Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

turchin

Turchin Valery
Турчин Валерий Стефанович
1941 г.р.

Ученая степень, звание
Доктор искусствоведения, заслуженный профессор Московского государственного университета,
Действительный член (академик) Российской Академии художеств.

Сфера научных интересов
Русское и западноевропейское искусство XIX-XX искусство (преимущественно, романтизм, символизм, авангард)

Место работы, должность
  • Заведующий кафедрой истории русского искусства.
  • Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
  • Заведующий методическим отделом Московского музея современного искусства. Заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы (Москва).

Преподавание (лекционные курсы)
МГУ

Основные кураторские проекты, выставки
Увлекается художественной фотографией (три выставки в Москве).

Избранные публикации, теле-, радиопередачи 
1966
1. Начало пути. // «Творчество», № 1
1968
2. Композиция круглой скульптуры. // «Творчество», № 9
3. Панорама молодых (отд. статьи). // «ДИ СССР», № 10
4. Романтизм в русской портретной живописи. // «Художник», № 11
1969
5. Две встречи с работами молодых. // «Творчество», № 6
6. Забытые лица. // «Творчество», № 12
7. Русские писатели и поэты – художники. // «Художник», № 12
1970
8. Сложение традиций русского портрета. // «Вестник Московского университета. Серия «История», № 4
1971
9. Отто Дикс. // «Иностранная литература». № 6
10. Внутреннее пространство скульптуры. // Творчество», № 5
11. Картина – пространство – рама // «ДИ СССР»,№ 8
12. книга: «Портреты русских писателей в живописи 19 века». М. «Просвещение»
13. Художественная структура русского романтизма. // сб.ст «Методологические проблемы общественных наук. МГУ», М.
1972
14. Железобетон и церковь. Культовое строительство за рубежом. // «Наука и религия», № 3
15. Читая «Старых мастеров». // «Художник», № 4
6. Мастер натюрморта. Джорджо Моранди. // «Иностранная литература», № 7
17. Урбанистические утопии ХХ века – в кн. «Архитектурная форма и технический прогресс», М.
18. Окно: форма, пространство, образ // ДИ СССР», № 8
1973
19. «Герника» Пикассо – «Творчество», № 3
20.  Цвет в скульптуре. – «Творчество», № 11
1974
21. Весенние выставки Парижа. – «Творчество», № 8
22. Гиперреализм. – «Искусство», № 12
1975
23. Французские караваджисты. – «Художник», № 2
24. Осенние выставки Парижа. – «Творчество», № 3
25. Образ и форма музыкального инструмента. – «ДИ СССР», № 6
26. Выставка мебели в Гренобле. – ДИ СССР», № 7
27. Новые районы Парижа (в соавтор. С Н. Соловьевым) – «ДИ СССР», № 10
28. книга: «Орест Кипренский». М., «Изобразительное искусство».
1976
29. Искусство и политика во взглядах «новых левых» - «Советское искусствознание 75»
30. Рецензия: Русское и советское искусство» А.А. Федорова-Давыдова. – там же.
31. Полузабытый мастер русского портрета. А.Г. Варнек. – «Художник», № 8
32. Границы художественного образа в скульптуре. – «Творчество», № 11
1977
33. Импрессионизм в скульптуре. – «Советская скульптура 75» (1 ав.л.)
34. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн в Европе. – «Вестник Московского университета. Серия История», № 6
35. Паоло Трубецкой. – «Советская скульптура 76».
36. Молодые скульпторы-выпускники Академии. – там же
1978
37. Судьбы американского изобразительного искусства. – «США. Экономика, политика, идеология», № 3(99).
38. Концептуальные идеи неоавангарда – «Творчество», № 5
39. К суждению об авангарде и неоавангардизме ( в соавт. С Л. Бажановым) – «Советское искусствознание» 77/1».
40. Полихромия в станковой скульптуре рубежа веков. – сб.ст «Из истории русского искусства второй половины XIX –начала ХЪХ века». М.
1979
41. Рецензия: «О русской и советской критике» Р.С. Кауфман. – «Творчество», № 7
42. Художественная критика: претензии и возможности (в соавт. С Л. Бажановым) – «ДИ СССР», № 8
43. Из теоретического наследия В.Н. Домогацкого. – «Советская скульптура 77».
