Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Татьяна Бадяева

Статья из журнала «Декоративное искусство СССР», 1981- №11 (288). С.45


Памяти
Михаила Андреевича Ильина

Имя Михаила Андреевича Ильина, видного историка искусства, доктора искусствоведения, профессора, стоит в ряду имен исследователей, деятельность которых, начавшись в первые годы становления молодого социалистического государства, закладывала основы советской науки об искусстве. Более чем за полвека научной и творческой деятельности (родился Михаил Андреевич 20 марта 1903 года) им написано и опубликовано более 200 научных и критических работ, содержание которых отражает многогранность исследовательского таланта ученого. И все они несут на себе яркий отпечаток страстного исследовательского темперамента. Не случайно появление среди трудов Михаила Андреевича книги автобиографических очерков «Пути и поиски историка искусства» (М., 1970), в которой автор не только раскрывает перед читателем свой исследовательский метод, но и стремится разделить с ним радость творчества, упоение работой над загадками, которыми полна история искусства.
Первоначальные научные интересы и пристрастия М.Л. Ильина складывались под значительным влиянием деятельности отца, земского служащего, по роду службы подробно изучавшего территорию подмосковных уездов, в особенности памятники культуры.
Избрав историю архитектуры своей специальностью, М.А. Ильин стал студентом вначале археологического, затем искусствоведческого отделения факультета общественных наук Московского университета. Учебу в университете он сочетал с участием в работе Общества «Старая Москва», Общества изучения русской усадьбы, практикой в комиссии по охране и реставрации памятников архитектуры Мосгубмузея, где на него большое влияние оказали руководители комиссии Николай Дмитриевич Виноградов и Михаил Иванович Александровский, работой в Государственной Академии общественных паук, в секции эволюции художественных форм, которую возглавлял крупный историк русского искусства профессор Алексей Николаевич Некрасов, бывший также научным руководителем М. А. Ильина. В 1926 году университет был окончен, и в том же году появилась первая научная публикация М.А. Ильина, посвященная архитектурному памятнику XVIII века — псевдоготической усадьбе Бутурлина в Подмосковье.
Двадцатые и тридцатые годы отмечены для исследователя преимущественным интересом к истории древнерусского и послепетровского зодчества XVIII–XIX веков. Архитектурная история Москвы и Подмосковья останется неизменной и любимой темой его изысканий на протяжении всей жизни *. Но М. А. Ильина также живо интересовали процессы формирования новых принципов советского строительства. С присущими ему увлеченностью и энтузиазмом он пишет об архитектуре клубных зданий и промышленных сооружений, о сложении ансамблей улиц и площадей, определяющих облик Москвы, изучает творчество своих современников — архитекторов К. С. Мельникова, братьев Весниных. М.А. Ильин занимался и архитектурно-строительной практикой в качестве копировальщика Архитектурного бюро Днепростроя, во главе которого стоял известный архитектор В.Л. Веснин; затем, будучи старшим техником-проектировщиком того же бюро, строил несколько сооружений в городе Запорожье, совместно с Л.Н. Павловым и М.А. Зелениным проектировал и строил станцию метро «Добрынинская» в Москве. М.А. Ильину было чуждо отвлеченное кабинетное изучение произведения искусства, он сознательно стремился к профессиональному освоению всех этапов создания произведения, независимо от того, идет ли речь о здании или фарфоровой чашке. И позже, будучи уже профессором университета, он неустанно прививал студентам эту черту — дойти до всего самому, увидеть все своими глазами. Он вез своих учеников в любое время года и в любую погоду в Звенигород, Рязань, Истру или Переславль-Залесский, вел по улицам и дворам Москвы, к мастерам миниатюры в подмосковное село Федоскино, в мастерские к художникам прикладного искусства. Своеобразный и общительный человек, занимательный рассказчик, быстро находящий контакт с самыми разными людьми, он превращал такие поездки и походы в незабываемые уроки постижения искусства в неразрывной связи с жизнью, с историей родной земли, с судьбами населяющих ее людей. Вообще для М.А. Ильина характерен взгляд на историю искусства через призму творчества художника, архитектора. В сороковых — шестидесятых годах он много работает над созданием целой галереи творческих портретов ведущих архитекторов — от древнерусского мастера Петра до братьев Весниных. Особую страницу составляют его изыскания творчества мастеров русского классицизма — Баженова, Казакова, Захарова, Росси, Львова.
