Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Содержание материала

ПРОТОКОЛ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОГО СОБРАНИЯ
Ассоциации искусствоведов (АИС )
(с сокращениями)

26.03.2007 г. Москва
Президиум: А.И. Морозов – председатель собрания
Б..Л. Шумяцкий
Т.Г. Зуйкова и Р.Д. Конечна – секретари собрания

Присутствуют – 380 человек
1. А.И. Морозов: Если Вы позволите, о порядке нашей работы. Творческие вопросы мы планируем решать в течение 1-1,5 час., затем провести отчетно-выборное собрание АИС, в том числе доклад Правления АИС поручен генеральному директору АИС Б.Л.Шумяцкому, отчёт Санкт-Петербургской организации АИС (200 человек) – от имени господина Раскина зачитает С.Т. Махлина, затем доклад ревизионной комиссии и выборы руководящих органов . В 15 часов будет презентация трех изданий «ГАЛАРТ» и монографии Г.А.Загянской "Фаворский. Обстоятельства места и времени" издательства ГИТИС.
Касательно обсуждения вопросов нашей текущей жизни. АИС возникла в недрах СХ СССР, также отношения продолжаются с правопреемником СХ – Международной Конфедерацией Союзов художников. Она отметила 15-летие своего создания 10 - м Международным художественным Салоном. Специфика этих салонов в том, что они сохраняют культурное пространство прежних связей – с национальными Союзами художников бывших советских республик (в том числе с Литвой, Латвией, Эстонией). Единственная арена, где встречаются все художественные силы. За этим стоят серьезные внутренние проблемы нашего искусства. В условиях сложных конфронтаций (1990-2000 гг.) отношения усложнились. Кризисное состояние профессиональных интересов – без государственной поддержки. Действующие художники оказались без госзаказов, за бортом. Десятки миллионов рублей и долларов выделяется на современный авангард, а все остальные – члены творческих союзов – в сложном положении. Мэтры лишаются творческих мастерских, Союзы – домов творчества и запасников. В этой ситуации Салоны в ЦДХ – площадка аутсайдеров. Существует и социальный контекст – текущая художественная критика. Отношения к выставкам членов творческих Союзов тоже не вполне адекватно. То, что вопреки этим сложностям, Салоны проводятся - можно считать, достижением. Часть отводится для коммерческих проектов, часть – для некоммерческих, т.е. доля коммерческого искусства - снижена. Это связано с тем, что Конфедерация поддерживает и некоммерческое искусство. Поэтому – творческие результаты. Я, как критик современного искусства – не считаю, что появились творческие акценты, то, о чем можно писать. Второй этап – вполне серьезная реакция на проект галереи «ГОСТ» «Березка» - Д. Тугаринов и А. Голубкина (ее живопись). Гуманный лирический аспект творчества этой художницы. Рядом – уникальное стекло Л.И Савельева, живопись К. Нечитайло – энергичная, мощная живопись. Заслуживает уважения экспозиция галереи «Новый Манеж» - Е. Корнилова и А. Чаругин. Контрасты можем находить в инсталляции Суздалевой, заслуживает серьезного внимания художники старшего поколения Казарянц, Меликов, И. Пчельников, И. Лаврова, М. Никонов, Л. Тюленев и др. Эти художники сыграли большую роль в становлении современного монументального искусства. Слабее выглядят экспозиции национальных Союзов (транспортировка, таможенные барьеры). Литовский СХ считал себя более адекватно представленным – этой зимой была выставка. Там, где этих факторов нет, экспозиции очень интересны. Не самое поверхностное решение МСХ – посвятить свою экспозицию творчеству Бориса Алимова (недавно скончавшегося). Украина на прошлых показах представляла салонные экспозиции. Наконец видим серьезное, профессиональное искусство. Отсюда – оригинальный раздел молодых художников бывших республик. Интересны экспозиция художников – педагогов (И. Лубенников с учениками, В. Цигаль, Т. Назаренко). Возможен серьезный разговор о том, что происходит в нашем искусстве. Впервые наше руководство страны обратило внимание на Салоны (телеграмма от В. В. Путина). Проблема формирования социально культурной оценки в высшей степени актуальна. В 1960-е годы, 1970-е и 1980-е гг. устремленность искусствоведа к художнику проявлялась в интересе, в поддержке художников. С рубежа 1990-х наши отношения с художниками оказались в высшей степени нарушенными. Мнения художников: собрат-искусствовед допустил предательство. Какой эффект имело введение термина «разрешенное искусство»! Это нашло отпор и сопротивление со стороны искусствоведов. С тех пор наши контакты с художниками оказались подорванными. Мне кажется, что активный диалог между художниками и критиками – наш профессиональный диалог. Художник вправе ждать ответа: живопись должна существовать в чистом виде, на стене, а не в форме инсталляции. Наше творческое взаимодействие должно быть укреплено.
Теперь, я бы просил продолжить – М. П. Лазарева.
2. М. П. Лазарев – А.И. Морозов достаточно объял проблему современного искусства. У нас сегодня юбилей. Я должен поблагодарить М.М. Фаткулина. Сегодня уже другое искусство, другие лица. Что такое история искусства ХХ века в России? Самое интересное, как соотносится русское искусство и искусство республик. В этих историях и заключена история искусства. Что касается раскола между актуальным и традиционным искусством: художественный процесс актуален, искусство стало искусством кураторов (Гельман, Деготь). В газете «Известия» оболгали Виктора Попкова. И раньше нас не очень жаловали журналисты. Многие претензии со стороны художников к нам - оправданы. В этом процессе надо отделять актуальное искусство от профессионального (качественного) искусства, искусства образного, пластического высказывания.
Теперь и Наталье Нестеровой отказано быть актуальным художником.
ЦДХ вносит в развитие искусства большой вклад.


 

