Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Россия, 650000, г. Кемерово, пр. Советский, 48. Тел.: 36-50-33, 36-64-78. Факс: 36-45-32.
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. www.kuzbassizo.ru

ПРЕСС-РЕЛИЗ
17 сентября 2013 года в 16.00 в Кемеровском областном музее изобразительных искусств откроется выставка произведений, представляющих молодое искусство Сибири – выставка, названная «АЗ ЕСМЬ».
Иными словами: я есть, я существую. Если именно так, философски, осознает себя молодой художник, то каким должно быть его искусство, свидетельствующее об этом? Такова концепция выставки, предполагающая участие молодых художников – уверенных в себе и профессионально состоятельных, честолюбивых и целеустремленных, одаренных и дерзких. Тех, кто сегодня составляет цвет творческой молодежи Сибири.
Организаторами выставки являются Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Кемеровский областной музей изобразительных искусств.
Реализация выставочного проекта осуществляется при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».
В рамках выставочных мероприятий проводится конкурс на лучшее произведение молодых художников – участников выставки. Учредителем конкурса является администрация Кемеровской области и департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. Конкурсное жюри в составе семи авторитетных специалистов в области современного искусства оценит и выявит три лучших произведения. Победителям присуждаются премии.
Выставка экспонируется в залах Кемеровского областного музея изобразительных искусств в течение месяца – с 17 сентября по 17 октября 2013 года. В ее экспозиции около двухсот произведений – живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, инсталляции. Они представляют творчество почти ста сибирских художников из двенадцати городов: Ангарск, Барнаул, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Нижневартовск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Усть-Илимск, Черемхово.
Сегодня художественная жизнь Сибирского федерального округа протекает весьма динамично и каждое из ее событий – значительно. Тем более значительна выставка молодого искусства «АЗ ЕСМЬ», имеющая межрегиональный статус, специфическую направленность и актуальный посыл – стать триеннале.
Эта выставка особенно значительна для Кузбасса, где подобные профессиональные форумы проходят нечасто. Поэтому ее проведение, направленное на преодоление сложившейся ситуации, сделает наш регион привлекательным для широкого сообщества. Выставка соберет лучших художников сибирского края, а также музейщиков, галеристов, искусствоведов, критиков, представителей специальных образовательных учреждений и средств массовой информации. Это повысит статус Кузбасса как культурного центра и введет его в пространство современного искусства – как полноправного участника; это активизирует местную художественную жизнь, придаст импульс ее развитию и окажет стимулирующее воздействие на творческие процессы.

Марина ЧЕРТОГОВА, автор и куратор проекта,
заместитель директора по научной работе КОМИИ

 Николай Зайков (1978 г.р., Барнаул). Автопортрет здесь и сейчас. Фанера, синт. темпера, зеркало. 100Х80 Первая любовь. 2013. Бумага, фотопечать. 30х45 Хранитель снов. 2012. Гипс тонированный. 80х25х15


 Аз есмь – устаревшая славянская форма
настоящего времени первого лица единственного числа
от глагола быть

