская Республика/
15.    Дадакаева Элита /Чеченская Республика/
16.    Датиев Тамерлан /Республика Северная Осетия – Алания/  
17.    Даудова Фатима  /Чеченская Республика/
18.    Джетере Елена /Республика Дагестан/
19.    Джиоева Залина /Республика Северная Осетия – Алания/  
20.    Дибиров Магомед/Республика Дагестан/
21.    Зайидова Анна/Республика Дагестан/
22.    Закарьяев Закарья/Республика Дагестан/
23.    Ибрагимова Гюльмира /Республика Дагестан/
24.    Кабалоева Дзерасса /Республика Северная Осетия – Алания/   
25.    Кагиров Тимур/Республика Дагестан/
26.    Каряева Мадина /Республика Северная Осетия – Алания/  
27.    Керженцев Максим  /Кабардино-Балкарская Республика/
28.    Кодзоева Танзила /Республика Ингушетия/
29.    Кодоева – Пироева Софья /Республика Северная Осетия – Алания/  
30.    Кокаев Алан  /Республика Северная Осетия – Алания/  
31.    Кулиева Зинаида /Республика Северная Осетия – Алания/  
32.    Магомедова Заира/Республика Дагестан/
33.    Мазлоаев Руслан /Кабардино-Балкарская Республика/
34.    Мартазанов Тимур/Республика Ингушетия/
35.    Махачева Таус /Республика Дагестан/
36.    Мусаев – Каган Тимур/Республика Дагестан/
37.    Муслимова Альбина /Республика Дагестан/
38.    Плиева Ирина /Республика Северная Осетия – Алания/  
39.    Прищепа Юрий /Республика Северная Осетия – Алания/  
40.    Ротте Ютта/Республика Дагестан/
41.    Саидудинова Халимат /Республика Дагестан/
42.    Сергеев Александр /Республика Дагестан/
43.    Скоморохов Андрей /Республика Северная Осетия – Алания/  
44.    Соколова Наталья /Республика Северная Осетия – Алания/
45.    Сулаева Зулихан/Чеченская Республика/
46.    Тхакумачева Лаура /Кабардино-Балкарская Республика/
47.    Халилов Мурад /Республика Дагестан/
48.    Черткоти Дариджан /Республика Северная Осетия – Алания/  
49.    Чамаева     Асет/Чеченская Республика/
50.    Шабанова Лаура /Республика Дагестан/
51.    Шаповалова Алёна /Республика Северная Осетия – Алания/  
52.    Шокарова Диана /Кабардино-Балкарская Республика/
53.    BRO /Республика Дагестан/

Блиц-инсталляция  «Коммуникации»
23 апреля в рамках Северо - Кавказской Биеннале с 9.00 до 13.00 будет реализована   общая блиц-инсталляция «Коммуникации» (на территории парковой зоны вокруг здания)
Ведущие – Мусаев-Каган Тимур (автор), Ибрагимова  Гюльмира, Гусейнова Патимат.

Цель
Коллективная одномоментная работа над созданием пространственной Инсталляции призвана в символической и практической плоскости, способствовать налаживанию рабочих, дружеских и глубинно-психологических контактов между участниками Биеннале. Коммуникации рождаются в спонтанной самоорганизации дискретных и прежде отчужденных персоналий и институций, в преодолении государственных, административных и социальных форм разобщенности.  