3. Г.П. Конечна - Тема сообщения «Художественные проекты АИС на салонах ЦДХ». Все эти проекты АИС проводились в рамках всех Салонов, организованных Международной Конфедерацией Союзов художников. Хочется поблагодарить эту организацию. Предлагаются некоммерческие проекты вне конкурса. Художники, представленные на этих экспозициях представляют большой интерес. Проводятся и мини персональные выставки тех художников, которые уже себя зарекомендовали. Все проекты находят свое отражение и в каталогах. К открытию Салонов Конфедерация старается выпустить каталог участников, где есть и статьи кураторов проектов. Там представлены – каталог выставки, разделы, обязательно статья искусствоведа (куратора). Так происходит на протяжении всех 10 показах, осуществлённых Международной Конфедерацией.
Вот перечень проектов выставок
проект Семья Табенкиных – отец и сын. Это, мне кажется, был чуть ли не первый совместный показ творчества этих художников. До этого они не были представлены так полно и рядом.
1999 год – "Состояния" - художники В. Апухтина, О. Булгакова, М. Талашенко
Это - качественное искусство.
2000 год – Абстрактный дизайн – Игорь Березовский, куратор, Е. Черневич.
2001 год – из Парижа были привезены работы Анатолия Слепцшева.
2002 год - Проект «Иное пространство. Ю.Павлов- Русяев». Проект был подготовлен и представлен Владимиром Павловичем Цельтнером ..
2003 год – Живопись молодых была представлена абстракциями Натальи Ситниковой.
2004 год – Наследство сакральных культур. Инсталляции Астемирова.
2005 год – Наталья Ситникова выступила куратором проекта своих родителей А.Ситникова и О. Булгаковой " Физика времени"
2006 год – показ творчества Ирина Мещеряковой.
2007 год – Портреты Ксении Нечитайло. Куратор А.И. Морозов.
В рамках этой десятилетней программы АИС очень много работал А.И. Якимович – и проекты, и статьи.
Хочется предложить, что было бы очень хорошо, если бы мы все обдумали проект и создали несколько предложений, и чтобы кто-либо из нас представил проект АИС в 2008 году.
4. А.К. Якимович – Я прошу 11 минут.
В нашей художественной жизни сейчас соперничают между собой две философии. Одна из них говорит, что искусство продолжает жить, несмотря ни на что. Смыслы не рухнули, ценности могут быть спасены. Более конкретно это означает: художественное качество обязательно для искусства. Настоящая картина и настоящая скульптура неотменимы. Шедевр искусства и творческое вдохновение – не старые сказки, а наше светлое будущее.
Эти признаки указывают на то, что на данном фланге находятся исторические оптимисты. Но то ли где-то что-то перепутали, то ли история над нами иронизирует. Из лагеря оптимистов доносятся до нас прежде всего горестные стенания и клики возмущения. Нас не ценят Даже сдуревшие партийные функционеры КПСС тридцать лет назад иногда проявляли хоть какое-то подобие понимания к нам. Сегодняшние чиновные иерархи культуры словно не желают нас знать вообще. Они заняты чем-то своим, заветным финансовым корпоративным, вероятно, поглощены экстазами распиливания и откатывания. Хорошее искусство, которое само не может зарабатывать на свое содержание, никто не собирается поддерживать. Непонятные, мало эффективные, не сенсационные произведения не вызывают жалости своим сиротством. Кто может дать гарантии, что нечто не сенсационное и внятное лишь специалистам когда-нибудь окажется национальным достоянием? Телеканалы, министры и депутаты нынче знают толк в шоу-бизнесе и оценивают претендентов по законам шоу-бизнеса. Попробуйте убедить шоу-бизнес в том, что подлинное искусство не обязательно очевидно для современников и раскрывает свои потенции только потомкам. Фьючерные перспективы без гарантий в этом бизнесе не идут.
Я сам тоже из этой поросли. Мне тоже приходит на ум, что могли бы и меня по достоинствам заценить. Писал я книги, писал и даже иногда издавал, да ведь никто и никогда слова о них не произнес, и ни одной рецензии не было. Если ничего стоящего я не написал и не предложил, тогда зачем от меня что-нибудь требовать? Когда приглашают куда-нибудь вип-персон от искусства, там меня наверняка не будет, да и коллеги норовят при удобном случае не позвать куда-нибудь туда, где можно оказаться на виду. Никто уже не станет перекрывать кислород, как тридцать лет назад, но незаметно обойти и не пустить – это очень даже и всегда пожалуйста. Про Официальную зарплату лучше вообще умолчать. Про неофициальные заработки – там более.
С годами кровь остывает, а мозг все еще теплится. Все чаще приходят на память строчки из одного стихотворения Пастернака: «Каторга, какая благодать». Это стихотворение «Лейтенант Шмидт», а про каторгу Пастернак сказал явно в переносном смысле, и все так и поняли. Это говорится о себе и своих сотоварищах, поэтах, которым советская власть показала кузькину мать. Каторга она, конечно, каторга, да ведь могло быть еще гораздо хуже того, а потому можно испытать облегчение, когда тебе назначили каторгу. Раньше я был неопытный и непонятливый, и тоже возмущался и досадовал, и думал, что каторга, то есть постоянное держание меня под спудом и в черном теле – это несправедливо. Загонять таких особенных людей в угол и обращаться с ними, как с расходным материалом государственной машины – это жестко. Так я думал. Теперь я понемногу начинаю догадываться, и тут радоваться надо и судьбу благославлять, а не возмущаться.
Требование жить не впроголодь – это дерзость со стороны талантливого человека. Ожидать признания своих достоинств со стороны власти на том основании, что ты написал картину, ценимую знатоками и игнорируемую всеми прочими – это большая нелепость. Покажи свой рейтинг, тогда и требуй, и ожидай согласно правилу шоу-бизнеса, а если пишешь, ваяешь или сочиняешь книжки для будущего, так пускай тебе будущее и дает финансирование. В данной системе координат только так и может быть. Обижаться на поведение коллег, на власть и на публику не только бессмысленно, но и несправедливо.
Я говорю об этом не с позиций высокой морали смирения, а скорее с точки зрения разума и здравого смысла. В христианском учении присутствует мысль о том, что добродетель сама по себе есть награда, а других наград ей и не обязательно давать. И тут есть своего рода суровая математическая логика.
В самом деле, коллеги, если мы уверены в том, что мы обладаем умом, пониманием времени, нравственными достоинствами и, более того, обладаем правотой, то чего еще можно требовать от общества? Или, положим, жаловаться, что мало денег? Все уже дано, больше не положено. Больше одного дара Божия в одни руки не дают. Поэтому не жалуйся, не требуй и не проси, человек искусства, ученый человек, умный и талантливый человек. Издательства отворачиваются или глухо молчат, телевидение не замечает, чиновные иерархии игнорируют, деньги платят смешные, и спасибо им, ибо могло быть гораздо хуже. Могли отобрать последний карандаш и последний листок бумаги, но не отобрали. И если полупустой стакан может считаться наполовину наполненным, то полузадавленная и ущербная жизнь (как выражался Адорно, жизнь поврежденная) на фоне модных гламуров вовсе не так уж плохая.
Я взялся говорить то, что я на самом деле думаю, и не сомневаюсь в том, что на меня обидятся и рассердятся некоторые уважаемые сотоварищи и коллеги по цеху. Чтобы не обмануть их ожиданий, я сейчас еще добавлю. Нельзя говорить правду наполовину, и надо теперь сказать несколько слов о другой стороне нашей художественной жизни.
Другая сторона в мире искусств исходит из постулата «Искусство умерло». Точнее, закончены времена шедевров, рассеялась аура, не воскреснут ни качество, ни смысл, ни творческий порыв. Остались в прошлом мечтания и фантазии о позитивных достоинствах произведения и мистическое «чудо искусства». Отныне возможны только негативные достоинства, или антидостоинства. Кто круче набедокурил, тот и мастер – имеется в виду мастер трансгрессивных стратегий и виртуоз актуального искусства.
Распространение актуального искусства и его редкостная выживаемость обусловлены исторической ситуацией. Не надо думать, будто его разрабатывают в тайных лабораториях Гельмана и Саачи. Антиискусство вырывается наружу, как выражение синдрома социокультурного тупика. Такое было на Западе после Первой мировой войны и после Второй мировой. Возникает тревожное ощущение отсутствия перспективы. Все силы общества дискредитированы и провалены: правые и левые, либералы и патриоты, почвенники и космополиты, а также реалисты и авангардисты. В России после завершения этапа надежд разворачивается долго откладывавшийся и оттого крайне острый крах четырех утопий социализма с человеческим лицом и утопия доброго капитализма. Сказка о святой Руси не выполняет функцию утешения и компенсации. Все версии пути к светлому будущему обанкротились. В такой ситуации актуализм в искусстве и его покровители возникают с такой же неизбежностью, как кашель при бронхите.
По логике вещей получается, что на этой стороне господствует своего рода исторический пессимизм. Точнее сказать, там не верят в чудесные способности таланта и в силу искусства. Но именно с этой стороны доносятся вызывающие дразнилки, концептуальные приколы и развязный журналистский стеб. Там похохатывают. Дерганная шутовская смешливость «актуализма» уже много лет назад получила в западной прессе обозначение «веселый апокалипсис».
Ученые психологи, специалисты по поведению людей в экстремальных условиях, обнаружили определенную закономерность. Когда люди находятся в безвыходном тупике (например, на войне в окружении, в плену, в руках террористов), то большинство ведет себя по одной из двух схем. Это либо депрессивное торможение в нервной системе, либо нервозная оживленность и даже склонность к шутовству.
Возможно, что медицина должна рассматривать современную художественную жизнь именно в таком разрезе. Депрессивные застревают в своих переживаниях, горюют и жалуются на судьбу. В другом лагере отвязанные ребята из команды «веселого апокалипсиса» шумят и острят, дерзят, дергают Бога за бороду и наступают на любимые мозоли гуманистического культа и национального самолюбия.
Этот лагерь получает определенные предпочтения в системе власти и коммуникации. Я вообще-то не думаю, что министры, олигархи и руководители телевидения на самом деле вдумываются и вслушиваются в смысл и послание «антиискусства». Некогда им вдумываться и вслушиваться. У них другое на уме, и недосуг, и неинтересно вникать в десять отличий и десять сходств, например, Церетели и Кулика.
Актуалисты получают преимущества хотя бы по той причине, что маршалы бизнеса, генералы телевидения и бояре Кремля играют по законам шоу-бизнеса. Те, кто похохатывает, ерничает, озорует и валяет дурака с привлечением модных словечек – тот становится эффектен и употребим в плане зрелища, а точнее, экранного зрелища. Заметьте, как работают даже самые интеллектуальные экранные проекты на канале «Культура»№. Экран не выносит долгих рассуждений, а мысль должна подаваться в упаковке репризы. Ни лекция, ни исповедь, никакие иные старые жанры не годятся. Понятно, что в системе информации современного типа сенсационный «веселый апокалипсис» оказывается адекватным. Там шутят и валяют дурака. Им место на экране, это справедливо. Сумрачные и недовольные умники, непризнанные таланты, глубокие фундаментальные умы в этой игре проигрывают по определению.
Дамы и Господа, я не призываю Вас гримасничать и выдумывать репризы, делать шокирующие жесты, ибо старого кота не научишь новым трюкам. Но я уверен, что вообще перед публикой нужно меньше нытья и меньше желчи, меньше претензий и жалоб на непонимание. Жизнь и так трудно, не надо лишний раз тоску наводить.