44. Светлана Островская. Скульптура. Вст. статья к каталогу. М.
45. Значение и функция материала в скульптуре. – «Творчество», № 11
46. книга-альбом: «... в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX вв. «. М., «Искусство».
47. Графический раздел на выставке «Автопортрет в русском и советском искусстве». – Советская графика 77».
48. Кипренский во Франции и Германии. – сб. Русское искусство второй половины XVIII - - первой половины XIX века».
49. Сюжеты картин Люсьена Дюльфана – «Советская живопись 77»
1980
50. книга-альбом: «MOSKAU. WELTSTADTE DER KUNST. DIE SCHONSTEN KUNSTWERKE AUS ELF MUSEEN». Leipzig (переизд. на англ. языке в Лондоне).
51. За гранью искусства (в соавт. с Л. Бажановым) – «ДИ СССР», № 9
52. Живая история. – «Творчество», № 12
1981
53. Выставка С. Островской. – «Советская скульптура 80»
54.  книга: «Эпоха романтизма в России». М., «Искусство».20 ав. Л.
55. В.Н. Домогацкий. Мысли об искусстве. – Творчество», № 7
56. книга: «Современная французская архитектура» (в соавт. С Н. Соловьёвым и В. Фирсаоновым). М. «Стройздат».
1982
57. «Die Entwicklung der Graphik der ersten Halfe des 19. Jahrhunderts» -   в  «Russische Malerei der ersten Halfe des 19. Jahrhunderts. Die Ausstellung». Baden-Baden.
58. «Das Werk O.A. Kiprenskijs». - ebenda
59. Художник пушкинской поры. – «Художник», № 3
60. книга: «Теодор Жерико». М., «Изобразительное искусство».
61. книга: «Монументы и города», М., «Советский художник».
62. брошюра «Орест Кипренский». М., Просвещение».
1983

63. «Марат» Ж-Л. Давида: образ, стиль, иконография. – «Советское искусствознание 82/ 1»
64. О художественном смысле фактуры. –«Советская скульптура 7»
65. К «Каталогу произведений О.А. Кипренского». Добавления и уточнения. – «Музей 4».
66. Пример Стендаля. – «ДИ СССР», № 5
1984
67. Надгробные памятники эпохи классицизма в России: типология, стиль, иконография – сб.ст. «От средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII- первой половины  XIX вв.».
68. Происхождение художественной критики – «ДИ СССР», № 5
69. Рецензия: «Скульптура и пространство» Н. Поляковой – «Советская скульптура 8»
70. Французские романтики и политическая оппозиция в годы Реставрации – «Советское искусствознание», № 1
1985
71. Рецензия: «У истоков советского монументального искусства» В. Толстого. – ДИ СССР, № 1.
72. Картина и рама. – «Художник», № 9
73. книга: «Александр Варнек». М., «Искусство»
74. Die linke Romantir (Frankreich und Ruaaland). Thesen. – Wiaaenschaftliche Zeitschrift der Humbold-Universitaet zu Berlin. Gesselchgtsw. R. XXXIV, 1/2.
1986
75. Маршруты неоавангарда – «Творчество», № 2
76.  Рецензия: «Очерки истории русской художественной критики XIX века» Р.С. Кауфмана – «Творчество», № 3
77. Образ нашего искусства – «Творчество», № 7.
78. книга: «Города и замки Луары», М., «Искусство»
1987
79. История искусства сегодня (в савт. С В.Головиным) – «Творчество», № 1
80. Виктор Думанян. – «Совесткая скульаптура 10».
81. Эрнст Юдин. – там же
82. XVII молодежная – Творчество», № 3
83. Зеркало. Пунктир истории. – «ДИ СССР», № 5
84. книга: «Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков». М. «Московский университет».12 ав.л.
1988
85. Электронная палитра. – «ДИ СССР», № 1
86. брошюра: «Авангардистские течения в современном искусстве Запада». М. «Знание».
87. Повелитель бронзы. Бурдель – «Художник», № 3
1989
88. Риторика тотального сомнения (в соавт. С Л. Бажановым) – «Творчество», № 2
89. Русско-французские художественные отношения в первой половине XIX века. – «Советское искусствознание 24»
90. Василий Кандинский – «Искусство», № 2
91. Поздние 80-е на Западе. – «ДИ СССР», № 8
92. Искусство Великой французской революции. – «Искусство», № 3
93. Романтизм и мы. – «Художник», № 9
94. Изобразительный мотив книги в русской живописи. – в альбоме «Книга в русской и советской живописи», М. «Книга».