Описание работы
Для реализации инсталляции каждому участнику будет выдано по два рулона клейкой ленты, цвет которой соответствует эмблематике Биеннале: один рулон желтого, другой – буро-зеленого цвета.  Затем участники направляются в соседний с галереей парк, в котором будет выбран участок - рощица будет для работы над  инсталляцией. Здесь каждый из участников подбирает наиболее приглянувшееся дерево или иной объект  (не беда, если одно дерево выберут сразу двое-трое человек), и, сделав оборот клейкой ленты вокруг ствола или ветки этого дерева, начинает тянуть  липкие паутинки двух цветов либо к дереву соседа, либо к еще не занятому дереву. Личный интуитивный выбор участника здесь решает все: использует ли он оба цвета ленты или один, тянет ли он их в одну или разные стороны, пересекаются, слипаясь его нити с нитями других участников, обрываются ли они внезапно или тянутся до бесконечности. Инсталляция, в своей методологии использует некоторые приемы современных психологических практик, таких как Гештальт, психодрама, расстановки по методу Берта Хеллингера. Это позволяет не только реализовать художественную акцию, но и подойти вплотную к разрешению актуальных проблем, связанных с заявленной темой.
Ход работы над инсталляцией будет фиксироваться с помощью фото и видео камеры нашими волонтерами. То же самое могут делать и сами участники, находящиеся «внутри процесса». Завершение работы над инсталляцией, также как и сам ее ход, во многом определяется спонтанным ощущением, состоянием каждого участника, его проекцией на коллег и друзей. Выход из инсталляции также является своего рода перформансом: можно предположить, что пространство, опутанное клейкой лентой, как паутиной, не захочет легко выпускать участников. Но покинуть «кокон» необходимо, чтобы затем, отстранившись, взглянуть на произошедшее взглядом художника, переосмысляющего собственное творение, и возможно увидеть в нем нечто большее, чем просто инсталляцию.

Тимур Мусаев-Каган,автор идеи и ведущий

Выставка работает по 22 июня (вторник - воскресенье, с 11 до 18 ч., понедельник - выходной)
Художественная галерея современного искусства «Первая Галерея» ,368300, Республика Дагестан, Каспийск, ул. Халилова, 5, Тел. 8 963 423 31 28;  е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., WWW. DAGESTAN-ART.
  • Кэролл Л. Алиса в стране чудес, макет, 2009
  • Кулиева Зинаида Спящий дракон.
  • Дибиров Магомед Индульгенция.х.м.2011
  • Джетере Елена фотоинсталляция.2011
  • Ахмедов Дауд Годекан. Фото.
  • Амаров Габиб Изобилие ,х.м.,2011
  • Джиоева Залина. Кольцо 80х100 хм 2009г

В поисках дефиниции. СКБ номер раз.

