Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Министерство культуры Омской области

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Искусство Империи Наполеона

С 14 августа по 14 октября 2009 г.

по адресу: ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)

 

15 августа 2009 г. исполняется 240 лет со дня рождения Наполеона Бонапарта. По словам императора, вся его жизнь была захватывающим романом, на страницах которого вершились судьбы Европы.

К этой дате Омским музеем изобразительных искусств имени М. А. Врубеля подготовлена выставка «Искусство Империи Наполеона». На ней представлены уникальные произведения декоративно-прикладного искусства (фарфор, бронза, мебель), выполненные в стиле ампир и некогда украшавшие интерьеры дворцов российских самодержцев, графические листы со сценами наполеоновских сражений, живописные работы, отражающие быт и нравы эпохи, книжные издания второй половины XVIII - первой четверти XIX в.

С начала XIX века Европа поделилась на два лагеря: для одной части Наполеон стал кумиром, для другой – воплощением зла. Равнодушных не было. Действительно, человек ниоткуда, ставший императором, завоевавший почти всю Европу и проигравший все, притягивал к себе и одновременно отталкивал.
Романтика успешных походов и победных сражений заставляла современников искать сравнения с историей. Аналогия нашлась в Древнем Риме, и в моду вошло все, что было связано с империей: Римской и Французской. Батальная символика присутствовала везде: мечи и копья на щитах украшали интерьеры; воздушные простые, но нескромные платья – красавиц; латинский язык – мыслителей… И, конечно, самым частым украшением были портреты самого Наполеона.

Даже после ссылки бывшего императора Франции на остров Святой Елены «наполеономания» не уменьшилась. Выпускались почтовые марки, открытки и панно с портретами, столовые и чайные сервизы, украшенные его изображением, и даже кондитерские изделия. Всем известный сегодня торт «Наполеон» изначально делался в форме треуголки.

Куратор выставки Буреева Фарида Шариповна

Тел. 24-15-64.


 

Искусство Империи Наполеона

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство

Поводом к организации этого выставочного проекта послужило 240-летие со дня рождения Наполеона Бонапарта (1769 – 1821), которое отмечается 15 августа 2009 года.

Во время ссылки на острове Святой Елены он вспоминал события своей жизни и сравнивал ее с увлекательным романом, на страницах которого решались судьбы Европы. Карьера этого человека была головокружительной: нищий выходец с Корсики, Наполеон в двадцать четыре года стал генералом, в тридцать лет – повелителем Франции и в сорок – властелином Европы. Знаток истории и философии, литератор, талантливый полководец, Бонапарт вот уже на протяжении более чем двух веков никого не оставляет равнодушным. Оценки этой личности полярно противоположные: от восхваляющих до низвергающих. Масштаб этой личности всеохватывающий и позволяет говорить о его влиянии на разные сферы человеческого бытия: от нравственных идеалов эпохи до утилитарных мелочей.

На выставке представлены произведения, главным образом, из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, а также из фондов Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина и частных коллекций. Экспозиция включает два раздела. Первый на основе графических произведений и книжных изданий позволяет осветить некоторые сюжеты из жизни Наполеона и истории Франции 1790-х–1810-х годов, связанных, прежде всего, с военными событиям. Гравюры принадлежат к лучшим образцам репродукционного творчества французских мастеров первой половины XIX столетия. Созданные по оригиналам известных живописцев и рисовальщиков наполеоновской эпохи – Антуана Жана Гро (1771–1835), Ораса Верне (1789–1863), Франсуа Гране (1775–1849), они отразили образ императора, победно завоевавшего Европу.

Второй раздел призван решить основную задачу этой выставки – показать искусство, родившееся в конце XVIII столетия и получившее развитие в первой трети XIX века. Оно ознаменовало собой расцвет Империи Наполеона, идеалом которого был могущественный Рим, и во многом отражало вкусы самого императора. Это время именуют эпохой ампира – официального стиля наполеоновской Франции, возрождавшего символику и знаки римского военизированного мира. Появление стиля обогатило историю мировой культуры. Ампир пережил Бонапарта и в той или иной степени прижился во многих странах, в том числе в другой империи – России. «Русский ампир» представляет собой яркое явление в истории отечественного искусства и несет в себе некоторые отличительные особенности, о чем более детально будет рассказано на выставке, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Наибольшее проявление ампир получил в декоративно-прикладном искусстве. Поэтому значительную часть экспозиции составили изделия из бронзы, фарфора, предметы мебели, ранее украшавшие интерьеры дворцов российских императоров и высшей аристократии.