95. Тулуз-Лотрек. – «Творчество», № 11
1990
96. Русский авангард и дадаизм в Париже. – сб. «Проблемы искусства Франции. ХХ век. Труды ГМИИ им. А.С. Пушкина».
97. «Новая вещественность» - искусство потерянного поколения. – «Советское искусствознание 26»
98. Татуированный ангел. 100 лет авангарда. – Творчество», № 9
99. Классицизм и мы. – «Художник», № 12
100. Одилон Редон. – «Творчество», № 12
101. Герберт Рид о проблемах искусства ХХ века – «Искусство», № 2
1991
102. Венский путь в ХХ век. - “Творчество”,  № 3.
103. Классика классицизма. - “Художник”, № 3; 0,5 ав. л.
104. Будущее ЦДХ. - “Декоративное искусство СССР”, № 2.
105. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления. - “Советское искусствознание”, № 27; 1,5 ав.л. (в соавторстве с Л.А.Бажановым)
106. Пунктир поп-арта. - там же.
107. Банки покупают искусство. - “Вернисаж” , № 1.
108. Страницы русского авангарда. - “Творчество”, № 12 (в соавторстве с В.П.Головиным).
109. альбом: Константин Коровин. – М., изд. “Изобразительное искусство”, 1 ав.л.
1992
110. Начало романтизма . - “Художник”,№ 6; 0,3 ав.л.
111. Декорации в декорациях. - “Декоративное искусство”. № 1-6.
112. Концептуальный “импрессионизм” Хетти ван дер Клодт. - “Декоративное искусство”, №7-8
113. Современное искусство. Анкета “ДИ”. - там же.
1993
114. Живопись Алены Кирцовой. - “Супремус”, № 1.
115. Символы эпохи. Автомобиль и  авангард. - “Декоративное искусство” . № 2-3.
116. Две художницы. Элиде Кабасси и Светлана Курмаз. Статья в каталоге выставки.
117. Тоска по иному бытию в картинах Натальи Нестеровой. Предисловие к каталогу выставки. Галерея «Студия», М.
118. Грустные улыбки в кривом зеркале рынка. - “Арт Медиа”, № 1
119. “Желтый звук” - синестетическая концепция В.В.Кандинского. Публикация либретто из архивов, предисловие и комментарии. - “Декоративное искусство”, № 1-2.
120. книга: По лабиринтам авангарда. «Издательство Московского университета». 12 ав. л.
121. Коллекция современной графики из России. Вст. ст. в альбоме «Современная графика России. Коллекция СП «Аншлаг». М.
1994
122. Традиции в авангарде. - “Творчество”, №1-4. О.3 ав.л.
123. Методология компаративизма в истории искусства. - там же.
124. Усадьба и судьба неоклассицизма в Росси. // сб.  Общества изучения русской усадьбы “Русская усадьба”. вып. №7 ( 17),М.- Рыбинск
125. В.В.Кандинский в Московском Университете. - “Вопросы искусствознания”, № 1.
126. Неокомпаративизм: история и метод. - “Вопросы искусствознания”, № 2-3.
127. Проблемы русского искусства второй половины ХУIII - ХХ века в контексте изучения западноевропейского неоклассицизма. - сб. “Русский классицизм второй половины ХУIII -ХХ века”., М., 1 ав.л.
128. В поисках четвертого  измерения. - “Вопросы искусствознания”, № 1.
129. Русский стиль. - “Наше наследие”, № 28.
130. Бронислав Тутельман. Предисловие к каталогу выставки в галерее “А-3”.
131. Works an Paper. Selection from the Kollodzei Collection of Contemporery russian Art. Сity  Arts  Center. Oklahoma.
132. Банки смотрят на искусство - искусство следит за банками. - “Банк”, № 1.
1995
133. Новые впечатления о старой Третьяковке. - “Накануне”, № 2. февраль.
134. Возвращение Кандинского. - “Накануне”, № 1-95, январь.
135. Небо - Ад - Чистилище. - “Накануне”, 5/6-95.
136. Кандинский. - “Декоративное искусство”, № 1-12.
