Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Содержание материала

 

На портрете изображена немолодая женщина с правильными чертами лица и плотно сжатыми губами. Волосы ее по моде того времени расчесаны на прямой пробор, отведены назад и заколоты гребнем. Радужные оболочки глаз Тенерани, также как и Маркези, не прорисовывает, оставляя «слепыми». Плечи поверх простого овального выреза платья покрыты шалью, складки которой создают переход к основанию. Характер модели сформулирован и выражен здесь со свойственной работам Тенерани отчетливостью: мы видим сильного человека с властным, и одновременно несколько усталым взглядом. По сравнению с «Портретом Александра Николаевича» женский портрет работы Тенерани воспринимается более органично и естественно. Во многом благодаря большей обобщенности в трактовке деталей одежды и прически отчетливо выраженный характер модели в данном случае не нарушает согласия с идеально трактованным телом.

Бытование портрета в России естественно позволило предположить, что на нем изображена русская заказчица. В списке работ П. Тенерани, приводимом О. Раджи среди женских портретов, датированных 1863 годом и не идентифицированных до настоящего времени наше внимание привлекли портреты графини О.И. Орловой-Давыдовой и некоей Устиновой (фамилия дана без инициалов)[16].

Согласно записи в акте передачи, ранее портрет находился в подмосковном имении графов Орловых-Давыдовых «Отрада». Это указание могло бы сразу поставить точку в изучении рассматриваемой работы. Однако, поскольку документы первых послереволюционных и послевоенных лет нередко содержат ошибки, а мы не имели возможности сопоставить мраморный портрет с гипсовыми слепками с указанных работ 1863 года, хранящихся в Гипсотеке Тенерани в Риме, необходимо было проверить обе версии.

Найти портреты женщин из семьи Устиновых нам не удалось. Но в воспоминаниях Питера Устинова, известного английского актера и драматурга, есть очень краткое упоминание о первой жене его деда, Платона Григорьевича (1840–1897?) – Марии Мецлер, с которой они поженились около 1858 года и некоторое время после этого жили в Италии[17]. Это значит, что Мария Устинова не может быть изображена на рассматриваемом портрете, так как в 1863 году ей было около 25 лет, в то время как женщине на мраморном бюсте явно более 40.

Что касается живописных портретов графини О.И. Орловой-Давыдовой, то один из них, работы английской художницы К. Робертсон есть в собрании Радищевского музея[18]. Однако использовать его для определения имени женщины, изображенной на мраморном бюсте достаточно сложно. Между двумя портретами, живописным и скульптурным, большая разница во времени – около 20 лет.

Определить имя женщины, представленной на портрете работы Тенерани помогли статьи Т.Ф. Алексушиной (Самара, Муниципальный музей «Детская картинная галерея»)[19] и помощь Н.А. Перевезенцевой (Москва, ГИМ), которая предоставила для работы копию фотографии Ольги Ивановны 1870-х годов и фотографию с ее портрета, выполненного также в 70-х годах XIX века художником Н.И. Тюриным[20]. Их сопоставление с мраморным бюстом не оставило сомнений в том, что на портрете работы Тенерани изображена именно графиня Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. Мы видим те же самые черты лица, характерный тяжелый подбородок с ямочкой, и прическу с разделенными на прямой пробор волосами. Характерно, что Тенерани, сохраняя некоторую степень обобщенности, почти не идеализирует облик своей модели.

Когда работа была уже завершена, мы получили еще одно подтверждение правильности нашей версии: С.О. Андросов, сопоставив фотографию с мраморного бюста из собрания Радищевского музея с гипсовым слепком с портрета Орловой-Давыдовой, хранящимся в Риме, в Гипсотеке Тенерани, подтвердил их идентичность.

Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (1814–1876), урожденная княжна Барятинская, была дочерью князя Ивана Ивановича Барятинского, одного из самых влиятельных и богатых людей России – тайного советника, камергера, церемониймейстера двора Павла I, служившего также по дипломатической части при посольстве в Лондоне. В 1832 году она вышла замуж за Владимира Петровича Давыдова (1809–1882), внука по материнской линии графа Владимира Григорьевича Орлова (1743–1831), младшего из пяти знаменитых братьев Орловых. В 1863 году, когда Орловы-Давыдовы жили в Италии, Пьетро Тенерани – одному из самых модных и популярных скульпторов, и был заказан портрет Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой.

Судьба  этих  двух  работ  характерна  для  большинства  подобных произведений  XIX века.  Заказанные  наиболее известным и популярным скульпторам своего времени, до поступления в музей они находились в составе частных коллекций, где ценились не только как произведение знаменитого мастера, но и как память о близком, родном человеке. Будучи вырванными из привычного окружения революционными потрясениями подобные произведения, как правило, утрачивали большую часть документальных и изустных сведений о своем прошлом, своей истории; а попав в коллекции музеев, они нередко оказывались в забвении. Прежде всего, это было обусловлено отрицательным отношением советского искусствознания к академическому, «салонному» искусству. С другой стороны, сказывалось и вполне понятное предпочтение произведениям более отдаленных эпох. Тем не менее, представленные работы обогащают историю итальянской портретной скульптуры первой половины XIX века новыми подробностями, сюжетами, давая тем самым возможность более глубокого ее изучения.

