Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

5-я Новосибирская биеннале графики.

Работа с выставки

Время куратора

Первая Новосибирская международная биеннале современной графики была проведена восемь летназад, в1999году. СтехпорвНовосибирском художественном музее при постоянной поддержке областной администрации ведется работа поподготовке ипроведению графических биеннале. Работаэта, кропотливая иупорная, обычно невидна широкой публике. Норазвдвагода (какправило, этопроисходит осенью) онавыплескивается ввыставочных залах ярчайшим праздником встречи ссовременным искусством графики, створчеством художников изсамых разных стран мира, сграфическими работами, различными посодержанию иобразности, посвоим техническим решениям. «Выставка произведений живописи, скульптуры, графики, ит. п., проводимая развдвагода», именно такобъясняют наши словари слово биеннале.

Куратором первых трех графических биеннале вНовосибирскебыл, какизвестно, Владимир Назанский. Двагода назад четвертой посчету биеннале руководили дваравноправных куратора Владимир Назанский иАндрей Мартынов. Ивотнынешнюю, юбилейную пятую биеннале единолично повел вплаванье Андрей Мартынов.

Однако, каквсякий живой иразвивающийся выставочный проект, биеннале, такилииначе, должна эволюционировать. Чтоженового было привнесено вбиеннальскую жизнь именно вэтот раз? Самым существенным отличием представляетсято, чтоАндрей Мартынов сделал основной акцент накураторских проектах, ихнабиеннале показано шестнадцать. «Намойвзгляд, считает Мартынов, онинамного содержательнее иинтереснее открытого конкурса. Покрайней мере, нанынешней биеннале».

Действительно, мировая практика показывает, чтопривлечение профессиональных кураторов приорганизации крупных выставок всегда оправдывает себя.

Специальными дипломами биеннале были отмечены трикураторских проекта. Первый изних, представляющий Графическую студию Дахлихт, привез обаятельнейший голландец Берт Лураккер. «Ягоржусь уровнем художников, работающих внашей студии, сказал намБерт, наша студия существует уже25лет, изаэтовремя стала одной изсамых авторитетных встране. Яуверен, чтоработы всех десяти художников участников проекта дают достаточно полное представление осостоянии графики всегодняшней Голландии».

ИзСШАнаша бывшая соотечественница Юлия Тихонова привезла проект «Лицом клицу: Политический портрет всовременном американском искусстве». Помнению участников проекта, американские средства массовой информации, служа интересам политической элиты, тщательно контролируют процесс создания имиджа политиков. Стараясь по-своему противостоять такому идеологическому прессингу, художники видоизменяют портреты, средствами острой иедкой иронии пытаются критиковать ипризывать кответу политические структуры. «Показывая этипортреты, рассказывает Юлия, мыподталкиваем зрителя ктому, чтобы онопределил свое отношение ксегодняшним политикам исделал такие заключения, которые вдругом случае просто непришлибывголову. Нашпроект побуждает переосмыслить ходистории, который былпродиктован небольшой горсткой людей, ипредпринять активные действия, чтобы обеспечить более свободную исправедливую жизнь».

Третьим дипломом была отмечена российско-американская мастерская «Ручные принты», вначале 90-хгодов прошлого века ставшая единственной всвоем роде лабораторией сотрудничества художников двух стран. Оказавшись тогда наперекрестке идей, онабыла открыта какбывшим диссидентам, такиортодоксальным советским художникам. Наличие таланта, анеидеология вотчторешало, ктобудет работать встудии. Изроссийских художников, продолжающих сотрудничать состудией, набиеннале представлены Леонид Тишков, Игорь Макаревич иАлександра Джикия. «Ихработы помогают по-новому взглянуть навозможности исаму природу искусства печатной графики», уверен куратор проекта Деннис О’Нил.

Вэтом году впервые тринадцать новосибирских графиков объединились вотдельный проект. Произошло этовомногом благодаря усилиям куратора Михаила Паршикова. Навсех предыдущих биеннале такого отдельного новосибирского проекта небыло, иэтоказалось, мягко говоря, странно инелогично. «Абстрактное творчество вообще свойственно Новосибирску», размышляет Михаил. Этои «весь этот джаз« неформальных музыкальных мероприятий, икрупнейший научный центр, гдекультивируется научное абстрактное мышление, исамгород, развивающийся импровизационно, досихпорнеимея четкой ивнятной градостроительной стратегии».

Инадо сказать, что, несмотря нанесчастливое количество участников, выступили «наши» очень иочень успешно: Тамара Грицюк заняла третье место вноминации «уникальная графика», аВладимир Мартынов первое место вразделе графики цифровой.

Какие ещепроекты собраны вэкспозиции биеннале? Этоичуточку «хулиганский» проект ещеодной нашей бывшей соотечественницы, аныне жительницы Австрии, Кати Обермаир «Операция «Морс». И «экспериментальная фламандская» графика изБельгии. Добротные скандинавский иканадский проекты, демонстрирующие высочайшую графическую культуру. Врамках скандинавского проекта вгалерее «Старый город» прошла персональная выставка выдающегося финского художника, живого классика, ЮхоКарьялайнена.

Тривосточных проекта: Китай, Корея иТайвань. Проект изГермании, представляющий фигуративное искусство доминирующее сейчас направление вэтой стране. Кслову сказать, делегация изГермании оказалась самой представительной набиеннале семь немецких художниц высадились десантом вдень открытия биеннале исвоей очень открытой иживой манерой общения согрели гостей втотхолодный идождливый вечер. Удивительно мощный проект изИзраиля. Егонеобходимо отметить особо, как, безусловно, важное изнаковое событие вкультурном сотрудничестве России иИзраиля. Небольшой пообъему, ноисключительно красивый изапоминающийся «каллиграфический» проект излитовской Клайпеды.

Россию, кроме новосибирцев, представляет ещеибашкирский проект, представленный неутомимым Василем Ханнановым, руководителем уфимского творческого объединения «Чингисхан«. Чингисхановцы впервые показали себя новосибирцам годназад нафестивале «Арт-Новосибирск», затем последовала ихвыставка «Культурная революция« вхудожественном музее иперсональная выставка «Ню-стальгия» самого Василя в «Старом городе». Уфимские графики полюбили нашгород, иновосибирский зритель отвечает имвзаимной симпатией, интересом кихтворчеству иожиданием новых встреч.

И, наконец, ещеодин американский проект, куратор которого Линн Аллен отмечает, чтоизобразительное искусство иособенно графика, каксамый демократичный еговид, является послом между культурами, средством общения между людьми, средством, преодолевающим множественные барьеры, такие, какязык истереотипы.

Невозможно снейнесогласиться. Очень хочется, чтобы завремя работы биеннале (апоказ работ продолжится доначала ноября) выставочные залы Новосибирского художественного музея посетило какможно больше новосибирцев игостей нашего города. Чтобы каждый зритель нашел вработах биеннале что-то созвучное своей памяти исвоим мыслям, нашел что-то близкое, понятное ирадостное длясебя.

Сергей ТИХАНОВ,
с.н.с. отдела современного искусства Новосибирского государственного художественного музея

Газета "Вечерний Новосибирск", 26 октября 2007 г.