Сектор Классического искусство Запада
Научная конференция
XII ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Е.И. РОТЕНБЕРГА (1920 – 2011)
"Экспрессия и патетика в искусстве
от древности до наших дней"
9 декабря 2025 года, вторник
Экспрессия и патетика — два вектора и две категории художественного языка в истории западноевропейского искусства, определяющие способы передачи интенсивного эмоционального переживания, духовного порыва и драматического конфликта. На протяжении всей истории искусства они служили мощнейшими средствами выражения человеческих страстей, духовных исканий и реакции художников, композиторов, режиссеров на вызовы времени, формируя эмоциональный строй произведений, определяя их воздействие на зрителя, слушателя, читателя.
Конференция ставит своей целью рассмотреть диалектическое соотношение этих категорий, генезис и трансформацию экспрессивного и патетического начал в западноевропейской культуре в широком историческом диапазоне ‒ от их истоков в античной трагедии до радикальных трансформаций в искусстве модернизма и актуальных художественных практик XXI века. В фокусе внимания ‒ специфика экспрессивных и патетических форм в изобразительном искусстве, музыке, театре, их связь с философскими и религиозными концепциями своей эпохи, а также их эволюция в контексте сменяющих друг друга стилей и направлений.
Ключевые темы для обсуждения:
- Pathos в древнегреческой трагедии
- Экспрессия страдания и экстаза в позднеантичном искусстве (фриз Галикарнасского Мавзолея, Пергамский алтарь, саркофаги)
- Патетика духовного подвига в византийской и готической иконографии
- Expressio в искусстве Средних веков и Ренессанса
- Экспрессия в религиозной музыке Средневековья и Ренессанса (гимны, плачи)
- Теоретическое осмысление категорий экспрессии и патетики в эстетике Барокко, Романтизма и Новейшего времени
- Эстетика возвышенного (Бёрк, Кант) и ее связь с категорией патетического
- Экспрессия света и тени как носитель эмоции у Караваджо и Рембрандта
- Патетика идеала и трагический пафос в живописи французского классицизма (Пуссен) и романтизма (Жерико, Делакруа)
- Пафос исторической картины XIX века и его кризис
- Экспрессия формы и цвета в живописи (от Эль Греко до Ван Гога и Фрэнсиса Бэкона)
- Патетика тоталитарного искусства: неоклассицизм vs революционный авангард
- Патетика монументального искусства и пропагандистских образов
- Экспрессия как стилеобразующий фактор (Эллинизм, Маньеризм, Барокко, Романтизм, Экспрессионизм)
- Теория аффектов в барочной музыке (Монтеверди, Бах) и ее связь с риторикой
- Психологизм и эмоциональная напряженность в оперном и драматическом театре
- Экспрессионизм: от живописного жеста (Ван Гог, Мунк) к диссонансу в музыке (Шёнберг) и театру крика (Ведекинд, ранний Брехт)
- «Театр жестокости» (Антонен Арто) и его наследие
- От «пафоса» Аби Варбурга к «аффекту» в современных теориях (Делез, Массуби).
- От пафоса к иронии: деконструкция возвышенного в поп-арте и постмодернизме
- Экспрессия тела в перформансе и contemporary dance: новый язык патетики
Темы докладов на конференции не ограничиваются вышеуказанной проблематикой, касающейся изобразительного искусства, музыки и театра, философии и могут включать другие культурологические междисциплинарные вопросы.
Регламент докладов ‒ до 20 минут.
Конференция пройдет в очно-заочном формате
Заявки принимаются до 25 ноября 2025 года
В заявке просьба указать – ФИО, место работы/учебы (для аспирантов), контактный телефон, тему и коротко осветить основную проблематику выступления.
Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок.
Оплата командировочных расходов за счет направляющей стороны.
Электронный адрес для заявок –
Координатор конференции ‒ Евгения Вячеславовна Шидловская, старший научный сотрудник сектора Классического искусства Запада ГИИ Тел. +7 916 168–3329