              В заключении, хочу выразить глубокую признательность всем, кто оказал помощь в работе над темой:
 С.О. Андросову  (Государственный Эрмитаж,  Санкт-Петербург), Н.А.  Перевезенцевой  (Государственный исторический музей, Москва), Т.Ф. Алексушиной (Муниципальный музей «Детская картинная галерея», Самара).


[1] Thieme U., Becker F. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler. Leipzig. 1938. XXIV. S. 64; Panzetta A. Dizionario degli scultori italiani dell'Jttocento e del primo novecento. Vol. 1. Njrino, 1994, pp. 176-177.

[2] Karčëva Elena. Il viaggio in Europa del granduca Aleksandr Nicolaevič e gli aquisti di scultura contemporanea. – //Sotto il cielo Roma, Siena, 2000. P. 81-82, 144.

[3] Мрамор, выс. 94. Инв.СК–63. Слева на постаменте подпись и дата: «C.P. MARCHESI F. IN MILANO. 1839». Впереди на постаменте надпись: «SUA ALTEZZA INPEREALE... IL CESAREVITCH GRAN DUCA EREDITARIO DI TUTTE LE RUSSIE... ALESSANDRO NICOLAEVITCH». Поступил в 1919 году из собрания С.А. Юрьевича.

[4] Мрамор, выс. 80. Инв. № Н ск. 988. На постаменте подпись и дата: «C.P. MARCHESI F. MILANO. 1839». Приобретен в ателье скульптора в Милане. Находился в Зимнем дворце.

[5] Жуковский В.А. Сочинения. СПб, 1878. Письма к императрице Александре Федоровне. Венеция 21 ноября (3 декабря) 1838 года. С. 332-334; Карлсруе, 12 (24) марта 1839 года. С.335; Эймс, 26 июля (7 августа) 1838 года. С. 324; Карлсруе, 12 (24)  марта 1839 года. С. 334-336.

[6] Маркиз Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990. С.31-32.

[7] ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМЪ ВЫСОЧЕСТВОМЪ… ГОСУДАРЕМЪ НАСЛЪЕДНИКОМЪ ЦЕСАРЕВИЧЕМЪ… ВЕЛИКИМЪ КНЯЗЕМЪ… АЛЕККСАНДРОМЪ НИКОЛАЕВИЧЕМЪ… ПОДАРЕНЪ… ГЕНЕРАЛЪ-МАIОРУ… СЕМЕНУ АЛЕКСЪЕВИЧУ ЮРЬЕВИЧУ… 31-ГО ДЕКАБРЯ 1841.

[8] П.Ф. Чатуров. Счастливый страдалец. О дворянском роде Юрьевичей. Саратов, 2000. С. 10-11.

[9] Савельева Е.К. Коллекции Юрьевичей и Васильчиковых. К истории создания и бытования. Дворянские усадьбы Саратовской губернии. Материалы вторых Боголюбовских чтений 29–31 марта 1995 года. Саратов, 1998. С. 30.

[10] Elena di Majo. L'“Ercole e Lica» e la dodici divinta dell'jlimpo. – Antonio Canova e il suo ambiente artistico fra Venezia, Roma e Parigi. Istituto veneto di science, lettere ed arti. Venezia, 2000, pp. 309-310.

[11] Thieme U., Becker F. Allgemeines Lexikon… XXXII. S. 524-525; Panzetta A. Dizionario degli scultori italiani…, p. 265.

[12] Е. Карчева. Николай I – коллекционер современной скульптуры. // Мир музея. 2 (180) март-апрель 2001. С. 25–26.

[13] Любке В. История пластики с древнейших времен до нашего времени. М., 1870. С. 640.

[14] Мрамор, выс. 69,5. Инв. № СК–153. На постаменте подпись и дата «PRO TENERANI F. 1863». Поступил в 1929 году из ГМФ, ранее – имение графов Орловых-Давыдовых «Отрада» Подольского уезда Московской губернии.

[15] Н. Косарева. Вновь определенные портреты работы скульптора Тенерани. Сообщения Государственного Эрмитажа. LVII. СПб., 1997. С. 22–28.

[16] Raggi O. Opere di sculture di Pietro Tenerani, raccolte nella galleria del palazzo Tenerani in via Nazionale. Roma, 1875, pp. 22-23.

[17] Устинов П. О себе любимом… М., 2000. С.48.

[18] Робертсон К. (1796–1854). Портрет графини О.И. Орловой-Давыдовой (урожденной княжны Барятинской, 1814–1876). Холст, масло, 142х115, Ж-444. Поступил в 1926 году из Государственного музейного фонда, ранее – ГТГ.

[19] Алексушина Т.Ф. Портреты из Усолья. «Усольская» коллекция графов Орловых-Давыдовых. //Мир музея, сентябрь-октябрь, 1999, с. 25–28; Она же. Фамильная галерея Барятинских. //Мир музея, ноябрь-декабрь, 2000, с. 14–16.

[20] О.И. Орлова-Давыдова (урожденная княжна Барятинская, 1814–1876). Фотография 1870-х годов. Ателье Бергамаско, С.-Петербург. 95171, ИVI–18667, пак №2, ГИМ; Тюрин Н.И. Портрет О.И. Орловой-Давыдовой (урожденной княжны Барятинской, 1814–1876). 1870-е годы. Холст, масло, 80х65, инв. 55349 ИI-949, ГИМ.