137. Протоавангард: “авангард до авангарда”. - сб. “Современное искусство в контексте: теория, история, география, общество.
138. Русское в русском. Размышления о старой Третьяковке. - “Наше наследие”, № 35-36.
139. Предисловие к книге “Жизнь форм” А. Фоссийона. М.
140. Банковская эстетика в действии: коллекция Инкомбанка. - “Банк”, № 4.
141. Luci del paessggio russo. La terra ritrovato. Roma
1996
142. Готовы ли мы писать новую историю русского искусства? - “Вопросы искусствознания”, VIII (1,96).
143. “Вторая школа абстракции” в Москве: 195О-199О-е годы. Судьбы, имена, художественные поиски». - там же.
144. Читая “Старых мастеров”. - в книге “Старые мастера” Эжена Фромантена. изд. “Изобразительное искусство”.
145. Итальянские образы русского неоклассика. Удвоение истории у П. Муратова. // “Новые знания”, № 2.
146. Аллегории будней и празднеств в “сословной иерархии” ХУIII - ХХ  веков: от усадебной культуры прошлого до наших дней. - сборник Общества изучения русской усадьбы “Русская усадьба”.
147. Художественная ценность надгробий Донского монастыря. // сб. ст. “Донской      монастырь. История и современность. Государственный Научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева”.
148. Видимо, мраморные облака, плывущие над Волгой, нам не снятся. Это - явь ... // “Первый международный симпозиум пленэрной скульптуры. Инкомбанк”, Самара.
149. Искусство как средство примирения техники с Богом, природой и человеком. // ДИ, № 1.
1997
150. Чудят они, чудят... // “Art Prestige”, № 5 - 6.
151. Германия и мы. О художественной культуре двух стран. // «Творчество», № 1-2
152. Германия и Россия. Эстетические параллели и диалог. // “Искусство.1996-1997”. О,5 ав.л.
1998
153. Сцепление эпох: век Х1Х и век ХХ. //  сб.ст. “Европейское искусство Х1Х-ХХ веков: исторические взаимосвязи.ГИИ. М.
154. Блудные сыны «Парижской школы» // «Русская галерея», № 2
155. Марсель Дюшан и дада (в соавт. С И. Лукшиным) // «Искусствознание 2/98».
156. «Klaenge» В. Кандинского и поэтическая культура начала ХХ века. – там же
157. «Русский Эрос» и творчество Кандинского // сб. «Многогранный мир Кандинского». М., «Наука»
158. Шесть писем В.В. Кандинского. Архивная публикация (совместно с В. Кулаковым) // «Творчество».
159. От Gesamtkunsrwerk’a  Р. Вагнера к синестезии «условного театра». Концепция В. Кандинского. // «Авангард 1910-1920- годов. Взаимодействие искусства. ГИИИ». М.
160. Произведения И.С. Тургенева в иллюстрациях В.В. Домогацкого. Тезисы доклада. // Чтения, посвященные 180-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Гос. Литературный музей».
161. Счастливая мысль. К 100-летию Музея изобразительных искусств в Москве. // «Наше наследие», № 50
1999
162. рецензия: Д.В.Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.1998 // “Искусствознание 1/99”. М.
163 Выставка длиною в 25 лет. “Бульдозерная выставка” и российский андерграунд. // “ART хроника”. № 1, ноябрь
164. Руслан Гудиев. Говорить о материи на языке материи. Статья о художнике в каталоге выставки. М.
165. The Other: from Moscow Underground Art to Art for the Sake of Art. Grant gallery. N-Y.
166. Судьба пейзажа моралистического, дидактического и символического в эпоху пленэра // Искусствознание 2/99. М.
2000
167. Век девятнадцатый столетию двадцатому. // сб.ст. “Двадцатый век и пути европейской культуры. ГИИ”, М.
168. Кандинский в Москве и “Москва” Кандинского // “Искусствознание 1/00”, М.
169. Позиции историка искусства на рубеже XIX-XX вв. // “Искусство и наука об искусстве в переходные периоды в истории культуры”. ГИИ, М.
170. Владимир Издебский и русское “дада” в Париже. // “ARTхроника”, № 3-4
171. Русские - в полете. “Космизм в искусстве”. // “ART-хроника”, № 5-6
172.Театральная концепция В.В. Кандинского // “Русский авангард 1910-1920-х годов и театр. ГИИ”, СПб.
