Выставка
«Древнее искусство исцеления. Атлас тибетской медицины в Бурятии»
В рамках празднования 100-летия со дня освящения дацана
в Санкт-Петербурге.
Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург)
13-23 июня 2013 г.
Наивысшим достижением древних и средневековых медицинских знаний народов азиатского региона является традиционная система индо-тибетской медицины, сформировавшаяся на основе лучших традиций народной медицины многих стран.
Среди большого количества ксилографов и трактатов индо-тибетской медицины основным «каноном» является четырехтомное сочинение «Чжуд-ши» (XII в.), написанное в стихах, состоящее из 156 глав, на 1015 ксилографических листах.
Неотделимым от этого трактата является крупное сочинение «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл»), представляющее комментарий к четырем томам «Чжуд-ши», с уникальным живописным Атласом (тиб. Бри-ша), иллюстрирующим все 156 глав. Автором этого комментария является крупнейший ученый и политический деятель Тибета деси (регент) Сангье Гьяцо (1653-1705). Листы Атласа писались одновременно с комментарием и датируются 1687-1688 гг. Общее число картин Атласа составляет более 10 тысяч.
Свод из 76 картин «Атласа тибетской медицины» - редчайший памятник культуры, искусства и науки народов Центральной Азии и Тибета. Эти полотна имеют единый размер и формат, общее композиционное решение, соответствие изображения и текста. Картины исполнены в традиционной технике танка, на грунтованном льняном полотне минеральными красками. С содержательной стороны Атлас подразделяется на следующие части:
1. Картины 1-4 отражают содержание 6 глав первой части трактата «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», где дается краткое описание наиболее существенных признаков предмета медицины, и называются «Тантрой основ».
2. Картины 5 - 37 называются «Тантрой объяснений», отражают 31 главу, где изложены основные дисциплины и разделы предмета теоретической медицины.
3. Картины 38 – 53 - «Тантра наставлений», отражают содержание 92 глав, где изложены основы предмета тибетской клинической медицины (места иглоукалывания, инфекционные заболевания, дерматология, педиатрия, гинекология и т.д.).
4. Картины 56-76 отражают содержание 24 глав, называемые «Последней тантрой». Здесь рассматриваются прогностика и диагностика по пульсу, диагностические исследования мочи, лекарственные формы, медикаментозные и физические методы лечения: иглоукалывание и кровопускание, прижигание, а также нервно-психические болезни и др. В этой Тантре рассказывается о целях и задачах медицины, облике врача и подготовке врачебных кадров.
Атлас тибетской медицины из коллекции Национального Музея Республики Бурятия был привезен в конце XIX в., по одной из версий, эмчи-ламой Ширабом Сунуевым из тибетского медицинского монастыря Сэртог-мэмба, расположенного в Восточном Тибете, в Цугольский дацан. В этом дацане уже в 1869г. был открыт медицинский факультет. Этот свод из 76 картин-иллюстраций является великолепной копией подлинного Атласа тибетской медицины 1687-1688гг. Возможно, в организации создания копии Атласа содействовал цаннит - хамбо лама Агван Доржиев, один из учителей XIII Далай ламы Тубден Жамсо.
Затем, в 1926 г., Атлас был передан в Ацагатский дацан Бурятии, где уже 1913 г. была создана медицинская школа при содействии цаннит-хамбо ламы Агвана Доржиева и Хамбо ламы Ч-Д. Иролтуева (1843-1918). В Ацагатском медицинском (манба) дацане обучались многие эмчи-ламы из других регионов России: Калмыкии, Тувы и Западной Монголии. Дацан поддерживал тесную связь с монгольскими медицинскими школами. В это время тибетская медицина уже была известна в широких кругах Санкт-Петербурга, где большой популярностью пользовались методы лечения и аптека братьев А.А. и П.А. Бадмаевых. Бурятские эмчи-ламы, изучая теорию тибетской медицины, сумели адаптировать ее к местным условиям, практически осмысливая, находя заменители лекарственных трав в местной флоре. Известны жоры-рецептурники Хамбо-лам Ч. Иролтуева и Д-Д. Итигэлова, комментаторское руководство по практическому применению тибетской медицины Д-Н. Ендонова, а также Большой Агинский жор.
Ацагатский манба-дацан был преобразован в 1926 г. в светскую медицинскую школу. Учениками школы создавались таблицы - наглядные пособия по анатомии и физиологии на основе изучения Атласа и тибетских текстов. Сочинение директора этой школы Д-Н. Ендонова на старо-монгольском и русском языках является уникальным опытом адаптации, сочетания европейской и тибетской медицинской систем.
Оригинальные труды бурятских лам, запечатлевшие свой опыт врачевания, внесли значительный вклад в дело изучения и практической адаптации тибетской медицины в этнической Бурятии. Можно утверждать, что была создана бурятская ветвь «Древа тибетской медицины».
Всего около 70 предметов, включая буддийские иконы – танка, скульптуру, ритуальную атрибутику, инструменты врачей тибетской медицины.