 

5. Н.В . Ефремов – С советских времен наблюдаются эти процессы в искусстве: либо дубинкой, либо погладить по голове. Сейчас актуальное антипод неактуальному. И большая любовь навешивать ярлыки. Один из уважаемых искусствоведов считает, что если искусство не зарабатывает, то это – не настоящее искусство. А Репин, Тициан – они не зарабатывали.
Не существовало этического кодекса искусствоведа – так надо выработать его основополагающие принципы. Но главное – не навешивать ярлыков.
6. Л.С. Сергеева – Я с добавлением. Проходит много выставок в музеях. Не только в столице и Санкт-Петербурге, но в областных и региональных. А в музеях нет информации. И о наших выставках тоже.
Хотелось бы для выставок – сопровождения, информации в интернете.
У некоторых музеев, например, даже нет своих сайтов. Может быть Конфедерация и Ассоциация смогут выйти с этим предложением в Министерство культуры.
7. Л.А. Олейник – Во-первых, я рада и благодарна АИС – помогает встречаться нашему сложному, т.к. каждый - индивид, искусствоведческому сообществу. Хочу поблагодарить Правление АИС – и в организационном плане. Ассоциация дает нам возможность быть на виду. Напоминает, что это профессия важна. Что касается предыдущего выступления, то напомню, что есть сайт museum.ru (там есть все).
Хочется, чтобы контакты с музеями были более тесными. Менее всего там присутствуют искусствоведы.
8. А.И. Морозов – Мы ходим на выставки, и на Модильяни также. Соображения по работе АИС – продолжит отчетный доклад нашего правления – выступит Б.Л. Шумяцкий.9. Б.Л. Шумяцкий – Отчетный доклад правления АИС

