Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Н.В.Тютюгина

ЯНБУХТИНА Альмира Гайнулловна

Заслуженный деятель искусств РБ (2006), доктор искусствоведения (2004) Альмира Гайнулловна Янбухтина родилась 28 июля 1938 года в городе Уфе. Окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде (1966), аспирантуру НИИ Художественной промышленности в Москве (1969-1972), защитила кандидатскую диссертацию по искусствоведению на тему «Ткань и интерьер. К вопросу художественного ансамбля башкирского народного жилища» (1977), защитила докторскую диссертацию по искусствоведению на тему «Декоративное искусство Башкортостана в XX столетии: народное творчество, художественные промыслы, профессиональное искусство» (2003).
Является членом Союза художников России (1973), Международной ассоциации историков и критиков искусства при ЮНЕСКО - AICA (1994), руководителем Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» по Республике Башкортостан (2010), профессором кафедры дизайна и искусствоведения Уфимского государственного университета экономики и сервиса (УГУЭС) (2004). Участник Всемирного конгресса искусствоведов во Франции (1996), международного Российско-французского семинара «Дизайн одежды. 21 век» в Париже (1997).
Как искусствовед А.Г. Янбухтина относится к поколению ученых-шестидесятников. В атмосфере относительно свободного творчества, свойственной эпохе Оттепели, во многом проявился темперамент будущего самобытного исследователя. Так, являясь студенткой Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, она приняла самое деятельное участие в протесте студентов против незаслуженного присвоения Президенту Академии Художеств СССР В.А. Серову ученой степени доктора искусствоведения при отсутствии диссертации.
Любовь к искусству зародилась в душе будущего искусствоведа в школьные годы. Окончательный выбор профессии сформировался под влиянием родственницы Л.В. Казанской, которая была первым профессиональным искусствоведом в Республике и занимала должность главного хранителя Художественного музея им. М.В. Нестерова (1937-1960). Затем – атмосфера северной столицы – города Ленинграда, в котором А.Г. Янбухтина училась на очном отделении факультета теории и истории искусства. В студенческие годы будущий исследователь определила сферу своих научных интересов – башкирское декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до наших дней.
После окончания института А.Г. Янбухтина работала старшим научным сотрудником в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (1966-1969). Изучая коллекцию башкирского декоративно-прикладного искусства в музее, начинающий ученый совершала поездки по отдаленным районам Башкирии, собирая предметы народного искусства, в том числе, в составе этнографических экспедиций Института истории, языка и литературы под руководством этнографа Н.В. Бикбулатова (1967-1987). Преподавала в Уфимском училище искусств, Уфимском государственном институте искусств (1973-1975), на кафедре архитектуры строительного факультета Уфимского нефтяного института (1976-1981). Работала в художественном объединении «Агидель» в должности искусствоведа-консультанта (1981-1989). С 1994 года преподает на кафедре дизайна и искусствоведения Уфимского государственного университета экономики и сервиса.
Серьезную профессиональную школу научного анализа декоративно-прикладного искусства и фольклорного творчества А.Г. Янбухтина получила, обучаясь на отделении очной аспирантуры под руководством профессоров МГУ М.А.Ильина и Э.В. Померанцевой.
Результатами исследований явились монографии автора «Народные традиции в убранстве Башкирского дома» (1993) и «Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век» (2006), а также многочисленные статьи, опубликованные в искусствоведческих журналах «Декоративное искусство», «Художник», «Искусство», в ежегодниках «Советское декоративное искусство», «Советское искусствознание» (1970-1990-е гг.), в Вестнике Академии Наук РБ (1996). В своих трудах исследователь впервые проанализировала народное творчество башкир как произведение искусства, раскрыла символический смысл художественных образов, созданных народными умельцами.
Опыт изучения и собирания предметов искусства А.Г. Янбухтина реализовала в проектах художественных галерей. Она явилась организатором и одним из создателей Галереи традиционного и современного искусства Банка «Восток» (1990-1998) и Художественной галереи «Академия» при УГУЭС (1999-2001).
Самостоятельной темой исследования для А.Г. Янбухтиной также стало современное профессиональное изобразительное искусство региона. Искусствовед является автором монографий по творчеству художников Башкирии – Александра Тюлькина (1975), Ахмата Лутфуллина (1975), Бориса Домашникова (1985), Фарида Ергалиева (1997), Михаила Кузнецова (2009).
Творческая биография А.Г.Янбухтиной включена в российские энциклопедии «Кто есть кто. От А до Я» (2011), «Женщины России» (2012).
А.Г. Янбухтина не исчерпала свой творческий потенциал. Неутомимый исследователь, она вдохновляет на творчество новое поколение искусствоведов. Под ее руководством сформировалась концепция научного искусствоведческого сборника «Проблемы развития регионального искусствознания» (2011), который предполагается издавать периодически. В исследованиях ученый продолжает ставить серьезные проблемы по истории народных промыслов и изобразительного искусства Башкортостана, по развитию искусствознания и музееведения в регионе. За последние годы А.Г. Янбухтина выступила на международных и всероссийских конференциях с докладами «Элементы шаманизма в традиционной культуре башкир-мусульман на Южном Урале» (2009), «Башкирские войлоки: тенденции к возрождению традиционного домашнего ремесла на современном этапе» (2009), опубликовала статьи «К страницам истории и предыстории зарождения профессионального изобразительного искусства в Башкирии (1910-1920-х гг.) в соотношении с целостным многовековым художественным наследием края и проблемы их осмысления в искусствознании» (2011), «Уфимский художественный музей: проблемы и судьбы» (2012), «История и судьба музея Зыряновых» (2012).