173.Театр абсурда Владимира Овчинникова. Предисловие к каталогу выставки “Владимир Овчинников”. М.
174. Да - деформация - да. Предисловие к каталогу выставки “Леонид Борисов”. М.
175. Ein Dichner und ein Maler: Goethe und Kiprensij. // “Twortschestwo 2000”. M.
176.  Drei Schreiben Wassilij Kandinskys en Wladimir Matweis. // Ibid.
177.  Царство Флоры в поэзии А.С. Пушкина. // “Русская усадьба”. Вып. 6(22).
178.  Столица и усадьба. Судьба издателя И. Крымова. // “Русская усадьба”, вып.5 (21).
179.  Невидимое в видимом. Творчество П. Бромирского и “другое искусство”. Предисловие к каталогу выставки П. Бромирского. Галерея “Элезиум”.
180.   В пространстве традиций. ГСИ. Предисловие к каталогу.
181.   Ахтырка. // “Дворянские гнезда России.    История, культура, архитектура”.
182. Визуальное / нарративное // “ДИ”, № 3
183. Цветы: знаки любомудрия и чувств. // XVIII век. Ассамблея искусств. М.
184. Художники русского зарубежья. // в каталоге выставки «Художники русского зарубежья. Галерея «Новый Эрмитаж»
2001
185. Среди портретируемых. Ст. в каталоге выставки «Больше, чем 21. Дм. Крымов», М., 2001.
186. Русская живопись: образ уходящий… // «Наше наследие», 2001
187. Германия и мы. О художественной культуре двух стран. // «Творчество», № 1.
188. Пленницы авангарда. «Амазонки» и феминистский дискурс российского искусства. // там же
189. Рецензия: И.И. Свирида. «Между Петербургом, Варшавой и Вильно. Художник в культурном пространстве. М., 1999 // «Искусствознание» 1/ 01
190. Карты, символы, искусство // «Наше наследие»,№ 59-60
191. книга: «Александр I и неоклассицизм в России». М. «Жираф».(Золотая медаль Российской Академии художеств)
192. Вещь среди вещей. Следы духовности. // сб. ст. «ХХ век. Эпоха. Человек. Вещь». М.
193. книга: Предисловие (совместно с Д.В. Сарабьяновым), а также комментарии и переводы. Отв. Редактор Н.Б. Автономова // в кн. «В.В. Кандинский. Избранные труды по теории искусства». 1-2.
194. Феминистский дискурс. Российское эхо. // сб. «Амазонки «Авангарда» РАН, ГИИИ». М., «Наука»
195. Моне, импрессионизм и искусство на рубеже XIX-XX веков.// «Клод Моне. Живопись из российских и зарубежных собраний». ГМИИ. Им. А.С. Пушкина».
196. Читая Пруста… В поисках олитературенных образов искусства на рубеже XIX-XX вв. // «В сторону Пруста… Моне, Дебюсси и другие. ГМИИ им. А.С. Пушкина».
197. Учимся «читать» и «вычитывать» // ДИ, № 3
198   От великого до смешного // «Филологические записки», вып. 16, 2001.
2002
199. Москва В.В. Кандинского – «Творчество», № 2
200. Сквозь века и цивилизации. Р. Царимов. «АРТ-хроника», № 4/5
201. Искусство Рудольфа Хачатряна. Каталог выставки. РАХ РФ.
202. Абстрактное искусство. Апология. Выставка МОСХ РФ. 12-6. 02.
203 Современное искусство просится в музеи. // «Современная Европа», № 1, январь-март
204. Два ампира // «Пинакотека», № 13-14
205. Иконография «Черного квадрата» при свете теософии: икона, символ, знак. // «Продажа коллекции Инкомбанка. Аукционный дом Гелос». 13 апреля 2002 г.
206 Бессонница в России. – «Новое пространство». 10 апреля 2002 г.
207.  The “Magical Chiarosckuro” of Arkhangelskoe. // “Rossica”, London, Winter
208. Анри Руссо и первый авангард в Европе. // сб. «Костинские чтения. Наедине с совестью. Статьи об искусстве», М. «Мусагет».