«АЗ ЕСМЬ». Иными словами, «Я есть, я существую». Если именно так, философски, осознает себя молодой художник, то каким должно быть его искусство, свидетельствующее об этом?
Такова концепция межрегиональной выставки молодого искусства Сибири. Она предполагает участие молодых художников – уверенных в себе и профессионально состоятельных, честолюбивых и целеустремленных, одаренных и дерзких. Тех, кто сегодня составляет цвет творческой молодежи Сибири, кто принял и достойно несет эстафету поколений, обеспечивая непрерывность развития в регионе изобразительного искусства.
Акцентируя внимание на индивидуальности молодых авторов, выставка представляет их творчество не одной, а несколькими работами – для полноты впечатления о каждом из них, по принципу: меньше участников – больше работ. В дальнейшем, а выставки «АЗ ЕСМЬ» планируются как триеннале, отбор участников будет более строгим, даже бескомпромиссным, дабы выявить истинные – действительно штучные – таланты.
Амбициозный посыл, рассчитанный на презентацию избранных, существенно отличает нашу молодежную выставку от тех, которые, начиная с 2000-х годов, проводятся в округе регулярно и представляют собой масштабные смотры: «Аз. Арт. Сибирь» (Барнаул, с 2004-го), «Движение» (Кемерово, 2011), «Молодая Сибирь» (Красноярск, 2011), «Край» (Кемерово, 2012). Как и эти выставки «АЗ ЕСМЬ» направлена на поддержку и популяризацию молодого искусства Сибири, на выявление творческой молодежи; она дает возможность широкой зрительской аудитории познакомиться с новой генерацией молодых участников и оценить их уровень, потенциал.
Организаторами первой выставки молодого искусства Сибири «АЗ ЕСМЬ» являются Министерство культуры Российской Федерации, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Кемеровский областной музей изобразительных искусств (КОМИИ).
Реализация выставочного проекта осуществляется при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Это стало возможным после победы КОМИИ в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению мероприятий в сфере культуры в 2013 году.
В рамках выставочных мероприятий проводится конкурс на лучшее произведение молодых художников – участников выставки. Его учредителем являются администрация Кемеровской области и департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. Конкурсное жюри в составе семи авторитетных специалистов в области современного искусства Сибири оценит и выявит три лучших произведения. Победителям присуждаются премии.
Выставка демонстрируется в залах Кемеровского областного музея изобразительных искусств (КОМИИ) в течение месяца: с 17 сентября по 17 октября 2013 года. В ее экспозиции около двухсот произведений: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство, фотографии, инсталляции. Они представляют творчество ста молодых сибирских художников из двенадцати городов: Ангарска, Барнаула, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Нижневартовска, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Томска, Усть-Илимска, Черемхово. В практике КОМИИ это не первая выставка, показывающая молодежное творчество сибирского края. В 2011-м и 2012-м годах уже состоялось два таких вернисажа: «Движение» и «Край». В отличие от них «АЗ ЕСМЬ» является не разовой акцией, а стартовой частью проекта, у которого есть концепция, специфические задачи и перспектива развития – триеннале. Данный подход обоснован и дальновиден: в процессе реализации проекта отслеживается творчество не только молодых, а лучших художников – именно тех, чьи произведения, надо полагать, уже вскоре украсят музейную коллекцию. Для нашего музея это особенно важно, поскольку приоритетным в его собирательской деятельности является современное искусство Сибири.
Сегодня художественная жизнь Сибирского федерального округа протекает весьма динамично и каждое из ее событий – значительно. Тем более значительна выставка молодого искусства «АЗ ЕСМЬ», имеющая межрегиональный статус, специфическую направленность и актуальный посыл.
Подобные профессиональные форумы всегда содействуют главному: консолидации художественных сил обширного края и укреплению культурных связей между его регионами, активизации творческих процессов и их изучению и продвижению в современном мире. Это в конечном итоге делает искусство Сибири явлением цельным, живым, самобытным – явлением, позволяющем вспомнить крылатые слова Михаила Ломоносова, произнесенные в далеком 1763 году: «Российское могущество прирастать будет Сибирью».

Марина ЧЕРТОГОВА, автор и куратор проекта


DSC_3096 DSC_3099 DSC_3100 DSC_3104
DSC_3125 DSC_3129 DSC_3137 DSC_3152
IMG_5639 IMG_5641 IMG_5675 IMG_5676

Экспозиция

    
 IMG_3349 IMG_3363 IMG_3394
IMG_3405 IMG_3582 IMG_3606 IMG_3607
Фотографии с открытия выставки


 

