Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Содержание материала

 

3. Г.П. Конечна - Тема сообщения «Художественные проекты АИС на салонах ЦДХ». Все эти проекты АИС проводились в рамках всех Салонов, организованных Международной Конфедерацией Союзов художников. Хочется поблагодарить эту организацию. Предлагаются некоммерческие проекты вне конкурса. Художники, представленные на этих экспозициях представляют большой интерес. Проводятся и мини персональные выставки тех художников, которые уже себя зарекомендовали. Все проекты находят свое отражение и в каталогах. К открытию Салонов Конфедерация старается выпустить каталог участников, где есть и статьи кураторов проектов. Там представлены – каталог выставки, разделы, обязательно статья искусствоведа (куратора). Так происходит на протяжении всех 10 показах, осуществлённых Международной Конфедерацией.
Вот перечень проектов выставок
проект Семья Табенкиных – отец и сын. Это, мне кажется, был чуть ли не первый совместный показ творчества этих художников. До этого они не были представлены так полно и рядом.
1999 год – "Состояния" - художники В. Апухтина, О. Булгакова, М. Талашенко
Это - качественное искусство.
2000 год – Абстрактный дизайн – Игорь Березовский, куратор, Е. Черневич.
2001 год – из Парижа были привезены работы Анатолия Слепцшева.
2002 год - Проект «Иное пространство. Ю.Павлов- Русяев». Проект был подготовлен и представлен Владимиром Павловичем Цельтнером ..
2003 год – Живопись молодых была представлена абстракциями Натальи Ситниковой.
2004 год – Наследство сакральных культур. Инсталляции Астемирова.
2005 год – Наталья Ситникова выступила куратором проекта своих родителей А.Ситникова и О. Булгаковой " Физика времени"
2006 год – показ творчества Ирина Мещеряковой.
2007 год – Портреты Ксении Нечитайло. Куратор А.И. Морозов.
В рамках этой десятилетней программы АИС очень много работал А.И. Якимович – и проекты, и статьи.
Хочется предложить, что было бы очень хорошо, если бы мы все обдумали проект и создали несколько предложений, и чтобы кто-либо из нас представил проект АИС в 2008 году.
4. А.К. Якимович – Я прошу 11 минут.
В нашей художественной жизни сейчас соперничают между собой две философии. Одна из них говорит, что искусство продолжает жить, несмотря ни на что. Смыслы не рухнули, ценности могут быть спасены. Более конкретно это означает: художественное качество обязательно для искусства. Настоящая картина и настоящая скульптура неотменимы. Шедевр искусства и творческое вдохновение – не старые сказки, а наше светлое будущее.
Эти признаки указывают на то, что на данном фланге находятся исторические оптимисты. Но то ли где-то что-то перепутали, то ли история над нами иронизирует. Из лагеря оптимистов доносятся до нас прежде всего горестные стенания и клики возмущения. Нас не ценят Даже сдуревшие партийные функционеры КПСС тридцать лет назад иногда проявляли хоть какое-то подобие понимания к нам. Сегодняшние чиновные иерархи культуры словно не желают нас знать вообще. Они заняты чем-то своим, заветным финансовым корпоративным, вероятно, поглощены экстазами распиливания и откатывания. Хорошее искусство, которое само не может зарабатывать на свое содержание, никто не собирается поддерживать. Непонятные, мало эффективные, не сенсационные произведения не вызывают жалости своим сиротством. Кто может дать гарантии, что нечто не сенсационное и внятное лишь специалистам когда-нибудь окажется национальным достоянием? Телеканалы, министры и депутаты нынче знают толк в шоу-бизнесе и оценивают претендентов по законам шоу-бизнеса. Попробуйте убедить шоу-бизнес в том, что подлинное искусство не обязательно очевидно для современников и раскрывает свои потенции только потомкам. Фьючерные перспективы без гарантий в этом бизнесе не идут.
