Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Содержание материала

Анна Флорковская

Я - в первый раз в Италии! Предвкушения и ожидания чего-то необычного. Всё так и случилось: действительность превзошла все ожидания. Впечатлений так много, что и через две недели они окончательно не улеглись.

Две недели поездок по городам и на каждом шагу - произведения искусства, но только не в рутинном музейном (да простят мне это уважаемые сотрудники музеев) смысле. До сих пор так и не могу сама себе объяснить известную со студенческой скамьи, а может и раньше, аксиому - «в Италии искусство неразрывно связано с жизнью», да, это так. Но каким образом, в чем тут загадка, как действует этот тонкий механизм, позволяющий и жизни и искусству остаться на «равных» живым, подвижным, актуальным, и сохранить ласкающую искусствоведа «патину времени»? Нет, этого я так и не поняла до конца, себе не уяснила. Придется ехать снова в Италию!

С АИСом, конечно. Программа была составлена замечательно, большое спасибо всем, кто этим занимался.

Особенно впечатление произвела Мантуя. Своей цельностью, общей атмосферой. И город, и музеи, и озеро возле города, и дивный Палаццо дель Те, где меня так напугала автоматическая сирена, включающаяся при фотовспышке (совершенно случайно, между прочим эта вспышка «вылезла» никакой нужды в ней в тот момент не было). Хотелось бы в Мантую еще раз вернуться. А поездка на виллы? С яростным спором по поводу театра «Олимпико»?

В последний день в Падуе - капелла Скровеньи… Как мощный аккорд, как coda всего путешествия. Чудесный дворик перед музеем, прекрасный парк чуть дальше.

Вообще, впечатление от поездки, буквально каждого дня - потрясающего разнообразия, насыщенности, какой-то «сферичности» впечатлений. Знаете, как это бывает? Между впечатлениями и восхищениями - привычная «пауза», «перебежка» по местам и ситуациям, менее приятным. А здесь словно попала в «сферу», в которой всё, буквально всё радует и восхищает - и росписи, и архитектура, и домашнее мороженное, и венецианское стекло, и вино за обедом, и античная Арена, умопомрачительно розовая, и мягкая панорама гор. А изысканность общества, высокопрофессонального и крайне доброжелательного?

Уже собираюсь в следующую поездку - снова хочется в Италию.

Борис Шумяцкий
Седьмая Италия

Всю жизнь Италия для меня была несбыточной мечтой, сказкой, никак не переводимой в реальное пространство, явлением, не включающимся в мой даже виртуальный мир настолько, что я не мог читать «Прогулки по Риму» любимого Стендаля, «Образы Италии» Муратова. За их восторженными словами у меня зияла пустота, я был слеп и не воспринимал их русский язык, как какой-то мне не ведомый.

Я точно знал, что из страны Советов я не поеду никогда и никуда. Они меня не пустят. По наследству от расстреляного Деда и недопытанного до смерти отца, мне досталась знаменитая 58 статья, с которой толком и учиться было нельзя, не то, что куда-то ездить. С ней я прожил до декабря 2004 года, когда её милостиво сняли. Правда тогда она уже впрямую не работала. Ведь Совдепия прекратилась полжизни поколения назад.

Получалось так, что Италия сама прикоснулась ко мне в моей вынужденной профессии инженера-механика, станкостроителя. Это было ещё на заре моего увлечения изобразительным искусством, когда я только только начал писать о нём в многотиражной газете института, где я тогда работал. Я посетил выставку «Станки Италии», где фирма «Оливетти» раздавала разные альбомы по изобразительному искусству, серии «I matstri del colore», издаваемых, по-видимому, одним из её отделений. Мне достался болонец Моранди, художник, о котором я до этого и не слышал, а теперь один из моих любимых мастеров живописи ХХ века.

Уже во время агонии Совдепии мне посчастливилось расстаться с моими металлорежущими станками и, вступив в Союз художников, получить работу в только что созданной Ассоциации искусствоведов (АИС). Оказалось, что в сфере искусствоведческой деятельности можно осуществлять любые проекты, совпадающие с уставными задачами АИС. Так, среди проектов разной направленности, начались работы по организации поездок в Италию, необходимых искусствоведам, чтобы вживую увидеть шедевры, которые они видели лишь в не очень качественных репродукциях.

Моя первая Италия возникла в ноябре 1995 года, когда выдающийся искусствовед Анатолий Михайлович Кантор согласился взять меня с собой в автобусную поездку по Италии: Москва – Неаполь –Москва. Турфирма, у которой оставались свободные места, также согласилась дать мне путёвку, если я принесу через день все документы и деньги. Я успел и поехал автобусом от Новодевичьего московского монастыря на автобусе «Neoplan» на разведку вокруг Неаполя с Помпеями и музеем «Каподимонте» по стандартному маршруту «Классическая Италия». Туда и обратно - 4 ночи в автобусе, но зато: музеи Будапешта, Любляны и Кракова. Венеция. По два дня в Риме и Неаполе. Это ли не счастье? И такое было доступно.