7772
ЛОВЦЫ МГНОВЕНИЙ
«Я существую!» – заявил человек миру. «Прекрасно, - ответил мир. – Но это меня ни к чему не обязывает».
Эта цитата из Стивена Крейна (боюсь, не точная) невольно приходит на ум, когда знакомишься с выставкой молодого искусства Сибири «Аз есмь», открытой в Кемеровском музее изобразительных искусств.
Почти двести работ, сто авторов, двенадцать городов, конкурсная составляющая (призовой фонд для трех первых мест 65 тысяч рублей) – столь представительных молодежных выставок давно не проходило в нашем городе. Однако сегодня они – внятная примета времени. Устраивать выставки начинающих стало престижным, модным, принятым. Молодежные выставки «Аз.Арт Сибири» регулярно проходят в Барнауле, в декабре выставка «Молодое искусство Сибири» откроется в Красноярске...
Такое впечатление, что молодежь «повзрослела». То, что в середине 90-х или начале нулевых выглядело «непричесанным» и растерянным, как подростковые выходки, сегодня стало вполне респектабельным и весьма профессиональным. Хотя возраст авторов полотен, рисунков и инсталляций – тот самый, что и всегда бывает на «молодежках»: от 20 до 35. Что же изменилось? Воздух времени? Ориентиры художников, вступающих в самостоятельную творческую жизнь? Интерес кураторов проекта? Попробуем разобраться.

Искусное искусство
Пожалуй, главное слово, которое приходит на ум, когда знакомишься с работами экспозиции – профессионализм. Зрители на открытии не раз пытались назвать эту выставку «современным искусством» и – осекались. С «современным» или «актуальным» искусством, которое ставит во главу угла трюк, а не мастерство, шибающий в нос «фокус-покус», а не высокое умение, эти работы не имеют ничего общего. (Ну, или почти ничего – однако об этом чуть позже).
Всматриваясь в живописные полотна, в филигранную графику не по годам умелых рисовальщиков, в подробности офортов и литографий (редкость-то какая по нашему времени!) поневоле задумаешься: как много, оказывается, умений и навыков уходит из нашей жизни! В самом деле: сейчас уже почти не встретишь школьника, знающего наизусть таблицу умножения (а зачем? Есть калькуляторы!). Исчезли целые профессии: краснодеревщик, например, или сапожник, умеющий стачать сапоги по индивидуальной мерке...Похоже, искусство рисовальщика, художника, владеющего ремеслом академической живописи – из этого же ряда «уходящих умений». Признаюсь: я с любопытством отношусь к остроумным трюкам художников-акционистов, специализирующихся на перформансах да инсталляциях. Но в основе любого искусства, мне кажется, все-таки должно находиться понятие «искусный». Во всяком случае, душе ближе то самое искусство, которое происходит от искусности, от высоты достигнутого профессионального совершенства.
В этом смысле выставка «Аз есмь» очень точно отвечает моим зрительским запросам. Достаточно вглядеться, например, в цветные офорты Ильи Ключникова (Новокузнецк), созданные по мотивам поэзии Иосифа Бродского, в портреты Марины Назимко (Новосибирск). Ее «Искусствоведение как коллекционирование бабочек», запечатлевшее потрет старейшего искусствоведа Сибири Павла Муратова – это и дань высокому ремеслу, и точное, любовное (но не без иронии!) создание сказочного образа алхимического мудреца. А мощь живописных полотен Елены Бобровой (Омск), ее умение упиваться пиршеством света и цвета, отметили все члены жюри, безоговорочно отдав ей первое место.
Примечательно, что сами молодые художники сегодня уже активно выступают против того, за что еще лет 15-20 назад горячо ратовало предыдущее поколение. Вот полотно с симптоматичным названием «Я против современного искусства». Автор – новосибирка Наталья Ожогина решает его, тем не менее, в манере нарочитого «contemporary-art»: тут и голая тушка курицы, и голая женщина, и суперреалистично выписанный скомканный пакет, и некий условный городской пейзаж... На словах – против, а на деле – следование отравляющей атмосфере трюкачества – налицо. Выразительнее в этом плане полотно Ильи Потапова (Омск) «Клавиши». В фортепьянную клавиатуру вписаны детали компьютерной. Похоже, автора всерьез тревожит, что вирус виртуальности безоговорочно проник уже и в настоящую, живую музыку.