209. Russian Insomnia: To sleep or not to sleep // “Rossica», London, Spring
210. Таинственные миры Рустама Хандамова.// «АРТ-хроника», № 1
211. В зеркале времени и традиции. Искусство М. Бербера. // «АРТ-Хроника», , № 2
212. Художественный рынок современного искусства в России. Беседа: И. Метелица, Н. Нестерова и В. Турчин // «ДИ»
213. Традиции классического искусства проверяются в ХХ в. //Древнерусское искусство, Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева, СПб.
214. Образы Ордена вольных каменщиков в иконографии русского искусства первой половины XIX века // сб. «XIX век. Целостность и процесс. ГИИ и ГТГ». Изд. «Пинакотека», М., 2002;
215. Историк искусства на рубеже XIX-XX веков // сб. «Искусство в ситуации смены циклов», Изд. «Наука»    
216 Вибрирующая материя: теософия и музыка (русский опыт художников, поэтов и композиторов)//  в каталоге выставки «Звук и Образ. Музыка в русском искусстве, ГТГ. М..
2003
217. книга: Образ двадцатого… В прошлом и настоящем. М. изд. «Прогресс-традиция» (со списком работ автора)
218. Философия бытия в творчестве Сергея Калмыкова // Сергей Калмыков. Жизнь, творчество, судьба. Алматы.
219. Портретист Петр соколов. // Петр Федорович Соколов. 1791-1848. Русский камерный портрет. Выставка. Гос. музей А.С. Пушкина. М.
220. Его живопись… В каталоге «Вячеслав Михайлов». М.
221. «Другое искусство» при свете теософии. // сб. «Символизм в авангарде. ГИИ», М. 2003,
222. Чистые… О творческом объединении «Круг чистых» // Теоремы культуры. Юбилейный сборник Независимой Академии эстетики и свободных искусств. М.
223. книга: Книга и книжники. Образ книги в русской графике первой трети ХХ века. М., Галерея «Элизиум» (в соавторстве с Ю.А. Молоком)
224. Ампирное… новое искусство в Европе //Стиль ампир. Архитектура в истории русской культуры, вып. 5, М. НИИТАГ.
225. Статьи в каталоге выставки «Cubisme – Кубизм -   Kubismus. Музей Шпренгел, Ганновер/ Третьяковская галерея, Москва».
226. Портреты и фигурные композиции К. Малевича начала 1910-х годов. // Искусствознание. 2/03
227. альбом «ХХ век в зеркале коллекции Московского Музея современного искусства». М., Изд. «Художник и книга». (рец: ДИ, 2004, 3 1)
228. Стиль ампир в Европе – «Антикватория», № 4, сент-окт.
229 Ключи к тайнам. О кубизме. // ж. «Креатив»
230 Cubisme + Кубизм + Кubismus = … // «Галерея», № 1
231. «Russian in Paris», «Zweite parisien Schule» -   Kataloge Ausstellung. Koblez.
232. Владимир Роскин. Альбом со вст. статьей. М.
Изд. «Художник и книга».
233. То же (переопубликация) //в журнале «ДИ»
234  Mersard Berber. М., изд. «Сканрус».
235. Гений и его искусство. Главы из книги. – сб. «Наполеон. Легенда и реальность. Материалы научных конференций и наполеоновских чтений 1996-1998». М.,Изд. «Минувшее».
236 брошюра В.В. Домогацкий, автор иллюстраций к произведениям И.С. Тургенева. О тургеневской традиции в культуре ХХ столетия. М., Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева. 2003.
237      Немецкий акцент в русском авангарде. //Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. М.
238      Взгляд русского масона на природу «естественную» и «искусственную» // Сборник ОИРУ, 8
239      Германия и мы. Время идеалов. // Статья в каталоге «Гармония и контрапункт. Живопись XIX века. ГМИИ им. А.С. Пушкина».
240      Конец «концов столетий». Из опыта XVIII-XIX-XX веков. // Искусство ХХ века. Итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999.  Государственный Эрмитаж. СПб.
241      Любителям прогулок по садам, или традиция философического воззрения на природу. // «Русская усадьба», выпуск  9(25), М. «Жираф».
242. К тайнам кубизма. // Антикватория. № 2.
2004
243 Русские художники в Мюнхене. // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. Москва. 2003. М.
244 Салоны, салоны. Статья в каталоге «Московского художественного салона. ЦДХ». Она же вновь опубликована в журнале «ДИ»
245 Николай Загреков. Статья в каталоге «Возвращение мастера». Выставка в ГТГ и ГРМ.
