Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Гора Каспий в Осетии

Хроника передвижничества

 

1 июня во Владикавказе, в залах Художественного музея им. М.С. Туганова состоялось открытие выставочного проекта современного искусства Дагестана «Гора Каспий», представленного Северо-Кавказским филиалом Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Проект был подготовлен Художественной галереей современного искусства Дагестана «Первая Галерея».

Владелец и куратор галереи Д.А. Дагирова приложила к реализации проекта весь свой немалый опыт и  завидное упорство, собрав для экспозиции порядка 130 работ 50 ведущих дагестанских авторов – классиков и современников. Справедливости ради необходимо сказать, что проект уже был дважды «обкатан» - в Грозненской галерее современного искусства, и в просторных залах самой галереи в Каспийске. Однако именно сейчас, вне всякого сомнения, проект, изначально задумывавшийся, как выездной, обрел полное звучание; несколько расширился круг участников, и в то же время обогатился перечень работ авторов «костяка» проекта.

Всему этому немало способствовали несколько факторов. Во-первых (и здесь, я думаю, не обижу никого, так как говорю очевидные вещи) Владикавказ – это не Махачкала и не Грозный. Город имеет давнюю и хорошо развитую традицию понимания, поддержки и популяризации как собственной, так и «импортной» культуры (к слову сказать, на тех же стенах, где обрелись работы авторов «Горы», за 4 года до этого висела ретроспектива Михаила Шемякина, а это не просто так). Во-вторых, с предложением провести выставку, в галерею обратились из недавно образованного Северо-Кавказского филиала ГЦСИ, - организации серьезной, авторитетной и не самой бедной, что так важно в наше время. И, в-третьих, открытию выставки сопутствовали Научно-практическая конференция «Современное искусство на Северном Кавказе. Морфология процесса», и круглый стол «Куратор в искусстве Северного Кавказа – фигура речи или фигура действия». Естественно, что этот круг мероприятий связался в один большой информационный клубок,  в котором сердцевиной оказалась именно наша «Гора», и это, безусловно, пошло на пользу, как художникам, так и кураторам.

И если уж говорить о кураторах, да и просто о тех, кто очень помог нам в реализации проекта, то нельзя не назвать имен Георгия Сабеева, директора Северо-Кавказского филиала ГЦСИ; Галины Тебиевой, заместителя министра культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия – Алания. Сотрудников ГЦСИ - Ады Царитовой, администратора этой организации; Лилии Галазовой, специалиста по связям с общественность. Искренняя заинтересованность, неравнодушие и дружеское расположение – это те качества, без которых всякий профессионализм и работоспособность теряют свою актуальность. Особенно в нашей, такой непростой профессии. И особенно для нас, дагестанских художников, галеристов, искусствоведов, вынужденных привыкать к безразличию и откровенному хамству чиновников самого разного масштаба.

А теперь собственно о выставке. По мнению большинства художников, как осетинских, так и дагестанских (коих, кстати, приехало во Владикавказ немало, - порядка 20 человек), экспозиция организовалась представительная, эффектная и внушительная. Возможно, это связано с достаточно высокой плотностью развески (в последний момент оказалось, что нам представляют 3 зала, а не 4, как оговаривалось заранее); возможно, с мастерством экспозициониста – Джамили Дагировой и помогавшей ей Миро Каган; а может быть, и с довольно высоким уровнем представленных работ – все они прошли мелкое сито строгого отбора.

Три зала художественного музея с нашей выставкой были условно разделены между художниками трех поколений, или, что точнее, между представителями нескольких тенденций современного дагестанского искусства. В первом зале обращали на себя внимание произведения классиков – Э. Путерброта, М. Кажлаева, Ю. Августовича, Г. Конопацкой, И. Супьянова, А. Мусаева, Х. Юсупова, О. Пирбудагова. А. Астемирова, Ж. Колесниковой. Второй зал мог бы порадовать тех ценителей искусства, кто знает и любит творчество М. Дибирова, С. Тихилова, З. Исаева, Е. Голика, Н. Савельевой, З. Закарьяева, Ю. Ханмагомедова. Здесь же были представлены работы Э. Алиевой, А. Муслимовой, А. Сулейманова, М. Гаджиева, Миро Каган. Свежо прозвучали расписные ткани молодых представителей студии «Центр», - Х. Саидудиновой, З. Магомедовой.  В третьем зале были выставлены произведения «актуальных» дагестанских художников – живопись и объекты Апанди Магомедова, Тимура Сулейманова, Е. Гапуровой, Т. Гапурова, П. Гусейновой, Т. Мусаева-Кагана, Э. Алиевой, М. Халилова, З. Астемировой, графика Ф. Гаджибековой, фото Ш. Гаджидадаева, И. Гусейнова, Е. Джетере, Г. Викторова, А. Гапурова. Обращали на себя повышенное внимание инсталляция Миро Каган, видео Т. Махачевой, М. Халилова.