Взрослые молодые
Второе место жюри присудило художнице из Барнаула Полине Горбуновой. Откровенно говоря, ее графический триптих «С той стороны зеркального стекла» на меня особого впечатления не произвел. Когда я поинтересовалась у председателя жюри, искусствоведа из Омска Владимира Чиркова, почему именно этот выбор, он пояснил: «Очень профессионально сделано! Хоть сейчас переводи на фреску. Все – с глубочайшим знанием и чувствованием монументального искусства: упрощение формы, введение знаковых элементов, обобщение образов... Просто поразительно для автора такого возраста и пола!»
Вообще вот это понятие – высокий профессионализм – было, похоже, главным критерием отбора и для куратора выставки Марины Чертоговой, и для членов жюри. Владимир Чирков подтверждает: «По сравнению с 90-и годами мы видим сегодня много молодых художников, которым есть что сказать миру, и они достаточно владеют ремеслом, чтобы сказать это внятно. Они входят во взрослую жизнь с очень хорошим запасом профессиональной прочности».
Можно порадоваться, да. Но и призадуматься.
А как же – дерзость открытий? Где она, необузданная смелость, вызов привычному, которые так жаждут увидеть и специалисты, и зрители именно на выставках молодого искусства?
Пожалуй, единственным таким открытием для меня стала работа Ильи Дмитриева (Барнаул) «Забвение». 22-летний художник назвал так инсталляцию, в которой пучки железной проволоки, как трава, прорастают сквозь обломок какого-то деревянного инструмента – не то кусок лопаты, не то – остаток скамьи... Техника как природа и природа как техника, взаимопроникновение и поглощение технологий – все есть в этой лаконичной и очень красивой конструкции, побуждающей работать и мысль, и чувство. Не случайно третье призовое место жюри единогласно отдало этому арт-объекту.

Мгновения вечности
Вообще бродить по выставке, всматриваясь даже в незначительные на общем фоне, неброские работы – чрезвычайно интересно. Вот графический триптих «Хрупкое равновесие» Елены Ильиных (Омск). Бабочка присела на край карточного домика. Гусеница ползет по веревочке между камней... Вот – «Автопортрет здесь и сейчас» Николая Зайкова (Барнаул). Рядом с собственным лицом на холсте художник вмонтировал куски зеркала – смотрись, кто хочет. Художник, он ведь всегда рядом со своим зрителем.
Вот автопортрет Андрея Крюкова (Омск), остроумно названный «Черный, без сахара». Перед нами – крупно! – две чашки кофе и брошенная рядом ложечка. И только внимательно вглядевшись, замечаешь, что в поверхности кофе отражаются два женских профиля, а в серебре ложечки – перевернутый лик самого автора.
Эти приемы и названия говорят сами за себя. Молодые авторы неустанно и тревожно находятся в поисках некой гармонии, некого абсолюта устойчивости в нашем зыбком, неустойчивом мире. Эти миги гармонии (называйте, впрочем, как хотите: мгновения счастья, вспышки самовыражения, миги понимания) случаются не так часто и – что особенно важно! – они до чрезвычайности кратки. Понимая и принимая это обстоятельство со взрослой смиренностью, авторы и не пытаются переустроить мир по своим законам. Примечателен в этом смысле живописный автопортрет Елены Толмачевой из Иркутска. Она пишет себя в три четверти оборота, почти со спины, отвернувшейся к мольберту. И в этом – вызов времени и социуму. Автор словно заявляет миру: живи, как хочешь, я, у мольберта, вполне обойдусь без тебя.
Впрочем, никаких громких манифестаций нынешние молодые не делают. Они даже не претендуют на создание своего, отдельного, фантастического мира, мира детских иллюзий. Они предпочитают пристально вглядываться в реалии существующего и ловить в нем (осознавать? Фиксировать?) прекрасные и величественные мгновения вечности.

Ольга ШТРАУС
Областная газета «Кузбасс». 21 сентября 2013 г.