Культ Наполеона был настолько велик, что не только его портретные изображения, но и жанровые сцены с участием Бонапарта часто размещались на фарфоровых чашках, тарелках, табакерках и т.д. Подобного рода предметы включены в экспозицию. Примером может служить кофейная чашка со сценой прощания в Фонтенбло Наполеона и Старой Гвардии перед его отъездом на остров Эльба. Это место – двор в загородной резиденции французских королей Фонтенбло – до сих пор так и называется – двор Прощания.

Тема войны и ее атрибутов – доспехов, оружия, аллегорических фигур Победы – проходит красной нитью в искусстве ампира. Батальные сцены в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве не редкость в это время. Одним из известнейших французских баталистов был Жак-Франсуа-Жозеф Свебах (1769–1823), в 1813 году приглашенный в Россию для работы на Императорском фарфоровом заводе. Его произведения отличаются широкой свободной живописной манерой письма по фарфору, напоминающей акварель, что наглядно демонстрирует тарелка из «Юсуповского сервиза».

Эпоха ампира была золотым веком декоративной бронзы и последним периодом расцвета этого вида прикладного искусства, начавшегося в середине XVIII века. Модели стиля ампир фабриканты бронзы повторяли до 1830-х годов. Декоративный эффект золоченой бронзы в сочетании с чистотой скульптурных форм античности создавал в интерьере ощущение парадной стабильности и величия, столь необходимых императорской власти не только во Франции, но и в России.

Уникальным экспонатом выставки, аналог которого находится в собрании Эрмитажа, являются часы каминные «Колесница Аполлона». Они были сделаны в мастерской знаменитого французского бронзовщика П.-Ф. Томира (1751–1843) по рисунку Ж.-Д. Дюгура. Триумфальный въезд Наполеона в Париж после победоносных сражений нашел отражение в новой композиции часов в виде античных колесниц – с фигурами богов и циферблатом в колесе.

Одним из характерных изделий Пьер-Филиппа Томира называют зеркальное плато с ажурным бортом золоченой бронзы. Стремление к роскоши в убранстве обеденного стола во времена наполеоновской империи ввело в моду особое настольное украшение – surtout de table – насчитывающее подчас более полусотни вещей. Считается, что П-Ф. Томиру первому пришла идея создать зеркальное плато, окруженное бордюром из плоского рельефа золоченой бронзы, на которое можно было ставить канделябры, вазы для конфет, сластей, фруктов и цветов. Зеркала отражали свет и придавали особый блеск золоченой бронзе. Сюрту–де–табли заказывали специально, подбирая характер античных групп для плато с бордюром определенного рисунка, создавая сюжетные ансамбли.

В эпоху ампира претерпевает существенные изменения и мебель. В это время прочно вошли в моду кресла-корытца, восходящие к креслу-гондоле, которое впервые появилось в покоях императрицы Жозефины в парижском дворце Сен-Клу. Однако в отличие от французского прообраза в России этот тип кресла чаще всего изготавливался с жесткой, полностью фанерованной спинкой. Излюбленным материалом для мебельщиков Европы было красное дерево. Завезенное из колониальных владений в Вест-Индии, для фанеровки предметов мебели в Европе его стали использовать в 1790-х годах, в России – в самом начале XIX века. Французские мастера дополняли его бронзовыми накладками, в то время как русские мебельщики отдавали предпочтение резному декору из массива дерева.

В экспозицию включено более ста уникальных предметов, каждый из которых может поведать посетителю интересную историю из «жизни при Наполеоне» или о самом императоре: об его романтической юности и трагическом жизненном финале, о его взаимоотношениях с Жозефиной и Марией-Луизой, о его родных и приемных детях, о его друзьях и врагах, часто менявшихся местами. В увлекательном путешествии в эпоху ампира проводниками посетителей может стать экскурсовод, но для любителей уединенного созерцания прекрасного подготовлен подробный этикетаж.

Ф.М. Буреева,
зам. директора по научной работе
Омского областного музея
изобразительных искусств им.М.А.Врубеля