В годы Великой Отечественной войны, после тяжелого ранения под Юхновым в феврале 1942 года, М. А. Ильин уже не мог вернуться в строй и все силы и время отдавал научно-исследовательской работе, подготовив кандидатскую диссертацию. Наиболее активный и плодотворный период в его научной деятельности начинается с 1947 года, когда он был приглашен в Московский университет на кафедру русского и советского искусства, которую возглавлял крупнейший советский искусствовед А. А. Федоров-Давыдов, для чтения спецкурсов по русской и советской архитектуре. Они вскоре были дополнены большими курсами и спецсеминарами по русскому и советскому декоративно-прикладному искусству и художественной промышленности.
Начиная с 1947 года М. А. Ильин также активно работал более десяти лет в Научно-исследовательском институте художественной промышленности в качестве научного сотрудника, а затем с начала шестидесятых годов вплоть до последних месяцев своей жизни — консультантом, членом Художественного и Ученого советов, руководителем аспирантуры. М. А. Ильин пишет книги «Русское народное декоративно-прикладное искусство» (М., 1959), «Русское народное искусство» (М., 1960), в которых развертывает картину развития искусства художественных промыслов в советские годы, не отрывая их от исторических корней. В личных контактах с художниками, мастерами народных промыслов формировались его взгляды на эту специфическую область советского искусства, на задачи и пути его дальнейшего развития.
Следует отметить и большую научно-исследовательскую работу в Институте истории искусств АИ СССР (ныне Министерстве культуры СССР) по написанию многотомной Истории русского искусства.
Размышления над актуальными проблемами теории и практики современных народных промыслов, художественной промышленности, советского декоративно-прикладного искусства в целом органично вошли в сферу научных интересов М.А. Ильина, ученого, всегда идущего от запросов своего времени, остро чувствовавшего социальную и морально-нравственную значимость искусства, понимавшего всю меру ответственности художника, критика, историка искусства за судьбу художественной культуры.
Взгляды М.А. Ильина на весь комплекс проблем, отмеченных здесь и не отмеченных, были обобщены им в книге «Исследования и очерки. Избранные труды об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI–XX веков» (М., 1976). В этой книге читатель найдет биографическую справку и список трудов ученого за период с 1926 по 1975 год. Творчеству М.А. Ильина присущ широкий охват русской художественной культуры в целостности, специфичности и исторической преемственности. Как справедливо отметил В.Л. Янин, М.А. Ильин всегда «при разработке любого сюжета преследовал одну и ту же «сверхзадачу» — найти правильное понимание самого феномена национального, преодолевающего изменчивую динамику непрерывной смены художественной формы, живая жизнь которого немыслима без постоянного обновления».
М.А. Ильин и в искусстве, и в науке об искусстве ценил смелость и независимость решений. Его собственные мнения всегда отличались новизной, оригинальностью, нередко дискуссионностью. Он любил спорить и не боялся оказаться в споре неправым. Доведенные порой до предельной степени полемической остроты, его высказывания и гипотезы никого не оставляли равнодушным, будоражили мысль, заставляли более углубленно разбираться в творческих и научных проблемах. Исследовательский метод М. А. Ильина, его понимание задач, искусствоведения также претерпели определенную эволюцию. От первых очерков, посвященных отдельным памятникам и отмеченных преобладанием историко-сравнительного и описательного подхода к произведению искусства, мысль исследователя с годами шла к овладению более глубоких принципов анализа и постижению во всей полноте идейно-творческого замысла и художественного образа.
О сложном он говорил просто и учил этому своих учеников.

* Символично, что одна из последних вышедших незадолго до его кончины работ была посвящена анализу архитектурных типов подмосковных усадеб XVIII в. — В сб.: Русский город. / Под ред. чл.-корр. АН СССР В.Л. Янина. МГУ, 1981, с. 157-173.