![]()
Сектор классического искусства Запада
XII РОТЕНБЕРГОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Памяти Е.И. Ротенберга (1920–2011)
Научная конференция
ЭКСПРЕССИЯ И ПАТЕТИКА В ИСКУССТВЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
XII РОТЕНБЕРГОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Памяти Е.И. Ротенберга (1920–2011)
9 декабря 2025 года, вторник
Место проведения конференции: Государственный институт искусствознания Москва, Козицкий переулок, дом 5
Формат проведения очно-дистанционный очно-дистанционный (на платформе Контур.Толк)
П Р О Г Р А М М А К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И
10.30
Открытие конференции
Приветственное слово
Наталии Владимировны Сиповской
директора Государственного института искусствознания, Москва
10.45–13.00
Утреннее заседание
Председатель – Евгения Вячеславовна Шидловская
Государственный институт искусствознания, Москва
Дмитрий Владимирович Трубочкин
Государственный институт искусствознания, Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Москва
Патос в искусстве драматурга и актера (античная эпоха)
Лидия Сергеевна Чаковская
Государственный институт искусствознания, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Две грани экспрессии в синагогальном искусстве Византийской Палестины
Красимира Любеновна Лукичева Государственный институт искусствознания, Москва Нарратив и экспрессия в монументальной скульптуре Верхнего Рейна XIII–XIV веков: проблемы корреляции
Елизавета Сергеевна Бастрикина
Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва Экспрессия и символы мученичества в образах Четырнадцати святых помощников в храмовых декорациях средневековой Европы
Татьяна Григорьевна Шовская
Государственный институт искусствознания, Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Москва
О цвете в готических соборах
13.00–13.30
Перерыв
13.30–16.00
Дневное заседание
Председатель – Екатерина Юрьевна Золотова
Государственный институт искусствознания, Москва
Лариса Валентиновна Кириллина
Государственный институт искусствознания, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Эволюция понятия «патетическое» в музыке Нового времени
Марина Георгиевна Пивень
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва
«Стремительно мчащийся» Меркурий. Тектоническая экспрессия в ренессансной иконографии античного божества
Екатерина Викторовна Васильева
Санкт-Петербургский государственный университет
Патетика руины и порядок городского вида в живописной программе Нового времени
Наталья Юрьевна Вавилина
Государственный институт искусствознания,
Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Москва
«Sum in medio tempestatum»: бури, грозы и ураганы на сцене барочного театра XVII–XVIII веков
Анна Руслановна Старикова
Государственный институт искусствознания, Институт филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета, Москва Страдание и страсть как основные темы немецкой драматургии XVII века
Екатерина Александровна Артамонова
Московский физико-технический институт (МФТИ), Государственный институт искусствознания, Москва Экспрессия в театре Хуана де ла Куэвы
16.00–16.30
Перерыв
16.30–19.00
Вечернее заседание
Председатель – Евгения Вячеславовна Шидловская
Государственный институт искусствознания, Москва
Татьяна Мирославовна Максимюк
Государственный институт искусствознания, Москва
Барочная чувственность в цветочных гирляндах Хуана де Арельяно
Юлия Ивановна Арутюнян
Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина
«Экспрессия» vs «театральность»: грани академической системы в искусстве XVIII–XIX веков
Людмила Валерьевна Фролова
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Женская скорбь и женский подвиг в творчестве Ангелики Кауфман: между пафосом и экспрессией
Артем Александрович Кротов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Истолкование экспрессии в философии искусства Шопенгауэра
Анастасия Юрьевна Королева
Научно-исследовательский институт теории
и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва Рождение трагедии из духа времени. «Формулы пафоса» в искусстве новой вещественности
Диана Юрьевна Сырысева
Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН), Москва
Экспрессионизм vs постэкспрессионизм.
На материале работ Франца Ро (Franz Roh)
Наталья Николаевна Саамишвили
Государственный институт искусствознания, Москва
Экспрессия в опере Джорджа Бенджамина «Написано на коже»
Регламент докладов 20 минут
Ссылка для подключения есть в рассылке от АИС или высылается по запросу