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АССОЦИАЦИИ ИСКУССТВОВЕДОВ ЗА ПЕРИОД С МАРТА 2004-ПО настоящее время.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Напоминаем, что Общее собрание АИС, на котором было выбрано действующее правление и переизбран на новый срок председатель, состоялось в 2002 году. В соответствии с Уставом следующее Общее собрание состоялось в 2004 году, оно пролонгировало работу правления с тем же председателем. Очередное собрание АИС, в соответствии с её Уставом, должно было состояться в 2006 году. Однако, в связи с получением в конце 2005 года распоряжением о предстоящей капитальной реставрации здания на Гоголевском бульваре, 10, где размещается офис правления АИС, решением расширенного правления АИС собрание было перенесено на март 2007 года.
К настоящему моменту проблема с помещением для офиса АИС решена. Мы переезжаем в здание Лицея МГАХИ им. В.И. Сурикова на Крымском валу,8, где примерно с середины апреля продолжится нормальная работа дирекции АИС. Новые номера телефонов, на данный момент нам не известные, будут сообщены членам АИС по электронной почте и в приемлемой другой форме.
Хотим напомнить Вам, что Ассоциация искусствоведов по своему статусу, утвержденному её Уставом, является международным российским творческим союзом художественных критиков и историков искусства.
Основными целями АИС являются:
осуществление творческих проектов
развитие культурного сотрудничества с зарубежными странами.
содействие в осуществлении мер по социальной защите профессии искусствоведа и критика
АИС включает в себя Московское, Санкт-Петербургское, Екатеринбургское, Бурятское региональные объединения. Географически АИС представлена во многих городах России (от Калининграда до Приморья), в странах СНГ, в зарубежных странах (специалисты по русскому искусству и российские искусствоведы, живущие за рубежом).
В настоящее время в Ассоциации насчитывается свыше 1500 человек.
Члены АИС - профессора и преподаватели университетов, высших и средних художественных учебных заведений; научные сотрудники научно-исследовательских институтов и художественных музеев; критики; кураторы художественных галерей; эксперты; коллекционеры; работники издательств по искусству – специалисты по всем видам и направлениям изобразительного искусства.
Ассоциация искусствоведов регулярно пополняется как специалистами высшей квалификации, так и молодыми искусствоведами. Так в 2005-2006 годах в Аис вступило 142 человека: из Москвы (33 чел.), Санкт-Петербурга (32 чел.), Белгорода, Владикавказа, Екатеринбурга, Ижевска, Калининграда, Кирова, Нефтеюганска, Сургута, Улан-Удэ – научные сотрудники ГИИ, РАХ, музеев (Эрмитаж, ГРМ, ГМЗаповедники, им.Бахрушина, им.Щусева) и художественных галерей России, преподаватели МГУ, МАРХИ, СПб Гос.Ун-та, Университета РАО, Центра современного искусства Урала и др.специалисты. Из них 29 чел. имеют ученые степени. Около половины – молодые специалисты до 35 лет. Специалисты по древнерусскому искусству, русскому и отечественному искусству, Античности, Возрождению, Средневековью, по современному отечественному и зарубежному искусству (ИталияёФранция, Япония и др.).
осуществление творческих проектов
Нашими партнерами по реализации творческих программ – выставок, творческих встреч, конференций др. выступают Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Объединение критиков и искусствоведов МСХ, Международная конфедерация союзов художников, Творческий союз художников России, Международный художественный фонд, МГУ, Государственный институт искусствознания, Российская академия художеств, НИИ истории и теории изобразительного искусства, ГМИИ им.Пушкина, ГТГ, ЦДХ, Российский фонд культуры, издательства по искусству и редакции художественных журналов, а также другие творческие союзы и организации.
Творческая деятельность АИС включает в себя:
Выставочные проекты (такие, как «Мир искусствоведа», «Авторский фарфор России», персональные, групповые и тематические выставки, международные выставочные проекты, участие в художественных салонах в Манеже, ЦДХ)
Творческие встречи, конференции, круглые столы
Издательская деятельность
Международные творческие связи (в том числе работа Национальной секции AICA-Россия)
Интернет-презентация АИС, пополнение сайта и базы данных искусствоведов.
ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
«Мир искусствоведа»
Началом проведения выставочных программ, конференций и вечеров памяти в цикле “Мир искусствоведа” стало открытие ноябре 1992 года в залах Государственной Третьяковской Галереи (ГТГ) - выставки “Александр Георгиевич Габричевский. Мир мыслителя и художника”.
С 1993 г. по 2004 г. в Москве были организованы выставки и конференции, посвященные М.В.Алпатову (РАХ), семье Вороновых (ВМДПНИ), В.М.Василенко (ВМДПНИ), И.А.Азизян (ЦДРИ), М.Н.Яблонской (ЦДХ), Г.К.Вагнеру (ГТГ) , В.И.Костину (ЦДХ), О.С.Семенову (Галерея «На Солянке»), А.А.Каменском (ГМИИ), В.П.Цельтнеру (ЦДХ), В.А.Пушкареву (Российский фонд культуры), М.Ф.Ладуру (ЦДХ), А.М.Кантору (ЦДХ), в Санкт-Петербурге Н.Н.Пунину (Музей Ахматовой), в Якутске – выставка "Мир искусствоведа. Татьяна Тишина".
В февраля 2005 г. в ГМИИ им.А.С.Пушкина состоялась организованная Музеем и Ассоциацией искусствоведов творческая встреча памяти старшего научного сотрудника Музея, члена АИС Марины Александровны Беессоновой в связи с её 60-летием и выходом в свет сборника её статей.
В апреле 2005 г. АИС принял участие в вечере памяти Василия Алексеевича Пушкарёва (28.02.1915 – 16.05.2002) в Российском фонде культуры..
В настоящее время идут подготовительные работы по организации в рамках аналогичных программ, проекта чествования в Улан-Удэ Заслуженного деятеля искусств России и Бурятии Инессы Ильиничны Соктоевой в связи с её 80-летием. Проект получил поддержку Администрации Президента и Правительства республики Бурятия. АИС представил юбиляра к персональной пенсии Президента Российской Федерации и награждению золотой медалью Российской Академии художеств. В Национальном художественном музее Бурятии им. Сампилова готовится выставка "Искусство, культура, тенденции" в честь Инессы Ильиничны Соктоевой, начавшей свою искусствоведческую деятельность в нём свыше полувека назад, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусства организуется научная конференция, где кроме доклада Соктоевой, планируются доклады её учеников. Реализация этого проекта намечена на декабрь 2007 года.
Персональные, групповые и тематические выставки
С начала своего существования Ассоциация устраивала в разных залах в основном Москвы персональные и групповые выставки художников, а также тематические выставки:
В начале отчётного периода по инициативе и при участии АИС в ГМИИ им. А.С.Пушкина в мемориальной квартире С.Т.Рихтера проведена юбилейная выставка Заслуженного деятеля искусств РФ Аллы Михайловны Беляковой (1914-2006) к 90-летию со дня рождения, а также творческий вечер и чествование признанного мастера искусства акварельной живописи.
Спустя год, в январе 2005 года в программу празднования 75-летия ЦДРИ была включена выставка Беляковой и наша Ассоциация была приглашена в качестве её куратора.
В музее Марины Цветаевой при участии АИС проведена выставка Аббаса Кязимова-азербайджанского художника, живущего в Баку и в Москве, участника многих предыдущих групповых выставок АИС.
Также в январе 2005 года по инициативе АИС в ГМИИ им. А.С.Пушкина была открыта выставка "Неизвестный Кандинский", нескольких неизвестных работ мастера, обнаруженных в фондах Кировского художественного музея членом АИС Анной Шакиной.
В апреле 2005 г. в ЦДРИ прошла юбилейная выставка живописных работ нашего коллеги, члена Правлении АИС Ирины Атыковны Азизян.
4 октября 2005 года в ГТГ по инициативе и при участии АИС открылась персональная выставка живописи и скульптуры заслуженного деятеля искусств РФ Евгения Анатольевича Расторгуева. Получилась очень красивая выставка, которая пользовалась заслуженным успехом.
Благодаря члену нашего правления Георгию Анатольевичу Никичу АИС была привлечена к организации ряда проектов в выставочном зале "Новый Манеж", где в отчетный период были проведены персональные выставки Анны Бирштейн и две выставки Владимира Брайнина ( 2004 и2006гг.), поддержанные хорошо изданными каталогами со статьями А.К.Якимовича. Куратором этих проектов был Г.Никич.
Большую выставочную работу под эгидой АИС ведут члены Ассоциации - коллекционеры произведений графического искусства Владимир Гурьевич Беликов и Рафаил Яковлевич Штеренгарц. Организовано около дюжины тематических выставок с изданием каталогов в стране и за рубежом.
В Тарусе весной этого года членом АИС Сергеем Палладиевичем Стародубцевым была проведена также под эгидой АИС выставка " Род Романовых - краткая история в гравюрах".
В настоящее время АИС готовит в "Новом Манеже" юбилейную выставкн армянского художника Минаса Аветисяна (1928-1974) ( куратор – член АИС и доверенное лицо семьи художника Екатерина Лебедева).
АИС также продолжает работу по организации персональной выставки М.В.Элькониной в Государственной Третьяковской галерее осенью 2007 года и юбилейной выставки Александра Васильевича Шевченко в ГТГ и Русском музее в 2008 году.
Участие АИС в художественных салонах ЦДХ
Ассоциация искусствоведов приглашается для реализации некоммерческих проектов на московские художественные ярмарки и салоны.
В рамках ежегодных Международных художественных салонов в ЦДХ с 1998 г.. АИС провела большое количество выставочных проектов, о которых Вам на сегодняшнем заседании рассказала Галина Павловна Конечна. В рамках проходящего сейчас Салона 2007 года мы приглашаем Вас посмотреть проект АИС – портреты Ксении Нечитайло.
Творческие встречи, конференции, круглые столы
Каждая из программ «Мир искусствоведа» включала в себя творческие встречи и конференции.
Международные художественные салоны в ЦДХ сопровождаются встречами и дискуссиями искусствоведов, посвященными текущим проблемам современного изобразительного искусства. 24 марта 2005 года в конференц-зале ЦДХ состоялась творческая встреча искусствоведов, посвящённая 15-летию нашей организации. Выступали А.К.Якимович, М.М.Красилин, В.М.Мартынов, А.И.Морозов, Н.В.Огарёва, Г.В.Плетнёва, Г.П.Конечна.
Ассоциация искусствоведов часто выступает как соорганизатор и участник искусствоведческих научных конференций, как например конференции «Проблемы современной художественной критики» в НИИ теории и истории изобразительных искусств в апреле 2004 года.
Постоянные встречи искусствоведов, в том числе из других городов и стран, с обсуждением профессиональных проблем происходят в помещении Ассоциации искусствоведов, нашем небольшом клубе искусствоведов.
На сайте Ассоциации размещается информация об искусствоведческих конференциях и круглых столах, проводимых нашими коллегами в Москве и других городах.