Открытие выставки порадовало большим стечением заинтересованного народа, теплой атмосферой, краткими, но емкими и толковыми выступлениями министра культуры и массовых коммуникаций РСО–Алания Ф.С. Хабаловой, директора Северо-Кавказского филиала ГЦСИ Г. Сабеева, известного дагестанского искусствоведа С. Гейбатова, куратора и владельца «Первой Галереи» Д. Дагировой.

Однако, в чем-то более содержательной и, безусловно, вызвавшей большее количество противоречивых суждений, оказалась теоретическая часть нашей гостевой программы. Конференция «Современное искусство на Северном Кавказе. Морфология процесса», состоявшаяся на другой день после открытия выставки в Центре развития предпринимательства, обозначила основные позиции взаимодействия социума и художника, критические взгляды на региональный художественный процесс начала 21 в., выявила ряд «болевых точек» на карте северокавказской арт-сцены. В выступлениях В. Цагараева, Т. Мусаева-Кагана, Г. Тебиевой,  Д. Дагировой, С. Гейбатова, З. Астемировой, арт-директора Балтийского филиала ГЦСИ Е. Уманского были актуализированы насущные феномены современного искусства Северного Кавказа, формы его генезиса и пути развития. Выявилась и стала одной из главных дискурсивных тем проблема взаимодействия национального и глобального в искусстве нашего региона, прозвучали суждения, призывающие, с одной стороны, к углублению национального художественного самосознания, а с другой, к обретению черт и атрибутов общемирового художественного процесса. И, несмотря (а возможно и благодаря) довольно напряженному общему фону дискуссии, конференция показала, что масса вопросов еще ждет своего решения, и что самое важное – это решения могут и должны быть плодотворными как для представителей профессии, так и для тех, кто порой сами того не подозревая, встроены в арт-рынок – чиновников и бизнесменов.

Кстати, замечательный пример такого взаимодействия можно было наблюдать во время богатых застолий, что устраивались в нашу честь в ресторанах Владикавказа. Бессменным их ведущим был Заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания С. Т. Мамсуров, молодой, энергичный и остроумный. И даже если его тосты, а также тосты других наших осетинских товарищей и отличались заученностью и некоторым формализмом, то вот все, что выходило за их рамки, часто поражало глубиной и остротой суждений и ничем не прикрытым интеллектом. Это внушало уважение. И как-то в подпитии подумалось о том, что Осетия отличается от Дагестана тем, что при несомненном наличии в ней, так же как и у нас, национального колорита, она не является лишь капризной и своенравной туземной окраиной, живущей по полу-исполняемым полу-законам. Она успешно интегрирована в социально-культурную и политическую ткань России и мира, извлекая для себя несомненную пользу.  И это не является чем-то уникальным и неповторимым. Надо просто работать. Над собой и над окружающей реальностью. Не успокаиваться. И тогда Гора Каспий, переезжающая из города в город, не будет казаться дивом невиданным. Все только начинается.

 

Тимур Мусаев-Каган.


Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012 Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012 Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012 Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012
Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012 Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012 Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012
Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012 Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012 Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012
Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012 Владикавказ. Выставочный проект «Гора Каспий». Художественный музей. 01-15.06.2012  1JG_UPLOAD_IMAGENAME_SEPARATOR1


Первая галерея - Художественная галерея современного искусства. Дагестан.
Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства. РСО–Алания.
«ГОРА КАСПИЙ»
Выставка-проект современного искусства Дагестана
  • живопись
  • графика
  • скульптура
  • фотография
  • инсталляция
  • видео-арт
1–15 июня 2012