Я сам тоже из этой поросли. Мне тоже приходит на ум, что могли бы и меня по достоинствам заценить. Писал я книги, писал и даже иногда издавал, да ведь никто и никогда слова о них не произнес, и ни одной рецензии не было. Если ничего стоящего я не написал и не предложил, тогда зачем от меня что-нибудь требовать? Когда приглашают куда-нибудь вип-персон от искусства, там меня наверняка не будет, да и коллеги норовят при удобном случае не позвать куда-нибудь туда, где можно оказаться на виду. Никто уже не станет перекрывать кислород, как тридцать лет назад, но незаметно обойти и не пустить – это очень даже и всегда пожалуйста. Про Официальную зарплату лучше вообще умолчать. Про неофициальные заработки – там более.
С годами кровь остывает, а мозг все еще теплится. Все чаще приходят на память строчки из одного стихотворения Пастернака: «Каторга, какая благодать». Это стихотворение «Лейтенант Шмидт», а про каторгу Пастернак сказал явно в переносном смысле, и все так и поняли. Это говорится о себе и своих сотоварищах, поэтах, которым советская власть показала кузькину мать. Каторга она, конечно, каторга, да ведь могло быть еще гораздо хуже того, а потому можно испытать облегчение, когда тебе назначили каторгу. Раньше я был неопытный и непонятливый, и тоже возмущался и досадовал, и думал, что каторга, то есть постоянное держание меня под спудом и в черном теле – это несправедливо. Загонять таких особенных людей в угол и обращаться с ними, как с расходным материалом государственной машины – это жестко. Так я думал. Теперь я понемногу начинаю догадываться, и тут радоваться надо и судьбу благославлять, а не возмущаться.
Требование жить не впроголодь – это дерзость со стороны талантливого человека. Ожидать признания своих достоинств со стороны власти на том основании, что ты написал картину, ценимую знатоками и игнорируемую всеми прочими – это большая нелепость. Покажи свой рейтинг, тогда и требуй, и ожидай согласно правилу шоу-бизнеса, а если пишешь, ваяешь или сочиняешь книжки для будущего, так пускай тебе будущее и дает финансирование. В данной системе координат только так и может быть. Обижаться на поведение коллег, на власть и на публику не только бессмысленно, но и несправедливо.
Я говорю об этом не с позиций высокой морали смирения, а скорее с точки зрения разума и здравого смысла. В христианском учении присутствует мысль о том, что добродетель сама по себе есть награда, а других наград ей и не обязательно давать. И тут есть своего рода суровая математическая логика.
В самом деле, коллеги, если мы уверены в том, что мы обладаем умом, пониманием времени, нравственными достоинствами и, более того, обладаем правотой, то чего еще можно требовать от общества? Или, положим, жаловаться, что мало денег? Все уже дано, больше не положено. Больше одного дара Божия в одни руки не дают. Поэтому не жалуйся, не требуй и не проси, человек искусства, ученый человек, умный и талантливый человек. Издательства отворачиваются или глухо молчат, телевидение не замечает, чиновные иерархии игнорируют, деньги платят смешные, и спасибо им, ибо могло быть гораздо хуже. Могли отобрать последний карандаш и последний листок бумаги, но не отобрали. И если полупустой стакан может считаться наполовину наполненным, то полузадавленная и ущербная жизнь (как выражался Адорно, жизнь поврежденная) на фоне модных гламуров вовсе не так уж плохая.
Я взялся говорить то, что я на самом деле думаю, и не сомневаюсь в том, что на меня обидятся и рассердятся некоторые уважаемые сотоварищи и коллеги по цеху. Чтобы не обмануть их ожиданий, я сейчас еще добавлю. Нельзя говорить правду наполовину, и надо теперь сказать несколько слов о другой стороне нашей художественной жизни.