 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Журнал по истории и теории искусств «Вопросы искусствознания», затем «Искусствознание».
С 1993 года выходит в свет журнал истории и теории искусств «Вопросы искусствознания», с 1998 (?) года он называется «Искусствознание». Главный редактор В.Шевелёва.
При создании журнала Ассоциация искусствоведов была одним из его учредителей. Позже АИС принимала посильное, правда довольно скромное, участие в финансировании издания. Журнал перешел в ведомство ГИИ, наша Ассоциация оказывает содействие в его реализации.
Книга Ольги Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Из истории художественной жизни. 1925-1935. Москва, ГАЛАРТ, 2004.
Публикация книги Ольги Осиповны Ройтенберг, над которой автор работала более тридцати лет, серьезное событие в истории российского искусства, долгожданное для музейщиков, коллекционеров, художников и критиков.
Ассоциация искусствоведов при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии получила возможность добавить недостающую для публикации книги сумму.
Совместно с ГТГ 21 декабря 2004 г. была организована презентация книги, ГТГ представила на презентации выставку произведений героев книги, находящихся в её собрании.
Выход книги нашел широкий отклик в искусствоведческих изданиях и периодической печати.
111 экземпляров книги переданы в Совет Федерации, который любезно согласился передать их в музеи и библиотеки крупнейших городов Российской Федерации по согласованному с АИС списку.
Международная конфедерация союзов художников (МКСХ) приняла решение стать соиздателем журнала Международной ассоциации архитекторов «Архитектура, строительство, дизайн». Раздел МКСХ состоит из 30 страниц и в нем предполагаются следующие рубрики: - главная тема/событие, - круглый стол АИС, - творческое наследие, - хроника МКСХ и союзов-партнеров, - информация о книгах и другое.
Ассоциация искусствоведов принимает участие в привлечении авторов и сборе материалов для издания. Ответственным редактором является член правления АИС Терехович Марина Леонидовна.
Международные творческие связи (в том числе работа Национальной секции AICA-Россия)
Секция АИКА-Россия
В Международной ассоциации художественных критиков (АИКА) существуют национальные члены (в России это члены АИС) и международные члены, избранные из числа национальных членов Генеральной ассамблеей АИКА (члены секции АИКА-Россия).
Секция существует с 1976 года. В настоящее время председателем секции АИКА-Россия является А.Толстой, почетным председателем – В.Горяинов, генеральным секретарем – О.Кабицына-Хлебникова, казначеем Е.Короткевич. Члены бюро: Кисунько В.Г., Мизиано В.А., Морозов А.И., Полевой В.М., Чирков В.Ф., Якимович А.К. Ответственный секретарь – Шумяцкая Г.А.
Секция ежегодно направляет в международное бюро АИКА отчеты о деятельности членов секции, пересылает членские взносы. По возможности представители секции участвуют в ежегодных конгрессах, генеральных ассамблеях и административных советах АИКА. К сожалению, лишившись поддержки Союза художников СССР, а затем Фонда Сороса, мы достаточно редко представительствуем на этих собраниях.
В прошлые годы участники конгрессов АИКА выступали на них с докладами, неизменно вызывавшими живой интерес аудитории, по возвращении на собраниях секции делали подробные сообщения о прошедшем конгрессе, на собраниях обсуждались также темы, предложенные на рассмотрение последующих конгрессов.
Готовится сайт секции по адресу www.aica.ru.
ЗАСЕДАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СОВЕТА AICA В МОСКВЕ
3 марта 2007 года в Москве в помещении Московского музея современного искусства состоялось заседание Административного совета Международной ассоциации художественных критиков (AICA).
Национальная секция АИКА-Россия при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии принимала в связи с этим в период с 28 февраля по 5 марта с.г. 25 человек, в том числе Президента AICA Хенри Мейрика Хьюза, Генерального секретаря Рамона Тио Беллидо, Исполнительного Секретаря Анн-Клод Морис и президентов или представителей национальных секций.
Пребывание наших коллег было включено в программу VIP- гостей 2-ой Московской Биеннале современного искусства. По этой программе они совершили поездку по основным объектам Биеннале.
В ходе заседания Административного совета состоялись две встречи-дискуссии: с кураторами Московской Биеннале и с молодыми кураторами и критиками. Члены Административного совета посетили музеи Кремля, ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Повестка дня Административного совета включала отчет Президента AICA, Генерального секретаря, финансовый отчет, новости национальных секций, информацию о подготовке очередного международного конгресса AICA осенью 2007 года в Сан-Паулу и последующих конгрессов в Австралии (2008) и в Ирландии (2009).
Эти материалы будут размещены на сайте AICA-международной по адресу http://www.aica-int.org. Президентом AICA и другими участниками заседания был отмечен тот факт, что промежуточные заседания Административных Советов между конгрессами всегда организуются в Париже международным бюро AICA. Проведение заседания в другой стране является беспрецедентным событием; более того, программа в Москве была осуществлена на таком уровне, который выходит за пределы обычных Административных Советов и приравнивается к организации Конгресса AICA.
Турпоездки для искусствоведов и художников
В середине 1990-х годов Ассоциация организовала три автобусные поездки в Италию, которые были всем интересны, недороги, но многим затруднительны физически.
В 2003 году Ассоциация организовала турпоездку на Венецианскую бьеннале. В 2004 г. состоялась поездка в Рим, в 2005 года - во Флоренцию, в 2006 году – на Сицилию. В поездке принимает участие около 50 чел.
В настоящее время готовится программа с центром пребывания в Вероне на октябрь 2007 года. Разработка программы завершится в конце мая.
Отчеты о поездках и видеоряд размещены на сайте АИС.
содействие в осуществлении мер по социальной защите профессии искусствоведа и критика


 