Первая Северо-Кавказская Биеннале современного искусства, реализованная в Дагестане Арт-Центром «Первая галерея – Музей современного искусства Дагестана», вопреки ожиданиям некоторых искусствоведов и критиков, не обернулась ни провалом, ни профанацией. Но, наверное, не стала для искусства Северного Кавказа и большим достижением (не беря в расчет самоотверженную работу главного куратора проекта Джамили Дагировой и координаторов-волонтеров). Плюсы с минусами в примерно равной пропорции распределились по поверхности сложноскроенных работ осетинских художников и глянцу фотографов из Дагестана. Открытий не последовало. Никто не «выстрелил» так, чтобы все хором заговорили о рождении чего-то нового. Кто был силен, показал свою силу, от кого не очень ждали, от того и не дождались. Главное - в другом.
И тут, как ни крути, от банальной ретрансляции расхожих идей не отвертеться: надо сказать, что само осуществление Биеннале - большая удача, что это большое достижение дагестанского маркетинга и отражение налаженной системы горизонтальных экономических связей. Даже в арт-сфере. И даже, несмотря на то, что у художников Северного Кавказа есть опыт участия в зональных выставках под названием «Юг России».
Но «зону» проводит Союз Художников, - пирамида, с ее неминуемой позолоченной верхушкой и темным базисом основания. Это раз. В «зоне» принимали участие большие равнинные области и края, где функция соподчинения являлась желаемой в отсутствие всякой возвышенности. Это два. А три – это то, что на «зону» везли все. И офортик с прудом и рыбаком, и деревянного псевдо-божка, и большую картину маслом, в которой в допустимой пропорции 7 : 3 сочетались элементы искусства правого и левого.
Здесь же приходилось отсеивать и спорить, не пропускать, объяснять, причем иногда – объяснять, где пролегает та черта, что незримо отделяет современное искусство от искусства вообще. А иногда – как ни странно, было и такое, приходилось уговаривать выставиться. Хотя впрочем, чему удивляться, ведь на Кавказе живут очень самодостаточные, гордые люди, несмотря на то, что все предметы гордости давно пылятся в музеях и на книжных полках. Феномен преодоления Кавказской комплиментарности – это, по сути, одно из достижений Биеннале, об этом действительно стоит говорить.
Ибо она, эта комплиментарность, есть довольно специфический и очень ощутимый тормоз на пути развития регионального искусства вообще. Давно уже пора перестать оглядываться по сторонам, пугаться нехорошей оценки коллег и так называемых «старших товарищей», общественно-кланового порицания и так далее. В конце концов, ведь среди прочих, была заявлена и такая цель Биеннале – внедрение молодых авторов с Северного Кавказа в общероссийскую и шире художественную среду, и тут действовать надо средствами соответствующими. А среди них места комплиментарности быть не может.
Кстати о целях. В манифесте Северо-Кавказской Биеннале (далее – СКБ) обозначены две, отчасти взаимоисключающие или взаимозаменяющие цели, - объединение культур и создание новых художественных традиций. И если первая из обозначенных здесь целей вполне укладывается в транснациональную стратегию развития современного искусства с его всемирными ярмарками, где китаец неотличим от бразильца, то вторая, на мой взгляд, все-таки предполагает, что национальные (или локальные) художественные языки обретут еще более оригинальное звучание.
Конечно, говорить о том, что СКБ №1 добилась реализации этих целей нельзя, да и организаторы, надо полагать, понимали, что к этому ведет титанический труд, причем не кураторов (хотя и их тоже), а в первую очередь авторов. Понимали, но, надо отдать должное Джамиле Дагировой, - обозначили именно те болевые точки, на которые следует жать.
Что же касается объединения культур. Тут необходимо себе уяснить, каких именно культур, и для чего. Думаю, не ошибусь, если скажу, что имелось в виду скорее не объединение, а сближение. Нам в Дагестане это очень хорошо понятно, ведь процесс такого сближения – от одноаульных языков, культур двух-трех ущелий до языков и культур национальностей – идет давно, и идти еще будет. В контексте же всего Северного Кавказа большого культурного сближения ожидать не приходится, но впору говорить об особом взаимовыгодном симбиозе, таком художественном мутуализме, действительно необходимом, когда дело касается крупных форумов всероссийского и международного масштаба.
Создание новых художественных традиций и течений, формирование очагов повышенной художественной активности, поддерживаемой профессиональной кураторской работой, - это, прежде всего задача «максимум» для таких регионов Северного Кавказа, как Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чеченская Республика, Адыгея. Я сознательно исключил из этого списка Республику Северная Осетия-Алания и Дагестан. Первую – по той причине, что художественный язык, на котором изъясняются осетинские авторы – самобытный, узнаваемый, профессиональный. Его можно развивать, совершенствовать, универсализировать, но он сложился, он существует, он считываем. Современные дагестанские художники, наследники больших мастеров прошлого – от Евгения Лансере и Халилбека Мусаева до братьев Сунгуровых, Галины Конопацкой, Эдуарда Путерброта – нуждаются, пожалуй, лишь в одном – в достойной поддержке, которая подразумевает и понимание, и здравый пиар.
Мне меньше всего хотелось бы в этой короткой статье сетовать на отсутствие этой поддержки и понимания. Так как такая постановка проблемы словно бы невзначай уводит нас от проблем искусства, искусства современного, в область взаимоотношения власти и творца, олигархии и художественной интеллигенции. Здесь заведомо распределены роли, и не надо объяснять, что большинству Северо-Кавказских, и Дагестанских художников в частности, роль просителей набила такую оскомину, что ее не спрячешь под покровами общекавказской комплиментарности. Этот узел надо рубить – он не распутывается. При этом решение возможно только одно: перестать просить, перестать надеяться. И не тратить свои силы на ненужные реверансы. Ответом на реверанс со стороны власти может быть лишь поглаживание по головке. Для современного художника это оскорбление. На то он и современный, чтобы думать и действовать самостоятельно и оперативно, но отдавая должное вековому наследию своей культуры.
Дай бог, СКБ №1 не останется в истории искусства Северного Кавказа неким полу-мифическим событием, мемориалом кураторской доблести и целеустремленности. Увидеть тенденцию и засвидетельствовать рождение новых звезд мы сможем лишь в будущем, когда выйдут долгожданные сиквэлы.

Тимур Мусаев-Каган,
художник, культуролог.