«ГОРА и КАСПИЙ» изобразительных искусств Дагестана
Дагестан удивителен не только своими народами и языками, но и самим расположением, которое во многом определяет особенности его бытования и культуры.
Наша территория объята двумя мощными природными стихиями: морем и горами, водой и камнем, которые не могут не воздействовать и не влиять на формирование всех процессов в жизни дагестанских народов, главными в которых являются категории духа, характера и традиций. И в искусстве присутствие эти двух стихий более чем прочитывается. Преодоление и постоянный поиск новой тропинки, новой дороги, стремление быть абсолютно вольным и гордым в своем искусстве, стройность и строгость формы с глубинной и многознаковостью содержания, смелые высказывания и протест идут от присутствия в жизни каждого из нас горы, камня. Вода горных рек и вода Каспия, омывающего весь Дагестан с востока, образующие особый автономный бассейн, еще плохо изучена в контексте горской ментальности и не всегда явно прочитывается. Море не запечатлено в искусстве республики особой традицией жанра «марины». Каспия нет в мифах и приданиях, нет в орнаментальном и прикладном искусстве нашей древности. На многие века жизнь на побережье была прервана (с эпохи зрелого средневековья). Но, возможно, здесь и заключена суть воды, суть Каспия в жизни Дагестана.
В последние два века горцы стали приближаться к берегу, в середине XIX появился город Порт-Петровск (далее Махачкала), стал урбанизировать Дагестан, и Махачкала, раскинувшись тонкой полосой вдоль Каспия, образовала мост – связку двух культур – в прямом и переносном смысле. И стихия воды стала явно обозначаться. И если в творчестве художника гора выражает его дух и энергию, то море Каспия посылает ему бесконечные мотивы и ассоциации, формы и образы. Мы очень разные во всем, но наш почерк узнаваем. Как песни народов Дагестана, звучащие внутри как лакские, аварские, кумыкские, даргинские, табасаранские, лезгинские… и еще на 30 языках, за пределами родины звучат только как дагестанские. Так и в нашем изобразительном искусстве, сегодняшний срез которого мы хотим представить нашему зрителю.
У данного выставочного передвижного проекта очень простая и разумная задача – познакомить зрителей соседних республик и всего российского сообщества с современным Дагестаном, с его искусством и культурой. В постсоветское время наметилась тенденции разобщения и самоизоляции народов бывшего дружного союза, в том числе и в искусстве. Уже выросло целое поколение художников, совершенно не знакомых ни с прошлым, ни с настоящим культуры и искусства своих соседей. Дагестан в этом смысле особенно «отдалился» (по разным причинам). Взяв за основу концепции древний и всегда актуальный горский лозунг «Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе» дагестанские художники, галеристы, кураторы объединились и двинулись со своим искусством в длительный путь, четко понимая, что это нужно как нашим соседям, так и в первую очередь нам самим.
Проект составлен в форме своеобразной ретроспективы, позволяющей проследить путь зарождения и эволюции, складывания локальных тенденций и опыта на пути формирования своего оригинального искусства, основанного на собственных традициях самовыражения.
Выставка условно поделена на несколько разделов – «предтечи дагестанского авангарда», «искусство нового времени», «2000-е годы и новые молодые», в жанрах живопись, графика, скульптура и арт-обьект. Еще один раздел посвящен работам сегодняшних молодых авторов, созданным в последние два года в новых, набирающих у нас обороты жанрах фотографии, видео-арта, инсталляции.
У современного искусства Дагестана есть безусловные зачинатели, предтечи, стоявшие у истоков в конце 1970–1980-х годах. Произведения Галины Конопацкой, Омара Гусейнова, Эдуарда Путерброта, Магомеда Кажлаева, Юрия Августовича и Жанны Колесниковой демонстрируют ворвавшийся в искусство республики свежий ветер, дух свободы. Закладка круга новых художников, особой прослойки, говорящей на одном языке, воссозданном и переданном ей в наследие художником Э. Путербротом, стала лейтмотивом всего творческого процесса конца 1980-х и все 1990-е годы. Творчество Ибрагимхалила Супьянова, Адиля Астемирова, Апанди Магомедова, Тагира и Елены Гапуровых, Зайнутдина Исаева и Саида Тихилова уже имело под собой подготовленную почву, они стали выразителями так называемого «нового времени» в дагестанском искусстве. Тогда от повествовательности и иллюстрации художник ушел в осмысление, образ, метафору и иносказание. Выбор тем перешел в плоскость личности, истории, философии бытия и своей национальной самоидентификации. Это было время бурных дискуссий, ярких и неожиданных открытий, дагестанское искусство стало обретать новые черты.
Эпоха 2000-х была достаточна сложна, в дагестанском искусстве она знала период застоя и депрессии. Возможно, это было время накопления и перестройки сознания, приход в искусство детей «политической перестройки 80-х». Практически не было новых работ, новых имен. Лишь вторая половина 2000-х годов становиться в искусстве республики очередным этапом с новым отношением к искусству. Это стало возможным во многом благодаря наличию базовых и альтернативных художественных институций, появлению галереи и независимых кураторов с их бешеной выставочной и проектной деятельностью, Интернету и современным масс-медиа. Сегодняшние молодые авторы – это целая и цельная плеяда, идущая плотной творческой колонной, но абсолютно параллельно друг другу. Именно в это время многие авторы сделали несколько проектных персональных выставок подряд, публиковались, выезжали на международные выставки (Халилов М., Мусаев-Каган Т., Дибиров М. и др.).
Сегодня современное искусство активно работает как с традиционными формами, так и активно набирает обороты современный медиа-арт: фото-, видео-инсталляция, документация, инсталляционная деятельность, фотография, акции и перформансы.
В проекте «Гора Каспий» представлено творчество сорока авторов, живущих как в республике, так и за рубежом, и более ста произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, видео-арта, инсталляций и арт-обьектов. Большинство работ в разное время представлялись в галерее. Это своеобразная ретроспектива художественного опыта галереи и круга ее художников за последние 15 лет, многие произведения сегодня входят в коллекцию «Первой Галереи».
Часть экспозиции «Горы Каспий» составлена из работ, созданных за последние два года к таким большим проектам галереи, как «Северо-Кавказская биеннале», «Вода», «Новая сцена» и др. В проект включены и совсем новые работы, созданные молодыми художниками к нашей выставке уже в 2012 году, что демонстрирует не только возможность и активность, но и наличие живого непрерывающегося художественного процесса в республике. Все представленные в проекте авторы – художники круга галереи, с которыми мы работаем давно и много, и те, с которыми мы познакомились совсем недавно.
Мы собрали очень разных художников из разных слоев, чтобы создать действительно глобальное и объективное представление о современном профессиональном изобразительном искусстве Дагестана.
Выставка «Гора Каспий» – это сто больших и малых рассказов о своей Родине, в которых гармонично слились все чувства и мысли двух стихий – земли и моря, гор Дагестана и воды Каспия.
Данный проект был представлен в Государственной картинной галерее им. А.Кадырова в г. Грозном в октябре-ноябре 2011 года и имел весьма положительные отзывы со стороны зрителей и специалистов, получил широкое освещение в чеченских и общекавказских СМИ. Дагестанскому зрителю галерея показала «Гору Каспий» в декабре 2011 года.
Сегодня мы представляем свой проект осетинскому зрителю в рамках деятельности Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в художественном музее им. М.С. Туганова РСО–Алания, что является для нас высокой честью. И мы надеемся, что «Гора Каспий» продолжит свою передвижную миссию по Кавказу и Югу России, знакомя сообщество с современным Дагестаном и его искусством.
Дагирова Джамиля,  куратор проекта