ПОДДЕРЖКА ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ГОСУДАРСТВА
По представлению АИС Государственная премия РФ в области литературы и искусства в 2004 году была присуждена авторскому коллективу: Г.Стернин, Е.Борисова, фотограф И.Пальмин за серию книг: "Русский Модерн", переизданной трижды в издательствах «СХ» и "Галарт" (1990, 1994, 1998), "Русский неоклассицизм", издательство "Галарт", Москва, 2002 г.
Евгений Расторгуев – по представлению АИС награжден медалью РАХ в связи с 85-летием художника.
В настоящее время к этой награде представлена Инесса Соктоева.
Нагрудный знак Министерства культуры Российской федерации «За достижения в культуре» присужден по представлению АИС художникам
в 2004 г. - Бирштейн А.М., Брайнину В.Е., Елецкой Е.А., Лягину А.В., Павлову Ю.Г., Ситниковой Н.А., Табенкину Л.И.
После этого в связи с переименованием отраслевой награды и составлением нового Положение о знаке "За выдающиеся достижения", утвержденном Министерством культуры и массовых коммуникаций в сентябре 2006 года в качестве новой отраслевой награды, мы представили художников Ольгу Гречину , Людмилу Попенко, Елену Рубанову и Наталью Улзытуеву к награждению этой наградой, решение о чём было принято ещё в 2004году.
Поддержка АИС
представление Государственным центром современного искусства художника Инфанте Ф.А. на государственную премию.
Владимир Назанский – поддержка на звание «Заслуженный работник культуры РФ» (Выдвигает Новосибирский художественный музей)
Владимир Павлоцкий, награжденный туркменскими и польскими высокими наградами -поддержан на присуждение российских наград (Выдвигает ТСХ России)
Лариса Гринберг – поддержка её ходатайства на продолжение учебы в Институте международного образования по стипендии Фонда Форда
Татьяна Шевцова – поддержка на присуждение медали и грамоты Фонда Макария за книги «Православный иконостас» и «Спаситель мира. Образ Христа Спасителя в православной культуре».
АИС поддержала также выдвижение на Госпремию художника А.Суворова, которую он получил в 2004 г.
АИС поддержала выдвижение на высокие государственные награды руководителей Международной конфедерации союзов художников и Центрального Дома художника Масута Фаткулина, Василия Бычкова, Михаила Курчицера.
Государственные стипендии
С 1994 года члены Ассоциации искусствоведов выдвигаются на соискание "Государственных стипендий выдающимся деятелям культуры и искусства и талантливым молодым авторам литературных, музыкальных и художественных произведений». За период 1994-2006 гг. стипендии получили около 300 искусствоведов.
Список кандидатов на стипендию 2007 года утвержден Правлением АИС и подан в Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. АИС ежегодно предоставляет Министерству культуры РФ отчет искусствоведов-стипендиатов о проделанной работе.
Защита прав искусствоведов
Члены АИС имеют льготы - бесплатное посещение музеев и выставочных залов, как в России, так и в ряде зарубежных стран.
Обладая статусом творческого союза историков искусства и художественных критиков, Ассоциация искусствоведов обращается с ходатайствами по поводу предоставления дополнительной жилплощади, обеспечивает своим членам разного рода поддержку перед государственными и другими учреждениями; оказывает организационную помощь по оформлению заграничных поездок, в некоторых случаях помощь с работой (по просьбе различных организаций культуры).
Интернет-презентация Ассоциации искусствоведов И База данных АИС
За отчетный период на сайте Ассоциации искусствоведов по адресу www.ais-aica.msk.ru появились и работают следующие разделы:
Основная информация об АИС – «О нас»;
Члены АИС, где размещаются творческие биографии и фотографии членов АИС (конфиденциальная информация не размещается);
Новости АИС;
Новости от наших коллег, в этом разделе размещаются материалы о выставках, конференциях, присылаемые нашими членами из разных городов и стран;
Новые книги;
Наши гости;
Архив.
Подробная информация о работе Ассоциации, в том числе о том, что говорилось в этом отчете, также размещена на сайте.


 

БЛАГОДАРНОСТЬ
Ассоциация искусствоведов выражает глубокую благодарность попечителям – Международной конфедерации союзов художников, Творческому союзу художников России, Центральному дому художника, а также нашим индивидуальным членам-попечителям за неизменную многолетнюю поддержку, без которой многие наши проекты, да и само существование ассоциации были бы невозможны.
10. С.Т. Махлина - Зачитывает доклад А.П. Раскина «Деятельность Ассоциации
искусствоведов за период с марта 2004 – по настоящее время».
За 15 лет существования нашего Творческого союза историков искусства и художественных критиков всё яснее проявляется позитивное значение нашего профессионального объединения для развития современного искусства.
В рамках Устава нашей ассоциации мы старались развивать свою деятельность, активно вовлекая в число членов ассоциации творчески работающих искусствоведов, как маститых, так и начинающих, специалистов гуманитарием, серьёзно изучающих изобразительное искусство, его историю и теоретические аспекты, которые пропагандируют достижения современного искусства преподавательской работой в высших и средних специальных художественных заведениях. Также привлекались в члены ассоциации профессионалы других областей знаний, которые своей деятельностью способствовали развитию творческого потенциала союза.
В настоящее врепя в Санкт-Петербургском отделении Ассоциации искусствоведов зарегистрировано 11 докторов наук, 62 кандидата наук и 12 аспирантов, что составляет 31 процент от общего числа членов Санкт-Петербургской ассоциации в количестве 275 человек.
Все члены Санкт-Петербургского союза искусствоведов регулярно вносят установленные годовые взносы, которые ежегодно расходовались на издание сборников статей творческой и научной направленности под названием "Петербургские искусствоведческие тетради".
Всего опубликовано 7 выпусков "Петербургских искусствоведческих тетрадей". В настоящее время находятся в стадии предмакетной подготовки ещё два солидных сборника статей под номером 8 и 9, которые будут изданы в Ш квартале 2007 года. Диапазон публикаций отмечен широтой тематического охвата. Среди публикаций присутствуют монографические, теоретические, мемориальные, критические. Важным моментом считаем публикации статей, посвящённых деятельности искусствоведов, художников и их жизненным коллизиям.
За последние 5 лет объём сборников значительно расширился, их научна ценность возросла, многократно расширился круг авторов. Так в первом выпуске присутствовало всего 4 автора (объем сборника – 7о страниц), в последнем выпуске, изданном в 2006 году, присутствовало 36 авторов (объём сборника – 356 страниц).
Благодаря либерально-демократическому подходу к авторам, уважению любого творческого мировоззрения,, свободе слова без цензуры – число желающих- напечататься в 2007 году возросло вдвое, по сравнению с 2006 годом. Ряд публикаций, помещенных в "Петербургских искусствоведческих тетрадях", стал основой для успешной защиты докторских и кандидатских диссертаций.
Члены Санкт-Петербургского отделения ассоциации искусствоведов совместно с членами Санкт-Петербургского общества акварелистов организуют периодические выставки акварелистов, мастер-классы, публикуют в каждом каталоге выставок вступительные статьи, участвуют в формировании экспозиций художественных произведений и в их обсуждениях.
Также они принимают участие в организации выставок непосредственно в Политехническом институте, в Санкт-Петербургском государственном университета и в Художественно-промышленной Академии имени Штиглица, экспонируя как произведения студентов, так и интересных современных художников.
В нашем Союзе согласно устанавливаемой квоте ежегодно выделяются дотайии – гранты для поддержки исследовательских работ, их подготовке к печати и на само издание сборников статей "Петербургские искусствоведческие тетради".
Мы убеждены, что за 15 лет со дня основания Петербургского отделения ассоциации искусствоведов, учитывая активную деятельность членов АИС, мы подтвердили своё право на самостоятельное творческое существование. /……/.
Коллектив Петербургского отделения ассоциации искусствоведов ставит на перспективу одной из важной задач – продолжение изданий сборника искусствоведческих статей "Петербургские искусствоведческие тетради", которые вызывают всё больший интерес как у творческих людей, так и в структурах, занимающихся хранением и пропагандой научных и художественных произведений.
Так, в 2006 году Российская Национальная библиотека в Петербурге запросила у нас полный комплект изданных сборников в 2-х экземплярах, а также на своей ежегодной книжной ярмарке выставили текущий новый сборник 2006 года. Постояннов дар мы передаём комплект изданных сборников в библиотеку Российской академии наук и в библиотеку Академии художеств Петербурга.
Всё это, мы надеемся, помогает развитию современной культуры города, укрепляет творческие позиции ищущей молодёжи, воспитывает уважение к творцам прошлого, отражая историю формирования современного искусства на фоне вечного и незыблемого искусства всех времён и поколений."
11. Н.Е. Фролова – Отчет ревизионной комиссии – прилагается.
Проверка уставной и финансовой деятельности Ассоциации искусствоведов осуществляется Ревизионной комиссией АИС регулярно 2 раза в год.
За период 2005-2006 гг. АИС как общественная организация вела уставную и финансово-хозяйственную деятельность в рамках утвержденной на каждый год сметы и в соответствии с Уставом.
Предпринимательская или иная коммерческая деятельность в отчетном периоде не велась. Реализацией подакцизных товаров АИС не занималась. Основных средств, валютных средств и ценных бумаг на балансе не числится.
В отчетный период деятельность осуществлялась за счет полученных средств: в виде членских взносов и благотворительных взносов членов-попечителей АИС.
Полученные от Министерства культуры РФ стипендии перечислены стипендиатам полностью.
Аппарат правления, действующий по согласованию с Правлением АИС, состоит из 2-х человек.
Начислены и уплачены налоги в бюджет и внебюджетные фонды полностью. Задолженности перед бюджетом нет. Все расходы по ведению хозяйственной деятельности отражены в первичной бухгалтерской документации и имеют документальное подтверждение.
Замечаний по ведению документации нет. Нарушений в деятельности Ассоциации не выявлено.
ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ ЗА 2005-2006 годы
ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ:(Суммы даются в тысячах)
Входящий остаток с 2004 года 70 тысяч рублей
Членские взносы 248
Благотворительные взносы членов-попечителей 180
Стипендии 423
ИТОГО: 921 тысяча рублей
ИСПОЛЬЗОВАНО СРЕДСТВ:
Стипендии выплачены полностью 423 тысячи рублей
Зарплата с учетом перечислений в бюджет
и внебюджетные фонды 318
Расходы, связанные с проведением выставок,
конференций, совещаний, вечеров памяти, приемом
российских и зарубежных делегаций и пр. 49
Расходы, связанные с техническим обеспечением
деятельности аппарата правления (средства связи,
оборудование, комплектующие, канцтовары,
полиграфические услуги, поддержка и пополнение
сайта, база данных и тд.) 87
Расходы, связанные с содержанием помещения 8
Прочие расходы 7
ИТОГО: 892 тысячи рублей
Исходящий остаток 29 тысяч рублей