Наша с Кантором разведка подтвердила возможность реализации таких проектов. АИС напрямую договорился с автобусной фирмой «Райхерт», которая возила нас по Италии, о реализации своих программ. Это стоило много дешевле, чем у городских турагентств и нам можно было формировать маршрут, необходимый нам.

Итак, с1996 года начались поездки людей искусства в Италию по маршрутам, специально разрабатываемым для этого Ассоциацией искусствоведов.

А то, что таких поездок было не больше,- результат дефолта 98 года и моей болезни в 2000 году. Мы вернулись к итальянским проектам АИС в 2003 году, начав с поездки в Венецию на Биенале современного искусства. Начиная с этого года, мы организуем регулярно профессиональные поездки в различные художественные центры Италии: Рим (2004), Флоренция (2005), Сицилия (2006) и Болонья и Падуя ( 2007). После Венеции мы поняли, что поездки в автобусе из Москвы не дают больших преимуществ по затратам и очень обременительны своей дискомфортностью и потерей времени. Мы решили летать самолётами и пользоваться автобусами, только когда это невозможно исключить. Так было в Сицилии. Как невозможно исключить автобусный трансфер от аэропорта до гостиницы, так было невозможно посмотреть искусство, разбросанное по Сицилии, живя в одном городе. Ведь оно рассредоточено на западном и восточном берегах этого большого острова. Поэтому, мы жили в Палермо на западном берегу острова и Джардини-Наксос рядом с Таорминой на восточном. Практически каждый день мы ездили в другие города к чудным памятникам Великой Греции, Византии, европейского средневековья, барокко и всего остального.

В моей 7-й Италии мы решили сократить пребывание в автобусе: останавливаясь в гостиницах на неделю в каждом городе, мы предусмотрели только по два выезда прикреплённого к группе автобуса. Однако фирма, сэкономив на перелёте, добавила нам безвозмездно по экскурсии в каждом городе. Так, из Болоньи мы побывали в Равенне и Парме по нашей программе и в Ферраре с выставкой Козимо Тура и Франческо Коса в подарок от нашего партнёра фирмы «Данко», а из Падуи ездили в Милан и Верону по нашей программе и в Виченцу по виллам Палладио от «Данко». И все, кто хотел, на электричке за полчаса и 2,9 евро ездили в Венецию.

Кажется, что моей 7-й Италией все 50 моих спутников и я в том числе, были довольны.

Но больше всего меня поразили Болонья, где я оказался впервые и Падуя с капеллой Скровеньи и Сантой, комплексом, в который я не сумел вчувствоваться в свои прошлые посещения этого милого города.

О Болонье я знал, что это крупный промышленный и выставочный центр. Что из-за бесконечных выставок туда и попасть невозможно. Да мы её и не планировали. Нашей первой базой должна была быть Верона. Но поистине, нашей поездке помогали Высшие силы. В Вероне для нашей большой группы не нашлось гостиницы, а в Болонья с 6 по 13 октября была свободна от выставок. Её нам и предложила фирма «Данко», а мы, слава Богу, не отказались.

Самое большое впечатление моё в этой поездке – первый день в Болонье.

7октября, воскресение, день святого Петрония, покровителя города. В этот день-подарок мы получили столько неповторимо прекрасных образов, видений, знаков, что, несмотря на показанные нам потом Венецию, Верону, Милан, Феррару и ещё многое другое, он оказался самым ярким, самым незабываемым днём этой поездки.

День сложился так насыщено и разнообразно, навалился столькими впечатлениями из разных областей пространства человеческого постижения, что стал как бы равным всему воспринятому за время остальной поездки. После осмотра храма Святого Петрония, в этот день именинника, после посещения Пинакотеки коммунале и музея великого Моранди, под безоблачным небом, перед комплексом романских храмов и чудесных жилых домов на улице Святого Стефана, мы сели обедать. Запивая какие-то вкусности чудесным вином, мы с моими дорогими спутницами – женой и дочерью - чувствовали себя свободными, просветлёнными и спокойными. Под тихим светом осеннего солнца, и от беззвучно звучавшей музыки такого покоя и ясности, такого предвкушения красоты и подлинности осенённого Богом человеческого деяния, уже в середине дня, время казалась нескончаемым и насыщенным настолько, что больше уже и ничего не надо. А впереди нас ждало чудо болонской Пинакотеки с шедеврами Джотто, Тинторетто, Тициана, Эль Греко такой бесспорной подлинности, что уже предвкушение радости встречи с ними умиротворяло и освобождало от всего тёмного, что накопилось за нашу российскую зиму. А потом, ближе к вечеру - человеческое море и чудные песнопения людей, вышедших почтить патрона своего города в день его памяти.

Мы были с ними, мы были ими. А это невозможно забыть.

Фотоматериал

Азеро     Венеция     Верона     Виллы Палладио     Виченца     Мантуя      Модена   Озеро Гарда    Падуя   Парма    Равенна     Римини     Феррара