246 Образ и память. // Искусствознание 1/04
247 Забытые тексты В.В. Кандинского. Там же
248 Храмовое сознание в ситуации риска. // сб. «Храм земной и небесный». М., изд. «Прогресс-Традиция», М.
249 «Сказ» Василия Кандинского// «Собрание». № 2,  сентябрь
250 Притча о скульпторе и его искусстве // статья в альбоме «Леонид Баранов», М.
251 Рецензия: В.Г. Арсланов. История западного искусствознания ХХ века. Учебное пособие для вузов. М. 2003. // сб. Искусство в современном мире. Выпуск 1, М.
252 Искусство Дмитрия Плавинского. // ж. «Русское искусство», № 3
253 рецензия: Нащокина М.В. Московский модерн // Искусствознание. 2/04 М.
254 Салоны и салоны… // статья в каталоге выставки «Пленники красоты. Государственная Третьяковская галерея». М.
255  «N»,  или герой из хаоса, ставший гением систем и стилей, что запомнилось надолго, если не навсегда. // Выставка «Вершитель роковой безвестного веленья», М.
256 Мастерская в тропиках, или «случай» Гогена, добровольного изгнанника. // Антикватория, № 5 (10), сентябрь-октябрь, 2004
257. Музеи, музеи  // ДИ № 1.
258/ Об одиночестве и страданиях человеческого тела в представлениях художника Владимира Величковича…  Статья в каталоге Владимир Величкович. Сполохи и раны. Галерия М'арс. Москва
2005
259. книга «Кандинский в России». «Художник и книга», М.18 ав. л. (премия государственного фонда «Философия и гуманитарные науки»)
260. Усадьба Архангельское как «масонское гнездо» // Собрание, № 1.
261. Послесловие // в кн. А.Е. Ковалев. «Михаил Ларионов в России». М., «Элизиум»
262. Московский музей современного искусства // ХIУ Алпатовские чтения. РАХ, отделение искусствознания и художественной критики
263. «Сказ» у В. Кандинского, или Поэтический дневник художника-странника (1900-1921) // Искусствознание, 1/05, М., 2005
264. Рецензия: И.В. Рязанцев. Скульптура в России XVIII -  начала XIX века. Очерки. // там же
265. Есть такое искусство… // Вст. статья в книге «Петр Дик». М.
266. Скульптура ХХ века // Скульптура: город и музей. Творчество академика Александра Бурганова. М.
267. Л.И. Жевержеев и художники «Союза молодежи». // сб. Вольдемар Матвей и «Союз молодежи». М.
268. Петербургские мифы, Сложение и трансформации. Опыт двух художников. Трагедия «Тихого бытия». Опыт И. Иванова // Монте-Карло Выставка 16 сентября-16 октября.
269. Петербургские мифы, сложение и трансформации. Опыт двух художников. Учимся вместе с художником говорить о материи на языке самой материи. Опыт Евгения Михнова-Войтенко // Монте-Карло. Выставка 16 сентября – 16 октября.
270.  Усадьба Ахтырка // Собрание. № 3
271.  рецензия: В.П. Шестаков. Прерафаэлиты: мечты о красоте.// там же
272. рецензия: Ванеян С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Г. Зедельмайра. Искусствознание 2/ 05
273. рецензия: Толстой В.П. Река времен. Статьи разных лет. // Там же.
274. Венский путь в ХХ век. // Художественная жизнь Австро-Венгрии. 1867-1918. М.
2006
275. брошюра: Василий Кандинский. Творческий путь. М., Библиотека «Юного художника».
276.  Vojo Stanic. Войо Станич. Galerija “Sveti Stefan”, jul-avgust 2006 (на сербском и русском языках). Монтенегро. Белград.
277. Пленницы красоты, или Триумф женщины в искусстве… Статья в каталоге выставки «Женский образ в искусстве XVIII-XXI вв.». М.
278. Современное искусство и его музеи. «ДИ», 2006, спец.выпуск.
279. Зело последняя книга. В книге «Мира восторг беспредельный» Григория Анисимова, т. 1, М.
2007
280. книга: Мастера…  Сила воли и воображения. М.,
281.  Кристальные символы.  «Кристалл.  Графика, живопись, фотография». М. Предисловие к каталогу выставки.
