Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: info-ais@yandex.ru,http://www.ais-art.ru

    

«Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока И Запада: диалог культур, традиция и современность». X международная научная конференция. МДА, РГГУ. 25–26 декабря.

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА

X МЕЖДУНАРОДНАЯ 
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

БИБЛЕЙСКИЕ И ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА:
ДИАЛОГ КУЛЬТУР, ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



 25-26 ДЕКАБРЯ

2025

МОСКВА


Конференция проводится в он-лайн формате в программе ZOOM

Данные для входа представляются по запросу на электронный адрес оргкомитета конференции: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.


ПРОГРАММА

 

25 ДЕКАБРЯ

10.30 - 11.00 – ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Приветственное слово ректора Московской духовной академии Епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла (Зинковского Евгения Анатольевича)

Приветственное слово декана факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, проф. Колотаева Владимира Алексеевича

Приветственное слово зам. декана факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, проф. Маркова Александра Викторовича

Приветственное слово зав. кафедрой теории и истории церковного искусства Московской Духовной Академии проф. Квливидзе Нины Валерьевны

Приветственное слово зав. кафедрой теории и истории искусства ФИИ РГГУ доц. Швец Элины Григорьевны.

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ: 11.00– 14.30

Ведут заседание Квливидзе Нина Валерьевна (Факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (ФИИ РГГУ), Москва, Московская Духовная Академия, Сергиев Посад, Россия) и Хрипкова Елена Авенировна (Факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (ФИИ РГГУ), Москва, Россия) 

Ван Ян (Vang Eang), Пекинский университет, Пекин, Китайская Народная республика, Российский государственный художественно- промышленный университет (РГХПУ) им. С. Г. Строганова, (соискатель), Москва, Россия и Орлов Игорь Иванович, кафедра дизайна и художественной обработки материалов Липецкого государственного технического университета, Липецк, Россия.

Идейно-художественные программы китайского пейзажа и синкретизм религиозно-философской школы «сюань сюэ».

Пивень Марина Георгиевна, Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, Москва, Россия; Московская духовная академия (МДА), Сергиев Посад, Россия

Христианская история в миниатюрах кодекса «Хроники Креспи» (Национальная библиотека Брейденсе, Милан). Особенности иконографической программы.

Шаповалова Елена Владимировна, Российский государственный гуманитарный университет, Учебно-научный центр изучения религий, Москва, Россия

Сюжет "Благовещение" в репрезентации герцога Рене II Лотарингского (1451- 1508 гг).

Дружинкина  Наталья Гавриловна,   Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия

Специфика композиций "Благовещения" в классическом и современном искусстве: поиск выразительности форм от традиции к инновациям и влияние кинематографа

Смаголь Оксана Сергеевна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра Всеобщей истории искусств (аспирант), Москва, Россия

Элементы христианской образности в монументальном декоре дворцовой архитектуры Кватроченто в Ферраре.

Голубева Ирина Валерьевна, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), факультет свободных искусств и наук, Санкт- Петербург, Россия

Иконографические схемы Леонардо в станковой живописи Бернардино Луини.

Смирнова Татьяна Васильевна, Севастопольский государственный университет, кафедра «Всеобщая история и мировая культура» института общественных наук и международных отношений, Севастополь, Россия

Иконизация Славы русского воинства: к 545-летию Великого Стояния на Угре -Зуйкова

Елиманов Вадим Евгеньевич, Московская духовная академия, Сергиев Посад, Россия

Метафизика света в богословско-философской мысли свт. Григория Паламы: к вопросу об изобразимости нетварного света на иконах.

Хрипкова Елена Авенировна, Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, Москва, Россия

Изображение «невидимого» в западноевропейском средневековом искусстве: к вопросу об особенностях визуального языка

ПЕРЕРЫВ 14.30 -15.00

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 15.00-19.00

Ведут заседание Квливидзе Нина Валерьевна (ФИИ РГГУ, Москва, Московская Духовная Академия, Сергиев Посад, Россия) и Хрипкова Елена Авенировна (ФИИ РГГУ, Москва, Россия)

Липатова Светлана Николаевна, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

К вопросу об источниках иконографии Salvator Mundi в русском искусстве: неизвестный памятник третьей четверти XVIII века из частного собрания

Квливидзе Нина Валерьевна, Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, Москва, Россия,  Московская  Духовная  Академия,  Сергиев  Посад,  Россия

Изображение I Вселенского собора в русской монументальной живописи позднего средневековья

Ульянова Екатерина Дмитриевна, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

Особенности иконографии цикла «Апокалипсис» в Церкви Живоначальной Троицы в Никитниках, г. Москва (1653 г.)

Родичева Ольга Алексеевна, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) (аспирант), Москва, Россия

Иконография Преподобных Восточной Церкви в программе росписи Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Семенова Александра Сергеевна, Московская духовная академия, (аспирант), Сергиев Посад, Россия

Комплекс икон пристолпных киотов Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры XVIII века

Хосина Мария Александровна, Галерея Ильи Глазунова, Москва, Россия

Новозаветные сюжеты в росписи четверика и паперти церкви Иоанна Предтечи в Толчкове: особенности трактовки западноевропейских источников.

Князева Анна Джониевна, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

«Богоматерь Споручница грешных» из коллекции ЦМИАР: особенности иконографии

Юрий Митров-Шимко, независимый исследователь, Москва, Россия

Сохранение христианского наследия на Ближнем Востоке.

Багинская Екатерина Николаевна, независимый исследователь, Монреаль, Канада

«К проблеме интерпретации росписей Мар Элиан в Хомсе (Сирия)».  

Дмитрий Александрович Федотов, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) (аспирант), Москва, Россия

«Плач Адама» в миниатюрах и тексте рукописей гомилий Иакова Коккиновафского.