Выставка работает 1–15 июня 2012 г.
Время работы выставки – ежедневно с 10 до 18 ч., выходной – среда.
Владикавказ, пр. Мира, 12, Северо-Кавказский филиал
Государственного центра современного искусства

Участники
Абдурагимов Гасан 1954
Августович Юрий 1951
Алиева Эльнара 1984
Амаров Габиб 1969
Астемиров Адиль 1961
Астемирова Заира 1985
Викторов Геннадий 1982
Гаджидадаев Шамиль 1984
Гаджиев Марат 1968
Гайворонский Муса 1987
Гапуров Артем 1980
Гапуров Тагир 1956
Гапурова Елена 1960
Голик Евгений 1964
Гусейнов Омар 1939–1999
Гусейнова Патимат 1972
Джетере Елена 1986
Дибиров Магомед 1972
Закарьяев Закарья 1975
Кажлаев Магомед 1946
Канайгаджиев Шамиль 1977
Колесникова Жанна 1950
Конопацкая Галина 1911–1989
Магомедов Апанди 1959
Магомедова Заира 1990
Мали Наталия 1967
Махачева Таус 1983
Миро Каган 1971
Мусаев-Каган Тимур 1977
Муслимова Альбина 1975
Пирбудагов Олег 1946
Путерброт Эдуард 1940–1993
Рабаданов Зулкарнай 1935
Савельева Наталья 1971
Сайдудинова Халимат 1986
Сергеев Александр 1985
Сулейманов Азиз 1975
Сулейманов Тимур 1964
Супьянов Ибрагимхалил 1951
Супьянова Жавгарат 1975
Тихилов Саид 1962
Халилов Мурад 1976
Юсупов Хасбулат 1962