      
        
        2 11
 DSC_3178 DSC_3180 DSC_3181
Работы и дизайн


ПРОТОКОЛ

заседания жюри художественной выставки
АЗ ЕСМЬ (в рамках региональной выставки молодого искусства Сибири «Движение-2013)
16 сентября 2013 года
Кемеровский областной музей изобразительных искусств

Присутствовали:
Председатель жюри В. Ф. Чирков (Омск)
Члены жюри:
С. Е. Ануфриев (Красноярск)
М. С. Омбыш-Кузнецов (Новосибирск)
Т. Н. Микуцкая (Томск)
Л. И. Мызина (Кемерово)
А. В. Суслов (Новокузнецк)
М. Ю. Чертогова (Кемерово)

Жюри, рассмотрев представленные на выставку произведения живописи, графики, скульптуры, керамики, объектного и фото искусства, в результате рейтингового голосования приняло решение признать:

1. ПОБЕДИТЕЛЯМИ выставки с вручением дипломов и денежных премий I, II и III степени следующим художникам:

ДИПЛОМ I СТЕПЕНИ
БОБРОВА Елена Владимировна (1983 г. р., г. Омск) за произведения:
Выше облаков. 2012. Холст, масло.
Двое. 2013. Холст, масло.
Субботнее утро. 2012. Холст, масло.

ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ
ГОРБУНОВА Полина Сергеевна (1986 г. р., г. Барнаул) за произведения:
С той стороны зеркального стекла (триптих). 2013. ДВП, тушь, пастель, маркер.

ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ
ДМИТРИЕВ Иван Сергеевич (1991 г. р., г. Барнаул) за объект:
Забвение. 2013. Дерево, металл.

2. Наградить ДИПЛОМИ ЛАУРЕАТА выставки:
ТОЛМАЧЕВА Елена Витальевна (1987 г. р., г. Иркутск) за произведение:
Автопортрет. 2012. Холст, масло.

НИКОЛАЕВ Виталий Викторович (1988 г. р., г. Новосибирск) за произведения:
Там, где снег. 2011. Холст, акрил, темпера.
Бабушкино окно. 2012. Холст, масло.

ХМЕЛЬ (СУСЛОВУ) Ярославу Александровну (1988 г. р., г. Новокузнецк) за произведения:
Золотой шар. 2012. Холст, масло.
Обитатели сада. 2013. Холст, акрил.
Молчание. 2013. МДФ, акрил.

ОПЕНЫШЕВА Ольга Федоровна (1990 г. р., г. Томск) за произведения:
Детство (триптих). 2012. Бумага, карандаш.

ИВАНОВА Марина Владимировна (1982 г. р., г. Красноярск) за произведение:
Путешествие в детство. 2009. Бумага, тушь, перо.

РЮТИН Алексей Владимирович (1980 г. р., г. Иркутск) за произведение:
Ангел Арбузного мороженного. 2013. Холст, масло.

СОСНОВСКИЙ Руслан Викторович (1983 г. р., г. Красноярск), за произведения:
Ловец снов. 2012. Гипс, пластик, ткань, кожа.
Охотник за сновидениями. 2012. Гипс, пластик, ткань, кожа.
Хранитель снов. 2012. Гипс тонированный.

ГОРБУНОВА Анна Васильевна (1991 г. р., г. Новосибирск) за произведения:
Из серии «Подруги». 2013. Бумага, фотопечать.

ОЖОГИНА Наталья Викторовна (1977 г. р., г. Новосибирск) за произведения:
Я против современного искусства. 2012. Фанера, акрил.

ЧЕПИС Екатерина Владимировна (1985 г. р., г. Новокузнецк) за произведения:
Сибирь (диптих). 2011–2013. Холст, масло.

ПОЗДНЯКОВ Никита Юрьевич (1987 г.р., г. Омск) за произведение:
Ощущение зимы. 2013. Холст, масло.

КЛЮЧНИКОВ Илья Леонидович (1987 г.р., г. Новокузнецк) за произведения:
По мотивам поэзии Иосифа Бродского. 2013. Бумага, офорт.

Подписи
Председатель жюри
В. Ф. Чирков
Члены жюри:
С. Е. Ануфриев
М. С. Омбыш-Кузнецов
Т. Н. Микуцкая
Л. И. Мызина
А. В. Суслов
М. Ю. Чертогова