Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Выставка
«Древнее искусство исцеления. Атлас тибетской медицины в Бурятии»

В рамках празднования 100-летия со дня освящения дацана

в Санкт-Петербурге.

Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург)

13-23 июня 2013 г.

Наивысшим достижением древних и средневековых медицинских знаний народов азиатского региона является традиционная система индо-тибетской медицины, сформировавшаяся на основе лучших традиций народной медицины многих стран.

Среди большого количества ксилографов и трактатов индо-тибетской медицины основным «каноном» является четырехтомное сочинение «Чжуд-ши» (XII в.), написанное в стихах, состоящее из 156 глав, на 1015 ксилографических листах.

Неотделимым от этого трактата является крупное сочинение «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл»), представляющее комментарий к четырем томам «Чжуд-ши», с уникальным живописным Атласом (тиб. Бри-ша), иллюстрирующим все 156 глав. Автором этого комментария является крупнейший ученый и политический деятель Тибета деси (регент) Сангье Гьяцо (1653-1705). Листы Атласа писались одновременно с комментарием и датируются 1687-1688 гг. Общее число картин Атласа составляет более 10 тысяч.

Свод из 76 картин «Атласа тибетской медицины» - редчайший памятник культуры, искусства и науки народов Центральной Азии и Тибета. Эти полотна имеют единый размер и формат, общее композиционное решение, соответствие изображения и текста. Картины исполнены в традиционной технике танка, на грунтованном льняном полотне минеральными красками. С содержательной стороны Атлас подразделяется на следующие части:

1. Картины 1-4 отражают содержание 6 глав первой части трактата «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», где дается краткое описание наиболее существенных признаков предмета медицины, и называются «Тантрой основ».

2. Картины 5 - 37 называются «Тантрой объяснений», отражают 31 главу, где изложены основные дисциплины и разделы предмета теоретической медицины.

3. Картины 38 – 53 - «Тантра наставлений», отражают содержание 92 глав, где изложены основы предмета тибетской клинической медицины (места иглоукалывания, инфекционные заболевания, дерматология, педиатрия, гинекология и т.д.).

4. Картины 56-76 отражают содержание 24 глав, называемые «Последней тантрой». Здесь рассматриваются прогностика и диагностика по пульсу, диагностические исследования мочи, лекарственные формы, медикаментозные и физические методы лечения: иглоукалывание и кровопускание, прижигание, а также нервно-психические болезни и др. В этой Тантре рассказывается о целях и задачах медицины, облике врача и подготовке врачебных кадров.

Атлас тибетской медицины из коллекции Национального Музея Республики Бурятия был привезен в конце XIX в., по одной из версий, эмчи-ламой Ширабом Сунуевым из тибетского медицинского монастыря Сэртог-мэмба, расположенного в Восточном Тибете, в Цугольский дацан. В этом дацане уже в 1869г. был открыт медицинский факультет. Этот свод из 76 картин-иллюстраций является великолепной копией подлинного Атласа тибетской медицины 1687-1688гг. Возможно, в организации создания копии Атласа содействовал цаннит - хамбо лама Агван Доржиев, один из учителей XIII Далай ламы Тубден Жамсо.

Затем, в 1926 г., Атлас был передан в Ацагатский дацан Бурятии, где уже 1913 г. была создана медицинская школа при содействии цаннит-хамбо ламы Агвана Доржиева и Хамбо ламы Ч-Д. Иролтуева (1843-1918). В Ацагатском медицинском (манба) дацане обучались многие эмчи-ламы из других регионов России: Калмыкии, Тувы и Западной Монголии. Дацан поддерживал тесную связь с монгольскими медицинскими школами. В это время тибетская медицина уже была известна в широких кругах Санкт-Петербурга, где большой популярностью пользовались методы лечения и аптека братьев А.А. и П.А. Бадмаевых. Бурятские эмчи-ламы, изучая теорию тибетской медицины, сумели адаптировать ее к местным условиям, практически осмысливая, находя заменители лекарственных трав в местной флоре. Известны жоры-рецептурники Хамбо-лам Ч. Иролтуева и Д-Д. Итигэлова, комментаторское руководство по практическому применению тибетской медицины Д-Н. Ендонова, а также Большой Агинский жор.

Ацагатский манба-дацан был преобразован в 1926 г. в светскую медицинскую школу. Учениками школы создавались таблицы - наглядные пособия по анатомии и физиологии на основе изучения Атласа и тибетских текстов. Сочинение директора этой школы Д-Н. Ендонова на старо-монгольском и русском языках является уникальным опытом адаптации, сочетания европейской и тибетской медицинской систем.

Оригинальные труды бурятских лам, запечатлевшие свой опыт врачевания, внесли значительный вклад в дело изучения и практической адаптации тибетской медицины в этнической Бурятии. Можно утверждать, что была создана бурятская ветвь «Древа тибетской медицины».

Всего около 70 предметов, включая буддийские иконы – танка, скульптуру, ритуальную атрибутику, инструменты врачей тибетской медицины.