 

А.И Морозов – Есть ли вопросы по работе Правления АИС и ревизионной комиссии? Предложения по докладу.
Ю.В. Мудров (Санкт-Петербург) – Есть модели оценок. Хотел бы сказать несколько слов в продолжение дискуссии. Впечатление – до секунды выступления представителя из Санкт-Петербурга о завидной издательской деятельности, что такой работы в АИС - нет.
Хотим обратиться с просьбой об издании книги, посвященной художникам Санкт-Петербурга в рамках блокады.
Некоторым образом, показалось, что деятельность АИС – в рамках Садового кольца. Существует Российская Федерация, много художников, искусствоведов, музеев – можно много получить от них. Музеи не только в столице.
Я – вице-президент национального комитета Международного Совета музеев. Есть много предложений от музеев провинции. Проекты выставок, например, об Александре Бенуа. Выставка племянника Бенуа Д”Эсте. 7 музеев откликнулись на проект.
Многие музеи провинции и региональные открыты к сотрудничеству. Газеты и многие журналы периферии. Россия – огромное поле для деятельности АИС.
О грандах и наградах. Может быть, нашему сообществу установить номинацию за верность профессии, куратора, организатора.
При вакууме внимания – это хорошо.
Оценка работы правления «удовлетворительно».А.И Морозов – деятельность АИС отнюдь не замыкается Садовым кольцом.
И еще – АИС существует на членские взносы и не может оплатить командировки для приезда на конференцию.
- Многие члены Ассоциации работают в музеях.
- Спасибо за очень большой комментарий.
Т.Понтрягитна – Хотелось бы поблагодарить за работу, которая была проделана – Шумяцкого Бориса Лазаревича и Галину Алексеевну Шумяцкую. Приходишь в Ассоциацию – как в свой родной дом.
Г.А. Никич – Я хотел отметить, что предыдущий выступающий предложил конкретные вещи. Будет куча идей и пожеланий. Но существует разрыв. С одной стороны-
героизм и самоотверженность Шумяцких. Другой полюс – нас 1.500 человек. Нет никакой стратегии, чтобы найти ресурсы для деятельности АИС в масштабе страны. Мое короткое замечание – на протяжении срока действия АИС возникла инерция – нет никакого позитивного видения. Нет организации практики.
Последнее – АИС не может занять какое-то место в политическом спектре.
Энергичные субъекты –Центр Современного искусства – вошли в эту проблему.
Предложение- Требовать от нового правления разработки понятной стратегии.
Г.С. Кушнеровская – Нисколько не умаляя действий АИС, надо сказать еще об одном аспекте. Совершенно ускользнула проблема – на наших глазах рушат Москву!!! Наш город! Остановить произвол. Сейчас умолчания по этому поводу – преступны. Последний пример – Манеж, еще большая трагедия – новый проект площади Киевского вокзала. И других площадей – Пушкинская площадь, Храм Василия Блаженного – великая святыня – ей грозит полное уничтожение.
Уничтожены палаты XVII века на Варварке. Хотят поставить гигантскую гостиницу. Нарушили основание Храма Василия Блаженного. Думается и хочется, чтобы сегодня АИС и искусствоведы не оставались в стороне !!! Вершится все с ведома правительства Москвы. Что-то возможно сделать. Пробыл час.Сообщество искусствоведов может сказать свое слово.
И ещё два момента. Во-первых, когда говорят о том, что кого-то, куда-то не пригласили…В наше время очень важно знать где, когда и что происходит.
Во-вторых. Е. Трубецкой «Умозрения в красках». Нашей духовной точкой опоры была вечность – в памятниках. Но, там говорится, ни одно великое свершение не оправдано страданием, ощущением великой драмы, которая вершится с нашей Родиной. Великая черная волна – этому необходимо противопоставить нашу добрую волю, мужество, нашу позицию.
Мы должны дать – нашу версию. В этом наша сила, наше поведение.
А.И Морозов – Активность организации зависит от активности её членов. Мы с Вами должны дать оценку работы: «удовлетворительно» – «неудовлетворительно». У нас голосуют 378 членов – кворум.
- Кто за то, чтобы признать работу правления АИС удовлетворительной?
– Результат голосования- 378 – за.
- Кто против? – Нет
- Кто воздержался – Нет
Работа правления АИС признана «удовлетворительной» - единогласно.
Теперь мы должны перейти к выборам Председателя АИС. Я имел честь возглавлять Ассоциацию на протяжении 3 сроков. Мы должны подумать о другой кандидатуре. Кого бы следовало предложить? Нам казалось очевидным, что этот человек должен быть опытным, хорошо знающим кадры, искусствоведов, обладающим опытом общественной деятельности. Многие единодушно высказались за Владимира Викторовича Горяинова. Много лет он был Секретарем правления Союза художников СССР. Это человек, который осуществлял Международную деятельность – AICА (при ЮНЕСКО). Человек, который возглавлял издательство «Советский художник». Рекомендовано собранию избрать его на пост Председателя АИС. Есть другие предложения?
Из зала – Михаил Фёдорович Киселев.
Г.П. Конечна – много лет я проработала с Владимиром Викторовичем Горяиновым в издательстве «Советский художник». Сколько книг было издано в то тяжелое время. Руководил он по-настоящему, по-умному, дипломатично. Мы издали тогда книги о Пуссене, Тугенхольде, Эфросе… Серии «Художники 1960-х годов». Я поддерживаю его кандидатуру.
Т.Н. Григорьева – предложена была кандидатура М.Ф. Киселева, так как хотелось бы видеть на посту Председателя АИС человека научного, искусствоведа, подобно Александру Ильичу Морозову.
А.И Морозов – Владимир Викторович – кандидат искусствоведения, занимался искусством Италии, Заслуженный деятель искусств России, куратор многих выставок, возглавлял издательство, выпускавшее множество книг по искусству , сейчас возглавляет отдел современного искусства Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина, куратор советского павильона Международной художественной выставки Биеннале ди Венеция с 1964 по 1988 гг., член оргкомитета выставок Москва-Париж и Москва-Берлин, куратор советского раздела и член международного жюри Международной выставки мелкой пластики в Венгрии, куратор советского раздела и член международного жюри Международной Триеннале реалистического искусства в Болгарии, куратор советского раздела и член международного жюри Международной выставки живописи в Кань-сюр-Мер во Франции. читал курс лекций по современному искусству в МГУ им. Ломоносова, ВГИКе, факультете славистики Падуанского университета
А.К. Якимович - Знаю двоих, обоих нежно люблю. Мне кажется, что Владимир Викторович Горяинов – человек для трудных времен, ученый, специалист, еще и деятель, и дипломат! Даже с Ириной Антоновой нашел общий язык. Я поддерживаю кандидатуру В.В. Горяинова.
А.И Морозов – Мы любим Ирину Александровну Антонову. От АИС была направлена телеграмма – поздравление её с 85-летием. Несмотря на долю соли, которую добавил наш коллега Александр Клавдианович..
Б.Л. Шумяцкий – мы с М.Ф. Киселевым с 1960-х годов живем на одной земле, и я знаю, что он умеет и чего не умеет. Я отвожу кандидатуру Киселева – он прекрасный искусствовед, но работа с бюрократией и чиновниками - .это иное. Разрываться между заведыванием кафедрой и этой тяжелой работой он, пожалуй, не сможет. Поэтому я нахально отвожу его кандидатуру. При этом очень люблю его самого.
Справка М.Ф. Киселев не присутствует на собрании по состоянию здоровья.
А.И Морозов – Есть ли другие кандидатуры?
- Не против ли Вы открытого голосования?. Никто не против.
- Кто за то, чтобы избрать Горяинова Владимира Викторовича Председателем правления Ассоциации искусствоведов?
- Кто за? – большинство – 376 голосов.
- Кто против? – Нет
- Кто воздержался? – 2
Итак, абсолютным большинством голосов Владимир Викторович Горяинов избран председателем АИС. Владимир Викторович – не присесть ли Вам за этот стол?
Следующее – выборы правления АИС. Список правления 15 человек. Есть предложение оставить правление в основе, с добавлениями.