282. брошюра «Сезанн». М. «Библиотека юного художника».     
283. Милош Шобаич. Трагическое восприятие мира. Статья в каталоге «Милош Шобаич. Маленький пляж», Галерея М’АРС. Москва
284. книга: Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. L’ancien regime, революция и Империя. М., «Жираф», 16 ав.л.
285. Эстетика абстрактного искусства. // Теория художественной культуры. Выпуск 11. Гос. институт искусствознания. М. Изд. ЛКИ.
286. Иов Станич. Статья в каталоге. London. F. Willson (на английском, сербском и русском языках).
2008
287. Приблизительность как артистический приём. Опыт В. Кандинского // сб. ст. «Феномен артистизма в современном искусстве», М.
288 книга: Петр Кончаловский М., «Белый город».7 ав.л.
289.Обнаженные перед фотокамерой // В каталоге выставки “Эротическая фотография. France. 1850-1870. В каталоге: Жюль Паскен. Jules Pascin. Графические серии. 1900-1920.М., галерея «Проун».
290. Die Romantik in Deutcshland und Russland. Das geistige Antlitz der Epоche. Die Ideale der Zeit // Macht und Freundschaft. 1800-1860. Berlin-St. Petersburg. Leipzig, Koehker & Amelang GmbH.
291. Переиздание: Василий Кандинский. Избранные труды по теории искусства. Т.1-2. Вступительная статья совместно с Д.В. Сарабьяновым, комментарии к отдельным статьям. Отв. Редактор Н.Б. Автономова.
Турчин В.С. П. Кончаловский. Изд. «Белый город». М., 2008.
Кандинский. Опыты разных лет. М., 2008
Наследники «Бубнового валета». Образы бытия или искусство созерцания. Преемственность в живописной культуре Москвы: Г. Сретенский , Н. Стеньшинская.  Libri di arte. Москва, 2008. В соавторстве с А.П. Салиенко.
2009
305. Нежная логика легкого абсурда… Статья к каталогу выставки Войо Станича. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Галерея западноевропейского и американского искусства. М.
306. Viva Academia // Academia I, C3-5.
307. Уметь видеть. Там же, Сс. 102-106
308. О мастерах воспоминаний, о фотографах и фотографиях, о скульптуре и искусстве гравюры. О Домогацких. – в кн. «Руины старого дома», М.,Русский путь.
309. Памятник Гоголю – символ России // Наше наследие, № 89-90.
310. Вена на рубеже веков. Взгляд из России //сб.ст. Художественные центры Австро-Венгрии. СПб. Алтея.
311. книга-альбом: Одинокие в поисках смысла жизни. Мастера дефигурации и трансфигурации. М.
312. Профессор А.А. Федоров-Давыдов // История искусства в Московском университете. Изд. МГУ.
313. Трансформации художественного авангарда. От кубизма к футуризму.// Теория художественной культуры. Государственный институт искусствознания. Вып. 12.
314. рецензия: Walter Bеnjamin. Paris. Capitale du XIXe siecle. Le livre des pаssage. Paris. Les editions du cerf.2002.// Города мира – мир города. М. 302-303.
315. Программы курсов «Западноевропейское искусство XIX века» и «Отечественное искусство ХХ века» (совместно с В.В. Кирилловым и А.П. Салиенко) // Программы общих курсов Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Изд. Второе, дополненное и исправленное.  
2010
1. Пикассо. Взгляд из России. //в каталоге «Пикассо. Собрание музея Пикассо в Париже в музее ГМИИ им. А.С. Пушкина».апрель 2010 г.:
2. Ломоносовские чтения 2010 г. Доклад «Импрессионизм и «импрессионизмы».
3. Федорово-Давыдовские чтения 2010. К 110-летию со дня рождения А.А. Федорова-Давыдова. Доклад «А.А. Федоров-Давыдов – критик, ученый, педагог».
4. Другой опыт художника Алферова в альбоме «Алферов».
5. Борис Кочейшвили. В альбоме «Борис Кочейшвили». М. «Наше наследие». 2010
6. Мистицизм Сезанна. Доклад на Алпатовских чтениях. РАХ, 1 декабря 2010. 

Членство в других творческих и общественных организациях
МСХ, Международный комитет историков искусства (CIHA)

Иностранные языки
Французский, немецкий, английский

Живет и работает
в г. Москве