19.00 – ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДОВ. ЗАВЕРШЕНИЕ ВЕЧЕРНЕГО ЗАСЕДАНИЯ

26 ДЕКАБРЯ 2025

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 11.00-14.00

Ведет заседание Квливидзе Нина Валерьевна (ФИИ РГГУ, Москва, Московская Духовная Академия, Сергиев Посад, Россия) 

Глазов Игорь Валерьевич, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия

Росписи А.А. Фоминых в храме во имя Милующей иконы Божией Матери в Санкт Петербурге как опыт культурного синтеза современной академической монументальной живописи в пространстве исторического храма

Языкова Ирина Константиновна, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), Москва, Россия

Иконописец Пимен Софронов - старообрядец мирового масштаба

Королева Анастасия Юрьевна, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ И. Глазунова), кафедра истории зарубежного искусства, Москва, Россия, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (РАХ), факультет искусствоведения, отдел зарубежного искусства, Москва, Россия

Закат Европы и Богоискание. Христианские образы в искусстве Германии межвоенного времени (на примере живописи новой вещественности)

Ракова Ольга Александровна, Московский государственный академический художественный институт (МГАХи) им. В.И. Сурикова (аспирант), Москва, Россия

Замысел как формообразующая функция художественного диалога. Визуальное исследование по материалам творчества А. Смирнова.

До Егито Тинатин, международная киношкола № 40, Москва, Россия

Религиозные мотивы в незавершенном фильме Сергея Эйзенштейна ‘Бежин луг’

Зуйкова Татьяна Владимировна, АИС, дом-музей "Крестьянская изба", д. Хахалы, Нижегородская область, Россия

Мозаики Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря как памятник современного религиозного искусства.

Плиева Маргарита Георгиевна, АИС, Цхинвал, республика Южная Осетия

Библейские сюжеты в поэзии и живописи К. Л. Хетагурова в ракурсе философии Канта

Малик Юрий Сергеевич, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Воронеж, Россия

К вопросу о трансформации и репрезентации христианских тем на опыте кураторства выставки "Образ Иисуса Христа в живописи и графике" в ВОХМ им. И.Н. Крамского

13.30 - 14.00 ПЕРЕРЫВ

ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 14.00-16. 00

Ведет заседание Пивень Марина Георгиевна (ФИИ РГГУ, Москва, Россия, Московская Духовная Академия, Сергиев Посад, Россия) 

Сычева Юлия Андреевна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра Всеобщей истории искусств, Москва, Россия

Прообразовательное значение истории пророка Елисея в западноевропейском искусстве XII века.

Рогов Михаил Анатольевич, Центр иконографических и визуальных исследований (CIVIS) Фонда "Новое искусствознание", Санкт- Петербург, Государственный университет "Дубна" Дубна, Россия

Агнец-Лев в "Книге чудес" Давида Йориса

Кириллова Анастасия Александровна, независимый исследователь, Москва, Россия

Образ пророка Ионы в монументальной живописи Альбертуса Пиктора (церкви Härkeberga и Täby)

Бастрикина Елизавета Сергеевна, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва, Россия

Символы и атрибуты мученичества Четырнадцати святых помощников в средневековых храмовых декорациях Германии и Австрии

Матвеева Елена Вячеславовна, независимый исследователь, Москва, Россия

Живописное распятие Сан-Розано: особенности использования в качестве реликвария и литургический аспект

Яковлева Екатерина Владимировна, Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, (соискатель), Москва, Россия

Typus-Casa Horne: связь с восточно-христианскими образами и репрезентация теологического нарратива в работах итальянских художников XII–XVI веков

ПЕРЕРЫВ 16.00-16.30

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 16.30- 19.00

Ведут заседание Квливидзе Нина Валерьевна (Факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (ФИИ РГГУ), Москва, Московская Духовная Академия, Сергиев Посад, Россия) и Хрипкова Елена Авенировна (Факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (ФИИ РГГУ), Москва, Россия) 

Головинская Мария Олеговна, Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, (магистрант), Москва, Россия

Репрезентация образа единорога в библейских сюжетах в западноевропейском искусстве XV-XVII вв.

Ярных Вера Серафимовна, Российский государственный художественно-промышленный университет (РГХПУ) им. С. Г. Строганова, Москва, Россия

Сен-Северский беатус и его заказчик: иллюстративная программа рукописи через призму литературной продукции скриптория при аббате Грегуаре де Монтанере.

Суслова Раиса Анваровна, Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), Казанский государственный институт культуры (КазГИК), Казань, Россия

Монограмма "Хи"- "Ро" в Келлском Евангелии: геометрия композиции.

Емелина Юлия Игоревна, независимый исследователь, Москва, Россия

Прославление евхаристии: особенности программы ретабло и фронталя Corpus Chricti из монастыря Вальбона-де-лес-Монхес (XIV век, Каталония)

Сим Надежда Михайловна, независимый исследователь, Москва, Россия

Иконография аллегорических символов капеллы-пантеона Сан Сальвадор в Убеде (Андалусия)

Казак Ольга Борисовна, независимый исследователь, Москва, Россия

К вопросу об особенностях иконографии художников периода коптского возрождения XVIII в. Ибрагима аль Насиха и Юханны аль Армани»

Башмакова Александра Ивановна, независимый исследователь, Москва, Россия

Развитие иконографии «Кающийся св. Иероним» в итальянском искусстве XV в.

Григорьев Денис Викторович, независимый исследователь, Москва, Россия

Проблема цифровой реконструкции утраченных печатных форм религиозной графики XVII–XIX вв.: от оттиска к матрице.

19.00 – ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДОВ. ЗАВЕРШЕНИЕ ВЕЧЕРНЕГО ЗАСЕДАНИЯ