 

Дополнения:
1. Грибоносова Елена Владимировна – кафедра искусствоведения МГУ, активный и деятельный искусствовед (Морозов)
2. Коваленко Ольга Савельевна – очень дельный и активный человек, действующий ведущий искусствовед Республики Беларусь (Якимович)
3. Красилин Михаил Михайлович – председатель Секции критиков и искусствоведов Московского союза художников.
4. Бусев Михаил Алексеевич - зам. Директора НИИ искусствознания РАХ .
- Против Бусева нет возражений? – Нет
5. Калугина Ольга Вениаминовна – специалист по скульптуре
6. Махлина Светлана Тевелеввна - искусствовед-теоретик, Доктор философских наук, академик Международной Академии информатизации, профессор
7. Карасик Ирина Нисановна – доктор искусствоведения, работник Государственного Русского музея.
8. Лучковский Илья Яковлевич – Украина, Харьков. Доктор наук. Знаток советского искусства. Занимается коллекцией русского искусства.
- Нет возражений? Голосуем
- Кто за предложенный списком состав правления с добавлениями? – 379
- Кто против? – Нет
- Кто воздержался? – Нет
Редкостное единодушие – состав правления АИС принят единогласно
Теперь мы должны избрать ревизионную комиссию.
Состав:
Карлова Маргарита Петровна
Фролова Нина Ефимовна
Короткевич Елена Георгиевна
Петренко Инна Георгиевна – не сможет продолжить свою работу.
Есть предложение по составу ревизионной комиссии:
Рыжова Валентина Александровна
Володина Нина Антоновна
Конечна Рада Душановна
Карлова Маргарита Петровна
Фролова Нина Ефимовна
Короткевич Елена Георгиевна
Голосуем. Кто за предложенный состав ревизионной комиссии списком? – 379
Кто против? – Нет
Кто воздержался? – Нет
Принято единогласно
В.В. Горяинов Хочу поблагодарить за Ваше доверие.
Александр Ильич Морозов вложил в Ассоциацию искусствоведов (АИС) большой кусок своей жизни. Я его просто на время заменяю. Хочу предложить традиционную вещь. Я бы предложил выбрать его Почетным Президентом АИС.
Принято единогласно. Впрочем нет - 1 против.
А.И Морозов – Мы переезжаем. Наша ассоциация живет исключительно на членские взносы. Я предоставляю слово М.Л. Терехович
М.Л. Терехович – Вы поняли из финансового отчета – денег у нас нет. Мы – творческий союз. Надо увеличить членские взносы до 500 рублей в год. Вступительный и годовой – 1000 рублей ( напомню, что ранее годовой членский взнос равнялся 350 рублям, вступительный и годовой – 500. ).
Новое помещение значительно больше по размерам, чем на Гоголевской бульваре. Я прошу скинуться всех, кто имеет возможность, иначе, мы просто не потянем и с переездом и с оснащением. С переездом – нам помогут. Как оплачивать помещение – ситуация тяжелая.
А.И.Морозов - Есть предложение увеличить членские взносы до 500 рублей.
Кто за это предложение? 379 голосующих – Единогласно
Кто против – нет
Кто воздержался – нет
Кто за вступительный взнос 500 рублей? – большинство

А.И Морозов – Предлагаю принести благодарность за новое помещение Зурабу Константиновичу Церетели. Хочу от Вашего имени принести искреннюю благодарность за неизменную помощь в работе АИС Международной конфедерации в лице Масута Махмудовича Фаткулина и Дирекции ЦДХ в лице В.В. Бычкова и М.И. Курчицера - за этот зал.