Другая сторона в мире искусств исходит из постулата «Искусство умерло». Точнее, закончены времена шедевров, рассеялась аура, не воскреснут ни качество, ни смысл, ни творческий порыв. Остались в прошлом мечтания и фантазии о позитивных достоинствах произведения и мистическое «чудо искусства». Отныне возможны только негативные достоинства, или антидостоинства. Кто круче набедокурил, тот и мастер – имеется в виду мастер трансгрессивных стратегий и виртуоз актуального искусства.
Распространение актуального искусства и его редкостная выживаемость обусловлены исторической ситуацией. Не надо думать, будто его разрабатывают в тайных лабораториях Гельмана и Саачи. Антиискусство вырывается наружу, как выражение синдрома социокультурного тупика. Такое было на Западе после Первой мировой войны и после Второй мировой. Возникает тревожное ощущение отсутствия перспективы. Все силы общества дискредитированы и провалены: правые и левые, либералы и патриоты, почвенники и космополиты, а также реалисты и авангардисты. В России после завершения этапа надежд разворачивается долго откладывавшийся и оттого крайне острый крах четырех утопий социализма с человеческим лицом и утопия доброго капитализма. Сказка о святой Руси не выполняет функцию утешения и компенсации. Все версии пути к светлому будущему обанкротились. В такой ситуации актуализм в искусстве и его покровители возникают с такой же неизбежностью, как кашель при бронхите.
По логике вещей получается, что на этой стороне господствует своего рода исторический пессимизм. Точнее сказать, там не верят в чудесные способности таланта и в силу искусства. Но именно с этой стороны доносятся вызывающие дразнилки, концептуальные приколы и развязный журналистский стеб. Там похохатывают. Дерганная шутовская смешливость «актуализма» уже много лет назад получила в западной прессе обозначение «веселый апокалипсис».
Ученые психологи, специалисты по поведению людей в экстремальных условиях, обнаружили определенную закономерность. Когда люди находятся в безвыходном тупике (например, на войне в окружении, в плену, в руках террористов), то большинство ведет себя по одной из двух схем. Это либо депрессивное торможение в нервной системе, либо нервозная оживленность и даже склонность к шутовству.
Возможно, что медицина должна рассматривать современную художественную жизнь именно в таком разрезе. Депрессивные застревают в своих переживаниях, горюют и жалуются на судьбу. В другом лагере отвязанные ребята из команды «веселого апокалипсиса» шумят и острят, дерзят, дергают Бога за бороду и наступают на любимые мозоли гуманистического культа и национального самолюбия.
Этот лагерь получает определенные предпочтения в системе власти и коммуникации. Я вообще-то не думаю, что министры, олигархи и руководители телевидения на самом деле вдумываются и вслушиваются в смысл и послание «антиискусства». Некогда им вдумываться и вслушиваться. У них другое на уме, и недосуг, и неинтересно вникать в десять отличий и десять сходств, например, Церетели и Кулика.
Актуалисты получают преимущества хотя бы по той причине, что маршалы бизнеса, генералы телевидения и бояре Кремля играют по законам шоу-бизнеса. Те, кто похохатывает, ерничает, озорует и валяет дурака с привлечением модных словечек – тот становится эффектен и употребим в плане зрелища, а точнее, экранного зрелища. Заметьте, как работают даже самые интеллектуальные экранные проекты на канале «Культура»№. Экран не выносит долгих рассуждений, а мысль должна подаваться в упаковке репризы. Ни лекция, ни исповедь, никакие иные старые жанры не годятся. Понятно, что в системе информации современного типа сенсационный «веселый апокалипсис» оказывается адекватным. Там шутят и валяют дурака. Им место на экране, это справедливо. Сумрачные и недовольные умники, непризнанные таланты, глубокие фундаментальные умы в этой игре проигрывают по определению.
Дамы и Господа, я не призываю Вас гримасничать и выдумывать репризы, делать шокирующие жесты, ибо старого кота не научишь новым трюкам. Но я уверен, что вообще перед публикой нужно меньше нытья и меньше желчи, меньше претензий и жалоб на непонимание. Жизнь и так трудно, не надо лишний раз тоску наводить.